СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию предмета по личным наблюдениям

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока пятиклассники готовятся к написанию сочинения-описания по личным наблюдениям. 

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию предмета по личным наблюдениям»

Урок русского языка

5 класс

Тема. Подготовка к сочинению-описанию предмета по личным наблюдениям

Цель: подготовить обучающихся к написанию сочинения-описания предмета по личным наблюдениям.

Задачи:

Обучающие: ознакомить обучающихся с особенностями композиции сочинения-описания; познакомить с языковыми средствами изображения признаков предмета в сочинении, отрабатывая умение использовать синонимы в своей речи, учить рецензировать написанное.

Развивающие: развивать способность анализировать учебную цель для успешной организации собственной учебной деятельности; развивать наблюдательность, способность видеть признаки предмета, необходимые для реализации учебной цели.

Воспитательные: воспитывать уважение к хлебу как святыне славянских народов; прививать интерес к УНТ и обычаям русского народа,

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: презентация к уроку, хлеб для создания текста-описания, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, Большой иллюстрированный толковый словарь В.И. Даля.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель. Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке развития речи, который мы посвящаем такому привычному и необходимому продукту - хлебу. Сегодня на уроке мы подготовимся к сочинению-описанию по личным наблюдениям, а предметом ваших описаний станет хлеб, который лежит перед вами на партах. Для начала давайте повторим необходимые для нашей работы понятия и определения.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Повторение типов речи и их особенностей

Учитель. Повторение типов речи и их особенностей мы проведем в виде заданий «Узнай тип речи по признакам». Работа в группах.

Задания группам «Узнай тип речи по признакам».

А) Это рассказ о каких-то действиях и событиях.

Составные части текста: начало действия, его развитие и завершение.

Отвечает на вопрос: что делает предмет или лицо? Повествование



Б) Этот тип речи отвечает на вопрос: почему предмет или лицо такие?

Состоит из тезиса, доказательств и вывода.

В этом тексте представляется и разъясняется какая-то мысль. Рассуждение

В) В тексте идет речь о признаках предмета или лица.

Текст отвечает на вопрос: каков предмет или лицо?

Текст включает в себя: общее впечатление о предмете, его детали и признаки, оценку предмета или лица. Описание.

III. Определение цели и задач урока.

- С каким типом речи мы будем сегодня работать, исходя из темы урока? Почему?

- Как вы определите цель урока? Какие задачи мы будем решать?

IV. Работа по теме урока. Творческая практическая деятельность класса по подготовке к сочинению-описанию хлеба по личным наблюдениям.

  1. Слово учителя.

Учитель. «Хлеб - всему голова», - учит пословица. С таким трудом достается человеку хлеб, поэтому с таким уважением, как к святыне, относятся люди к хлебу. По-разному звучит слово, обозначающее хлеб, но у всех народов всегда с этим словом связано представление о самом дорогом: о жизни, счастье, труде, достоинстве, чести. Послушаем стихотворение о хлебе.

2, Чтение учеником стихотворения В.Бондарчука «Хлеб».

Идешь ли ты с работы жарким летом,

Морозной ли вьюжною зимой,

Заходишь обязательно за хлебом,

И бережно несешь его домой.


Вдохни его. Он пахнет утром ранним,

В нем рук его тепло, забота строгих глаз,

Он в дом пришел сквозь годы испытаний.

Не зачерствев, как кое-кто из нас.


Священен хлеб, в себя вобравший солнце,

В себя вместивший хлебороба жизнь.

Ты сердцем чистым до него дотронься,

И чистыми руками прикоснись.

3, Беседа по вопросам.

  • О чем это стихотворение?

  • Как вы понимаете последние строки стихотворения.

  • Какой хлеб вам больше нравится?

  • Кто в вашей семье покупает хлеб?

4. Лексическая работа

Задания группам:

I группа. Определите по толковому словарю, сколько значений имеет слово «хлеб»? Какое это слово – однозначное или многозначное?


II группа. Определите по словарю В. Даля, сколько значений имеет слово «хлеб»? Какое это слово – однозначное или многозначное?

III группа. Прочитайте пословицы о хлебе и объясните их значение.
Хлеб в пути не тягость.

Хлеб везде хорош - и у нас и за морем.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеба ни куска - и в доме тоска.

Учитель. Поработав со словарями, мы выяснили, что слово «хлеб» многозначное. Давайте с помощью картин художников и фотографий, которые вы увидите на слайдах презентации, вспомним еще раз значения слова «хлеб». Обращение к презентации.

- Какое значение этого слова не было представлено на слайдах?

Так чему же учат нас пословицы о хлебе?

Учитель: Вспомните и скажите, в каких народных обрядах и праздниках хлеб занимает почетное место? Мозговой штурм

  1. Сообщение ученицы (держит хлеб на рушнике).

Среди домашних оберегов почетное место занимал хлеб. Не случайно он сначала имел круглую форму. Хлеб - символ солнца у наших предков, как солнце давало жизнь всему живому, так и хлеб - это жизнь. Хлеб во все времена был святым, поэтому ни один из обрядов не обходился без хлеба. Когда рождался человек, проведывали его с хлебом, на свадьбу шли с хлебом, в далекий путь провожали с хлебом. В каждой украинской хате на столе лежал хлеб под рушником, как символ гостеприимства. И если человек входил в дом, его обязательно угощали хлебом. А попробовав хлеба и соли, человек не имел права совершить зло хозяевам.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

  1. Подготовка к написанию сочинения.

