СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Подготовка к сочинению - описанию внешности человека по личным наблюдениям "Вы с ним знакомы". 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Подготовка к сочинению - описанию внешности человека по личным наблюдениям "Вы с ним знакомы". 7 класс»


Тема. УРР 6. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека по личным наблюдениям на тему «Вы с ним знакомы».

(Слайд 1)

Цели.  (Слайд 2)
Образовательные
• Познакомить учащихся с различными способами описания внешности человека. 
• Подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека. 
• Научить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения. 
Развивающие: 
• Развивать речь учащихся, умение быстро находить речевые и логические ошибки, умение выражать свои мысли; учить делать выводы. 
• Развивать мышление, память, внимательное отношение к слову, культуру речи. 
Воспитательные: 
• Воспитывать ответственность за грамотную речь и письмо, активность, самостоятельность и интерес к предмету. 
• Формировать у учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества. 

Оборудование: учебник, мультимедийный пректор, раздаточный материал.



 Сколько прелести есть в человеческих лицах!



Ход урока


На экране отрывок из к/ф «Ночь перед Рождеством» (с 14.01. по 15.22. =1м.21сек.)



I. Организационный момент. 
Объявление темы урока, целей и мотивации учебной деятельности. 

1. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Ребята, вам конечно же, знакомо это произведение и имя его великий автор, знакома и главная героиня (Оксана) . (учащиеся называют автора, произведение и имя главной героини).

Давайте вспомним, чем была занята наша героиня? (своей внешностью)

И я думаю вы догадались, какова тема нашего урока?( описание внешности человека) Откройте ,пожалуйста, тетради, а кроме тетради у вас на столе должны лежать дневнички, учебник, ручка . Запишите число и тему урока (Слайд 1)

Сегодня мы должны поставить перед собой цели урока и постараться достичь их:(Слайд 2)

1. Познакомиться с различными способами описания внешности человека и 
подготовиться к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека; постараться научиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения. 
2. Развивать умение находить речевые и логические ошибки, умение выражать свои мысли; учиться делать выводы; Развивать мышление, память, внимательное отношение к слову, культуру речи

3. Будем воспитывать в себе ответственность за грамотную речь и письмо, активность, самостоятельность и интерес к предмету. 

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вопрос: Какие слова в названии темы главные? (Описание внешности – личные наблюдения.)

Вопрос: Как вы понимаете “личные наблюдения”? (Это то, что я видел сам.)

Вопрос: А что значит описать внешность человека? (Это описать (рассказать) про: далее запись в тетрадь.)

(Слайд 3)

  • лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики;

  • глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики

Вопрос: Как вы думаете, что ещё обязательно необходимо отразить в описании внешности человека? (Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)

Вопрос: Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? (Конечно). А характер? (В какой-то степени ДА).

Вопрос: Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям.)

Ребята, сейчас у вас появилась такая возможность присмотреться, понаблюдать, вглядеться в лица друг друга и найти что-то особенное во внешности товарищей, потому что вы будете работать в группах, используя «кейс-метод».

Вопрос – а что такое кейс ? (портфель, маленький чемодан).

Метод «кейсов» заключается вот в чем: это работа групповая, перед каждой группой стоит проблема (сегодня она одна на все три группы – написать сочинение), которая решается методом отбора правильной информации, которая размещается в «кейс».

Представьте, что конверты, которые я держу в руках - кейсы, в которые вы будете складывать все материалы к сочинению, собранные во время урока. На этих конвертах не написаны ваши имена, но они именные. Я попыталась в нескольких словах, используя портретную лексику, описать вашу внешность. Вы должны сами узнать себя по этому описанию или помогут товарищи. Первый кейс :

Вероника – жгучая брюнетка, губы бантиком;

Виктория – стройна, коса до пояса;

Мария – поцелованная солнцем;

Альбина – глаза как вишни

Ева – лучезарная улыбка

Анна – кустодиевская красавица

Иван – взгляд умных голубых глаз

Владислав – суровый взгляд серых глаз

Александр – натуральный блондин

Даниил – глаза, излучающие доброту

Валерий – увлекающийся спортом

Сергей – будущая звезда футбола

Посмотрите внимательно на кейс и ответьте на вопрос

- какие части речи я употребила, описывая вашу внешность (прилагательные, причастия, есть причастные обороты)

Т.е. я употребила портретную лексику.

Учитель. Давайте подведем некий итог сказанного.

  •  Мы узнали, что значит описать внешность человека - дать внешнюю портретную характеристику и внутреннюю (это… лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат для описания внешней портретной характеристики;

  • глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты, которые служат для описания внутренней характеристики…), каким человеком надо быть (наблюдательным, внимательным к окружающим тебя людям). Надо обязательно суметь передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в этот момент..

