СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет ребятам легко справиться с сжатием текста, поможет верно написать изложение

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"»

Открытый урок в 7 классе на тему:

«Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста».

2 часа

Цели урока.

образовательная: расширить знания учащихся о приемах сжатия текста.

развивающая:

- развивать навыки работы с текстом;

- развивать навыки использования приёмов сжатия текста (исключения, упрощения и обобщения);

- развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений;

- организационные навыки самостоятельной деятельности в парах;

- развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать.

воспитательная: воспитывать культуру делового общения, любовь и интерес к родному языку.

Планируемый результат.

Личностные УУД: интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалогов с автором текста.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; контроль в форме сличения с эталоном, коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения; умение воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал: орфографические словари, хотя бы один на парту, памятка по одной на парте, рабочий лист и оценочный лист индивидуально каждому (см. приложение к плану-конспекту урока). словари Ожегова С.И., Даля В.И. по одному.


Первый урок (45 минут)

Технология проведения урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, у вас хорошее настроение, и мы с вами будем работать активно, позитивно, продуктивно на сегодняшних уроках.

Работать мы сегодня будем следующим образом: вы сидите парами, у каждого на парте имеется комплекты раздаточных материалов:

-индивидуальный, который включает в себя:

1. адаптированный для работы лист с текстом;

2. лист самооценки, который понадобится вам в конце урока;

-общий (на пару), который включает в себя:

1. план работы «Этапы работы с текстом», памятку «Приёмы сжатия текста», орфографический словарь (непосредственно для написания текста изложения»;

- у двух пар на партах лежат словари (В.И. Даль и Ожегов Сергей Иванович) на перемене ребята нашли определение слов скиталец, кибитка и тракт и вложили закладочки.

- Взгляните на доску (Слайд №1).

- На доске вы видите некий ребус, загадку, завуалированную тему нашего урока. Попробуйте угадать, что же нас ждет на сегодняшнем уроке? (Ребята предполагают, что работа будет с текстом Пушкина А.С. о дороге, либо о том, как Пушкин А.С. был в дороге, цитата Чехова А.П. наталкивает на мысль, что текст должен быть короток).

- Правильно, нас ждет работа с текстом, а тема текста, действительно связана с именем великого русского поэта А.С. Пушкина. Вы знаете, что 8 февраля 1837 года (187 лет назад), состоялась дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом). В результате дуэли Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер. В память о великом поэте мной и был выбран текст, который поможет нам узнать еще что-то новое об А.С. Пушкине.

2. Актуализация знаний.

- Но прежде, чем мы перейдем к знакомству с текстом, давайте вспомним те ТЕРМИНЫ и ПОНЯТИЯ, которые вы должны были повторить в качестве домашнего задания к сегодняшнему уроку.

- Давайте вспомним, что такое ТЕКСТ? (Слайд №2)

- А что такое ИЗЛОЖЕНИЕ? (Слайд №3)

- А какие ТРИ ВИДА ИЗЛОЖЕНИЙ по способу передачи материала вам уже знакомы? (какие изложения мы с вами уже писали в 5-7-ых классах) (Слайд №4)

- Какие особенности у каждого из видов изложения вы можете назвать (обсуждение по порядку).

-А теперь вернемся к первому слайду и словам А.П. Чехова «Краткость – сестра таланта». Что хотел сказать этими словами писатель и почему эти слова стали «крылатыми»?

- Где в нашей реальной повседневной школьной или взрослой жизни может нам пригодиться, а порой и сыграть очень важную роль, умение говорить коротко, не упуская главное? (На экзамене, при пересказе текстов на уроках, при написании конспектов в институте, на собеседовании при приёме на работу и т.д.)

- Итак, давайте сформулируем ЗАДАЧУ сжатого изложения (Слайд № 5)

- Как вы считаете, какова ЦЕЛЬ предстоящей нам работы?

- Грамотно сжать текст, не упустив главное, убрав лишнее;

- написать изложение.

3. Формирование умений по написанию сжатого изложения..