Учитель. Издавна люди славили хлеб, писали о нем стихотворения, создавали мудрые пословицы. Художники на своих полотнах изображали хлебные поля, зерновой колос. И это не прекращается и сейчас, потому что хлеб необходим и ценен всегда. И сегодня мы с вами напишем свою страницу о хлебе, опишем святыню славянских народов - хлеб.

Перед вами лежит хлеб, который мы будем описывать. Рассмотрите его, возьмите в руки, ощутите запах хлеба и скажите, как пахнет хлеб? А теперь послушайте стихотворение «Как пахнет хлеб»

Ученик:

Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

Вот он – румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

- какие запахи ощутил поэт, вдыхая аромат хлеба?

Учитель. Сегодня на уроке мы готовимся с вами к описанию хлеба. И то, что вы только что услышали в стихотворении и от своих одноклассников, поможет вам выполнить работу.

7. Лексическая работа. Групповая работа.
Охарактеризуйте хлеб по конкретному признаку, запишите свои наблюдения в тетрадь.

І. Цвет (хлеба, корочки) ІІ. Запах III Ощущения

светло-желтый, ароматный, вкусно

темно-коричневая корочка, душистый, приятно,

золотистый пахучий аппетитно

румяный свежий мягкий

  • все ли слова подобрали удачно?

  • какие слова еще можно использовать в сочинении?

8. Работа с текстами, содержащими описание хлеба. Групповая работа

Учитель. Каждая группа получит небольшой текст, содержащий описание хлеба. Назовите вид хлебобулочного изделия. Определите в группе, какие признаки хлеба (форма, цвет, запах, вкус и другие) подмечены автором.

  1. Поскорее накрывай стол скатеркой чистой, -

Перед нами каравай с корочкой душистой!

Круглобок, и маслян он, в меру крут, посолен

Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем.

Режь, да ешь от всей души, силы набирайся,

Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся (Из песни).

  1. Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба (К. Паустовский)


  1. К вечеру на полевом стане для нас был уже готов хлеб из пшеницы нового урожая... Много раз за свою жизнь приводилось мне есть первый хлеб нового урожая, и всякий раз, когда я подношу ко рту первый кусок, мне кажется, совершаю святой обряд. Хлеб этот хотя и тем­ного цвета и немного клейкий, словно бы испеченный из жидко замешанного теста, но ни с чем на свете не сравним его сладковатый привкус и необыкновенный дух: пахнет он солнцем, молодой соломой и дымом... (Ч.Айтматов)

9. Составление микротекстов по структурным частям сочинения в группах.

Учитель. Снова обратимся к характеристике текста-описания. Как строится текст-описание?

Посмотрите, как будут выглядеть части вашего будущего сочинения. (Слайд)

  1. Вступление (место хлеба в жизни людей, отношение к хлебу в семье).

  1. Описание хлеба (цвет, запах, форма, особенности).

  2. Заключение (почему к хлебу нужно относиться уважительно)

Учитель. Каждая группа получит листок-помощник, по которому будет работать. Там вам предлагается начало вашей части текста. Ваша задача – коллективно продолжить указанную часть сочинения.

Листок- помощник 1 группы.

Напишите начало сочинения (4-5 предложений), начните с предложения:

С давних времен хлеб занимает важное место в жизни человека.

Вариант продолжения. Мы встречаемся с ним каждый день, без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, на праздничный стол. Он ежедневно приходит к нам — румяный, теплый, душистый. В нашей семье его чаще всего покупает мама, иногда это делаю я.

Листок- помощник 2 группы.

Опишите хлеб (цвет, запах, форма, вкус, ощущения, особенности), начните с предложения:

Передо мной лежит свежая буханка белого хлеба, который в народе называют кирпичиком.

Вариант продолжения. Он так назван из-за своей формы. Запах свежего хлеба постепенно наполняет комнату. От него так вкусно пахнет, что сразу хочется отрезать кусочек и густо намазать медом или вареньем. Притягивает к себе и цвет хлеба, по бокам он светло-желтый, а сверху корочка - румяная, коричневого цвета, душистая. Этот хлеб украсит любой стол.

Листок- помощник 3 группы.

Напишите вывод к тексту о хлебе (3-4 предложения). Начните с предложения:

Нужно всегда помнить, что в каждую буханку хлеба вложен труд многих людей.

Вариант продолжения. Его нужно беречь и уважать. Ведь так приятно всегда видеть на своем столе вкусный, душистый хлеб, батон или калач. Одна из пословиц напоминает нам: «Хлеба ни куска - и в доме тоска».

10. Представление группами результатов своей работы. Прослушивание полного текста-описания хлеба.

- Подберите заголовок к тексту.

11. Итог урока. Объяснение домашнего задания.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы готовились к написанию сочинения о хлебе. Вы получили необходимые знания и нужную информацию для того, чтобы дома выполнить эту работу. Давайте вспомним:

- сколько частей будет в вашей работе?

- о чем будет идти речь в каждой части?

А теперь домашнее задание. Выберите для описания любой вид хлебобулочного изделия, который предпочитает ваша семья, и опишите его. В первой части не забудьте назвать вид хлеба и скажите, почему решили описывать его.

  1. Рефлексия

- что нового узнали на уроке?

- какой вид работы запомнился?

- понравилось ли работать в группе? Чем?

Учитель. Сегодняшний урок мы посвятили хлебу. Пусть же на наших столах всегда будет хлеб, пусть он никогда не черствеет. Как говорит народ, когда черствеет хлеб, то черствеют и души. Вспомним, что было у наших предков символом гостеприимства? Пусть же традиция встречать гостей хлебом - солью остается в памяти нашей надолго и будет связывать нынешнее поколение с далекими предками.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!