И вы приступаете к описанию внешности. Для помощи в работе на партах лежит памятка-распечатка для каждого. Зачитаем (читает каждая группа по одному)

1. Определи свой замысел. Зачем ты описываешь именно этого человека?

2. Почувствуй индивидуальность неповторимость, что поможет понять его характер, настроение, внутреннее “Я”.

3. Продумайте последовательность изложения.

Положите эту памятку себе в кейс.



II.

Вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть:

  • деловое (…при розыске пропавшего, т.к. надо указать особые приметы..)  Например: Потерялся мальчик 4-х лет…Зовут…Одет…На правой щеке ближе к шее – родимое пятно...;

  • научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определённой расы);

  • художественное (описание литературного героя).

III.

Приведите примеры делового описания. (дети называют объявление)..

-А что такое объявление?

Объявление  - это официальное извещение о чём-нибудь. Дать в газету, на доску объявлений, передать по  радио. (в тетрадь не записывать)

Смотрим отрывок из мультфильма) На 11м. 34с. – 11 46 с. = 11сек




- Правильно ли составлено объявление о пропаже человека? (Нет)

- Каким по содержанию должно быть объявление? (конкретным , точным с указанием особых примет)

Задание. Исправить ошибки, допущенные в объявлении из мультфильма.. (Дети зачитывают, комментируют и сами определяют, у кого более правильный вариант объявления).

Вот по такому объявлению , конечно, почтальон Печкин быстрее бы нашел д. Федора и получил заветный велосипед.


IV. Есть люди, которые профессионально занимаются поисками предметов. Это археологи. Они описывают найденные предметы, представителей определенных рас. Такое описание называется научным. Работа археологов интересна тем, что по найденным экспонатам можно восстановить внешний облик людей, живущих в прошлых столетиях, и составить свое представление об их красоте.

Иван - археолог

(Слайды 3,4)


Представление о красоте разное, и оно меняется вместе с развитием человечества. У древних майя высоко ценился вытянутый назад череп, который формировали у младенцев с помощью двух дощечек. А лицо должно было быть узким, с выдающимися скулами, выступающим округлым подбородком и маленьким ртом. Обязательным признаком красоты были и раскосые глаза. Младенцам подвешивали украшения прямо перед глазами, чтобы у них развилось косоглазие. Древние майи подпиливали себе зубы и вставляли в них драгоценные камни.

(Слайд 5)


Идеалом красоты Древнего Египта была женщина с полными губами, прямым носом и большими миндалевидными глазами.

(Слайд 6)

В Древней Греции в моде была красота строгая и благородная. Прежде ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая блестящая кожа.

(Слайд 7)

Лицо японской красавицы должно было выглядеть как можно бесстрастнее и кукольней. Именно поэтому японки густо белили щеки, лоб, а брови выбривали и рисовали вместо них короткие линии. Улыбались и смеялись, не показывая зубы, которые покрывали чёрным лаком. Вот такой портрет японской красавицы.

Как видим представления о красоте лица в разные эпохи и в разных странах различны.


V.


Учитель – Но при все, казалось бы, абсолютной непохожести, наши лица во многом схожи. Но если они (лица ) не так уж сильно отличаются друг от друга, то почему возникает магия одних, тогда как другие оставляют нас равнодушными.


Портрет Моны Лизы : (Слайд 8)


Маша

Летел в её улыбку камень, 
Вонзали нож по рукоять. 
Посмотрит тёмными зрачками — 
И улыбается опять. 
Из Лувра выкрали. И даже 
На Пикассо упала тень, 
Но вновь она на вернисаже 
Улыбкою встречает день. 
Смеялись флейты, 
Пели скрипки 
На всех сеансах год подряд, 
Чтоб вызвать этот миг улыбки, 
Непостижимый этот взгляд. 
Умолкло всё, 
Всё притаилось 
На всех ветвях, на всех кустах, 
Когда улыбка появилась 
У Моны Лизы на устах. 
Постичь до дна улыбку надо, 
Чтоб увидать в её венце 
Измученного Леонардо 
С улыбкой на худом лице. 
Левша, он сам сработал раму, 

Сам врезал в раму вензеля. 
С тех пор улыбкой этой самой 
Интересуется земля. 
Джоконда властно и коварно 
Сквозь линзы стёкол четырёх 
Глядит с улыбкой лучезарной 
Равно на умниц и дурёх. 
Смеётся флейта, 
Плачет скрипка — 
Не расставались будто с ней, 
А легендарная улыбка 
Меж тем с годами всё ясней. 
Не меркнет и не угасает, 

Светлее дня, 
Сильнее тьмы. 
Джоконда, видно, что-то знает, 
Чего ещё не знаем мы. 