- Я прочту вам текст, ваша задача следить по тексту и отмечать слова с неясным для вас лексическим значением (чтение текста учителем).

- СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Какие слова вам неясны: кибитка, скиталец, полозья, тракт. (Ребята со словарями Ожегова и Даля заранее получили задание и закладки с этими словами, нашли их и зачитывают толкование слов). Комментарий учителя - ЭрзериУм (город на северо-востоке Турции).

- Определите тему текста, а исходя из темы, мы озаглавим текст (ребята предлагают свои варианты, останавливаемся на «Поэт в пути»).

-Записываем в рабочие листы название.

- А какова основная мысль? (Ребята сформулируют основную мысль: несмотря на трудности пути, А.С. Пушкин любил поездки по стране, потому что в пути он многое узнавал и о многом успевал передумать).

Давайте вспомним ТРИ ОСНОВНЫХ ПРИЕМА СЖАТИЯ текста, посмотрите в памятки (исключение, обобщение, упрощение) (Слайды №6,7,8)

- Мы будем обращаться ко всем трем приёмам, подбирая оптимальные для нашей работы варианты сжатия текста. Не забывайте, что у вас есть памятка на парте, где подробно прописаны приёмы сжатия по блокам.

- Итак, работа с первым абзацем (кто-то из учеников зачитывает текст). Далее работа идет с каждым фрагментом текста и слайдом, В тексте выделяется та часть, которая остается неизменной, переделанная часть текста записывается в свободные строки рабочего листа. Работа в парах, потом обсуждение и запись.

Слайды №9-13

Пушкину случалось много ездить по России в своей скитальческой жизни. Был он и в предгорьях Кавказа, и в Крыму, и в Молдавии, и в псковских краях, и у средней Волги, и в оренбургских степях, и в горах Осетии, и в долинах Грузии, и на плоскогорьях Армении, и в пределах теперешней Турции у высокогорного Эрзерума.

52 слова

«Был он в разных местах нашей необъятной страны»

Слайды №14-18

Путь свой совершал он на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной и в зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Железных дорог еще не существовало в его время, и людям приходилось целые дни, а то и недели трястись по ужасным тогдашним трактам, на многие часы застревать на промежуточных почтовых станциях, где не сразу можно было получить сменных лошадей. В пути вдоволь наглотаешься дорожной пыли, не раз задохнешься под лучами жгучего солнца или промокнешь под нескончаемыми осенними дождями.

80 слов

«Поездки были очень долгими и утомительными»

Слайды 19-23

Но было и хорошее в такой долгой езде. Можно было спокойно думать свои думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, со встречным народом, увидеть своими глазами в деревнях и селах, как живет простой крестьянский люд, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. И Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни, так же как и для Гоголя, и для многих других писателей той эпохи.

81 слово

«Можно было спокойно думать думы, можно было узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов».

Слайды №24-28

Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипыванье полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, - все это навевало на поэта особое настроение.

41 слово

«Всё связанное с зимней дорогой навевало на поэта особое настроение».


- Чтение итогового текста.

Пушкину случалось много ездить по России в своей скитальческой жизни. Был он в разных местах нашей необъятной страны.

Путь свой совершал он на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной и в зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Железных дорог еще не существовало в его время. Поездки были очень долгими и утомительными.

Но было и хорошее в такой долгой езде, можно было спокойно думать думы, можно было узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов.

Но особенно милы были его душе зимние пути. Всё связанное с зимней дорогой навевало на поэта особое настроение.


Давайте составим опорный план, который поможет нам воспроизвести текст, сохраняя последовательность.

План.

1.Скитальческая жизнь Пушкина.

2. Долгие и утомительные поездки.

3.Было и хорошее.

4. Зимние пути.

Итак, еще раз вернемся к цели нашего урока, какова была цель?

Грамотно сжать текст, не упустив главное, убрав лишнее. Мы достигли поставленной цели? Да достигли.