Виктория-художник:

Свою знаменитую картину Леонардо да Винчи писал с шутами и музыкантами, поэтому настроение Моны Лизы менялось: она то радовалась, то впадала в грусть. В этом, возможно, и заключается секрет невероятной притягательности её лица. Оно выражает сразу несколько эмоциональных состояний.

Посмотрите внимательно на портрет Джоконды. Заметили ли вы, что один уголок рта у неё опущен, тем самым как бы выражает скорбь, а другой слегка приподнят. Один глаз от удивления раскрыт, а другой иронично прищурен.

Мы блуждаем взглядом по лицу Джоконды, и мы видим, что оно прекрасно от её улыбки. Но если мы будем смотреть на портрет три минуты, то она нам покажется грустным. А через пять мину – разгневанным.
Монна Лиза меняет выражение своего лица. В этом, возможно и есть загадка Леонардо да Винчи.

Учитель – Каждый человек – индивидуальность, каждый человек – загадка. Сейчас мы увидели портрет, созданный художником. А что называют портретом?

Портретэто художественное изображение лица конкретного человека и в то же время его интерпретация художником.

VI.

Учитель –Виктория описала нам портрет Моны Лизы, используя при этом портретную лексику.

Дети, что такое портретная лексика? Это детали портрета и определения, выраженные прилагательными и причастиями.

У вас на партах лежат листочки с деталями портрета и определениями к ним. Воспользуйтесь этой подсказкой и опишите ее лицо. Работаем в тетради. Но сначала выполните такое задание.

Задание. Среди портретной лексики найти лишнее определение и назовите его, чтобы избежать речевые ошибки .


Портретна лексика

Детали портрета Определение


Вероника - Лицо - выразительное, красивое, круглое, овальное, худое, полное, нежное, грубое, белое, бледное, румяное, смуглое, высокое.


Виктория- Выражение лица- приветливый, умный, открытый, серьезный, веселый, грустный, мрачный, злое, волевое, довольное, обиженный, испуганный, сосредоточен, растерянный, задумчивый, беззаботный, обеспокоен, виноват, хитрый, низкое.


Александр -Глаза - большие, выразительные, раскосые, широко поставленные, темные, светлые, карие, черные, синие, серые, серо-буро-малиновые.


Мария-Взгляд - приветливый, ясный, умный, открытый, серьезный, веселый, внимательный, спокойный, задумчивый, обеспокоенный, грустный, ласковый, злой, сердитый, строгий, равнодушен, хитрый, проницательный, настороженный, недоверчивый, захваченный.


Альбина - Нос - большой, маленький, длинный, курносый, тонкий, широкий, мясистый, ровный, прямой, с горбинкой, горбатый, волнистый.


Валерий - Рот - большой, небольшой, малый, широкий, никакой.


Влад - Губы - полные, тонкие, свежие, бледные, бескровные, сжатые, раскрытые, усеянные веснушками.


Анна -Брови - прямые, длинные, черные, темные, выцветшие, тонкие, широкие, густые, нависшие, нахмуренные, гладко причесанные


Иван -Волосы - темные, светлые, русые, черные, каштановые, пепельные, белокурые, золотистые, рыжие, седые, блестящие, тусклые, пшеничная, густое, жидкое, длинные, короткие, прямые, волнистые, кудрявые, зачесанные, распущенные, подстриженные, заплетенные, серые.


Сергей - Рост - высокий (высокого роста), средний (среднего роста), невысокий (невысокого роста), интересный.


Ева -Телосложение - среднего телосложения, полный, худой, худощавый, стройный, хрупкий, сгорбленный, неуклюжий, широкоплечий, коренастый, плотный, толстый, растрепанное.


Даниил -Черты характера - вежливый, внимательный, добрый, общительный, трудолюбивый, честный, щедрый, порядочный, серьезный, доброжелательный, решительный, веселый, покладистый, тактичный, злой, ленивый, воспалительный.


(отразили в описании индивидуальность Моны Лизы?)



Физминутка "Невербальное общение" (Слайд 9)


При помощи жестов и мимики , описать которые вы можете в своем сочинении, попробуем передать следующую информацию:
- "Наконец-то я додумался!"
- "А. да ладно!"
- "Что я наделал?!"
- "Ничего не поделаешь:"
- "Не знаю",
- "От всего сердца рада вас видеть!"



VII.

А теперь положите листочек с портретной лексикой себе в кейс.

Итак, ребята, сейчас мы плавно перешли с вами к какому типу описания ? - художественному.

Читая литературные произведения, мы встречаем в них словесные описания внешности героя (персонажа).


- Давайте вспомним основные элементы (виды) словесного описания внешности. (Фигура, одежда, поза, лицо, глаза, волосы)


- Скажите, для чего словесный портрет вводится в художественное произведение? (позволяет автору раскрыть характер, внутренних мир и душевные переживания героя, дать его характеристику))


- Как называется словесные описания внешности героя (персонажа). (литературный портрет) или портрет в литературном произведении.

- Ребята, а что такое портрет в литературном произведении?

Портрет в литературном произведении – это изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики жестов, одежды. Описание внешности одно из средств характеристики человека.


1. Викторина «Угадай героя».

- Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя? (тексты на столах)


(Слайд 10)

И.С. Тургенев "Бирюк». Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Все окрестные мужики боялись его как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: "Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес: И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет."


(Слайд 11)

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебёдушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт;

Горят щёки её румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются…

(Алёна Дмитриевна, М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»)


(Слайд 12)

Тарас Бульба.. Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" .

Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия.

Замашная рубашка – холщевая.

Учитель: Мы сейчас с вами прочли описание совершенно разных людей и увидели, что авторы не всегда начинают создавать литературные портреты своих героев, описывая их лица.

- Что прежде всего отмечали авторы во внешности своих героев?
(Автор должен прежде всего указать на то, что является самым ярким во внешности, особенным, присущим именно этому человеку. Это может быть взгляд, манера говорить, ходить, улыбаться и т.д.).


Задание. Возьмите, ребята, тексты с описанием литературных героев и выполните такую работу: найдите, подчеркните в каждом тексте средства художественной выразительности и назовите их. (дети работают, потом зачитывают)


- Как вы думаете, почему мы выделили сейчас эти художественные средства выразительности? Они позволят создать образ героя нашего будущего сочинения ярким, выразительным, подчеркнуть индивидуальность, заглянуть в душу его - создать образ в целом, а это и является главной целью художественного описания внешности человека.


Тексты с описанием литературных героев положите себе в кейс


VIII.

Учитель – Теперь мы можем подвести некий итог нашей работе на уроке и выполнить заключительное заданием.


- мы говорили о средствах художественной выразительности;

VIII.


Учитель. С чего начинаем работу над сочинением? ( С заглавия.Подумайте, как можно озаглавить ваше сочинение? Заглавие должно быть интересным, отражать основную мысль текста.
(Дети предлагают свои варианты. Отмечают наиболее удачные.)

- Составим план сочинения. Сколько составных частей мы выделяем в сочинении? (Три.) Какие? (Вступление, основная часть, заключение.) (записываем в тетрадь)


- Во вступлении нужно (Указать, о ком пойдет речь, при каких обстоятельствах мы наблюдаем за его внешностью.)

-В основной части …

- И в заключении …


(Слайд 13)

I. Вступление Указать, о ком пойдет речь, при каких обстоятельствах мы наблюдаем за его внешностью.)

II. Основная часть (описания лица и внешности)

III. Заключение (свое отношение к герою)


Работа с учебником.

Учитель. Во время написания сочинения вам, дети, нужно постараться соблюдать логическую последовательность в описании внешности вашего персонажа. Что это значит? Давайте посмотрим это на примере упражнения № 94, стр. 41. (Вид связи – цепная)



IX.

Итог урока.

Учитель – Урок подходит к концу. Мне кажется, мы собрали достаточно материала для сочинения: карточки в кейсе, записи в тетради и воспоминания физминутке с невербальным общением.

Дети, героем вашего сочинения может быть кто угодно: одноклассники, подруга, друг, конечно же, родители, бабушки, дедушки. Напишите его так, что бы мы прочитав его, сказали: «Я с ним знаком» .

И еще, помните о самом главном - есть красота внешняя, а есть красоты внутренняя, красота души. По-настоящему красивый человек – это тот, кто несет в своем сердце тепло и доброту.


Оценивание


Рефлексия


Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ. (Распечатать)

  1. На уроке мне было (интересно / скучно).

  2. Тема урока для меня (полезна / бесполезна).

  3. Урок мне показался (коротким /длинным).

  4. За урок я (устал / не устал).

  5. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).


Домашнее задание . Написать сочинение-описание внешности человека. Напишите его так, чтобы мы, прочитав его, могли сказать при встрече с вашим героем: «Мы с вами знакомы»





























ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №83 ИМЕНИ Г.И.БАЛАНОВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»







Открытый урок в 7 классе


«Вы с ним знакомы»

(Подготовка к сочинению-описанию

внешности человека по личным наблюдениям)










Подготовила:

Ивахно И.А., учитель

русского языка и литературы




Донецк-2016











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!