Второй урок (45 минут)

1. Организационный момент (10 минут)

-Ребята, мы провели хорошую, плодотворную работу. Возьмите памятки на ваших партах, давайте сверимся с первой частью памятки, отметим все ли этапы работы мы осуществили, не упустили ли что-то важное. Все этапы пройдены.

- Давайте обратимся ко второй части памятки и попробуем определить какими же способами и приёмами сжатия текста мы воспользовались (обсуждение, аргументированные ответы).

- Мы с вами ставили перед собой цель не только сжать текст, но и воспроизвести его письменно. Значит, что мы будем делать на втором нашем уроке? Правильно, мы будем писать изложение. Открываем тетради для развития речи, записываем число, тему урока, заглавие изложения.

2. Подготовка к написанию (5-7 минут)

- Сейчас я даю вам время 5-7 минут (для ребят с ОВЗ время можно увеличить, можно предложить выписать опорные словосочетания), вы перечитываете полученный текст, запоминаете его и, пользуясь планом, пишете работу. Не забывайте заглядывать в орфографические словари, уточняя написание сложных для вас слов (работа по написанию изложения займет около 20 минут).

3. Написание изложения (20 минут)

4. Подведение итогов.

- Вы такие молодцы, каждый из вас сегодня потрудился на славу, у вас на партах лежат оценочные листы, заполните их. Еще раз вспомните какие цели мы ставили, достигли ли их, узнали ли что-то новое.


Список использованной литературы и источников:

  1. Кулибаба И.И. Изложения в V-VIII классах – М., 1963.

  2. Виноградова Л.А. Система работы по русскому языку в VI классе. М., «Просвещение», 1968.

  3. Никулина М.Ю. Изложения по русскому языку. 6 класс. М., 2006.

  4. Мартынова Л. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе: практические рекомендации. М., 2005.

  5. http://kolpschool5.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2014/02/методика-подготовки-к-ГИА.pdf


Приложение № 1

ПАМЯТКА

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:
1. Прочитать текст.

2. Определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства, проработать незнакомые слова.
3. Подумать, кому будет адресовано сжатое изложение, какова его задача.
4. Поделить текст на части (поделен на абзацы).

5. В каждой части текста отметить главное.
6. Используя приёмы сжатия текста (см. памятку), подобрать подходящие способы работы.
7. Записать каждую часть в рабочий лист.
8. На основе полученного текста составить опорный план сжатого изложения.

К основным языковым приёмам сжатия исходного текста относятся:
1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких предложений.
2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.



Индивидуальный рабочий лист ученика 7__класса______________________________________(ФИ)

________________________________
Пушкину случалось много ездить по России в своей скитальческой жизни. Был он и в предгорьях Кавказа, и в Крыму, и в Молдавии, и в псковских краях, и у средней Волги, и в оренбургских степях, и в горах Осетии, и в долинах Грузии, и на плоскогорьях Армении, и в пределах теперешней Турции у высокогорного Эрзерума.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Путь свой совершал он на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной и в зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Железных дорог еще не существовало в его время, и людям приходилось целые дни, а то и недели трястись по ужасным тогдашним трактам, на многие часы застревать на промежуточных почтовых станциях, где не сразу можно было получить сменных лошадей. В пути вдоволь наглотаешься дорожной пыли, не раз задохнешься под лучами жгучего солнца или промокнешь под нескончаемыми осенними дождями.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Но было и хорошее в такой долгой езде. Можно было спокойно думать свои думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, со встречным народом, увидеть своими глазами в деревнях и селах, как живет простой крестьянский люд, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. И Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни, так же как и для Гоголя, и для многих других писателей той эпохи.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипыванье полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, - все это навевало на поэта особое настроение

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







































Лист самооценки ученика ___________________________________(ФИ)

  1. Какова была цель урока?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Достиг ли ты этой цели?_________________ (да/нет)

  2. Что нового ты узнал на этом уроке?_________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Чему ты научился на этом уроке?__________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Что еще ты бы хотел узнать по этой теме?___________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Что понравилось на уроке?_______________________________________________

  2. Какую оценку ты себе поставил бы за работу на этом уроке?_________________







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!