Конспект урока развития речи в 5 классе «Письмо»
Цель урока: формирование представления обучающихся о правилах написания письма и надписи на конверте.
Задачи урока:
- познакомить с историей письма;
- определить значение письма как средства общения на расстоянии;
- выяснить, какое значение имеет в жизни людей переписка;
- познакомить с композиционными частями письма;
- научить заполнять конверт.
Планируемые образовательныерезультаты:
предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «письмо», «адресат», «адресант», виды писем (личные, деловые) и цель их написания; объяснять орфограммы (правописание безударной гласной в корне, правописание согласной в корне, правила слитного и раздельного написания), пунктограммы (правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями, однородными членами);
метапредметные:
- регулятивные: способность осознавать цели учебной деятельности, пояснять их, проектировать маршрут преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
- познавательные: способность объяснять языковые явления, связи, отношения, выявленные в ходе анализа текстов писем; определять тему, основную мысль текста; формулировать выводы на основе анализа текстов;
- коммуникативные: владение формами монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими нормами языка; формами управления поведением партнёра (коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать); навыками сотрудничества;
личностные: формирование устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию, воспитание культуры письменной речи на примере жанра письма.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Оборудование: доска, компьютер.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация.
Основные понятия: текст, письмо, эпистолярный жанр, адресат, адресант.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение. Синтаксическая шарада.
Вы очень внимательны на уроках. (Выписать подлежащее) Вы любите зиму?(Выписать сказуемое) Я смотрю разные мультфильмы.(Выписать дополнение) Ребята, давайте жить дружно!(Выписать обращение)
Ребята, вы любите мультфильмы?
Мотивационная познавательная деятельность. Целеполагание.
От чего мама дяди Фёдора упала в обморок?
О чём мы сегодня будем говорить? Запишем тему урока.
Записываем тему урока: Письмо.
- А что такое письмо?
Письмо-написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Письмо (от. лат. epistole) – послание; эпистолярный жанр .
- Что нам предстоит сделать сегодня на уроке?
Познакомиться с правилами написания письма, научиться писать письмо.
История письма.
- Давно ли вы сами писали письмо или получали бумажные письма?
- У кого из вас в семье хранятся бумажные письма?
Выслушав ваши ответы, я поняла, что бумажные письма в современном мире – редкость.
- Почему?
Их заменили телефон, интернет.
А вот до середины 20 века бумажное письмо было основным средством общения людей на расстоянии.
- Как родилось письмо? Как выглядели первые письма? Сообщение подготовленного ученика
Первобытные люди, как и мы с вами сейчас, пользовались знаками, рисунками для передачи информации: пиктография, иероглифы, узелковое письмо. И наконец, 3 тыс. лет назад в Финикии придумали простое письмо. В нем не было значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок был буквой. И запомнить их было легко – букв было всего 22. Греки позаимствовали финикийский алфавит, но изменили его: в финикийском алфавите не было гласных букв, только согласные. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука. Теперь любой человек может выучить буквы и написать любое сообщение.
- Как вы думаете, какими бывают письма в зависимости от цели их написания? Личные и деловые
- Приведите примеры личных и деловых писем (личные: поздравление, рассказ о чем-либо; деловые: информационные, заявление, благодарность и т. д.)
IV Словарная работа.
Тот, к кому обращаются, – адресат. Тот, кто обращается, – адресант.
V. Первичное закрепление. Работа с текстом письма.
1) Предлагаю прочитать письмо. Откройте учебники на стр.101, упр. 222 Отрывок из письма героя рассказа Ольги Берггольц «Лучший друг»
- С какой целью написано письмо?
- К какому виду писем относится? (Дают аргументированные ответы)
- Какова композиция письма (какие части можно в нем выделить, слайд №15):
1) приветствие;
2) основная часть;
3) заключение (выражение пожелания);
4) дата, подпись (в данном письме отсутствуют).
Задание: Назовите адресата этого письма (Павлик) Адресант – друг, герой рассказа.
2) Грамотность
Письмо Васи сестре
Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.
- В ответ он получил такое письмо от Маши:
Вася, здравствуй! Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?
ИСПРАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОШИБКИ В ПИСЬМЕ ВАСИ, ЧТОБЫ СТАЛО ВСЁ ПОНЯТНО.
VI. Размытое письмо (работа в группах) Скоро День матери
_________________ мама!
Я знаю, что я не всегда_______________________________________________
Но ты всегда ______________________________________________________
Мне нравится, когда мы вместе с тобой__________________________________
________________________________________________________________
Ты всегда помогаешь мне____________________________________________
Я очень хочу чтобы_________________________________________________
Для меня ты всегда самая____________________________________________
С любовью, _____________________
VII. Практическая работа по заполнению конверта.
Задание Герой рассказа А.П. Чехова написал письмо, вложил в конверт и подписал «На деревню дедушке».
- Найдет ли такое письмо своего адресата? Почему? (Чтобы письмо нашло своего адресата, нужно указать на конверте точный адрес получателя).
Заполняем конверт
VIII. Итог урока. Домашнее задание.
А теперь самый главный вопрос: у кого появилось желание написать письмо?
IX.Рефлексия
Самостоятельная работа «Проверю, что я усвоил».
Соотнеси начало и конец предложений. Ответы занеси в таблицу.
1. Письма бывают разные по своему предназначению: | А. его структуру (правила построения) |
2. Чаще всего мы пишем письма своим | Б. утешаем, советуем, убеждаем, рассказываем о своих делах и проблемах |
3. Мы пишем письма, чтобы | В. деловые, личные |
4. В письмах мы чаще всего | Г. поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями |
5. Тот, к кому обращаются в письме | Д. адресант |
6.Чтобы научиться правильно писать письмо, нужно знать | Е. близким, знакомым, родным. |
7.Тот, кто обращается | Ж. адресат |
Самостоятельная работа в парах.
Предлагаю разгадать кроссворд
Вопросы к кроссворду:
1. Почту, письма и журналы
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом!
2. Точное место нахождения того, кто отправляет письмо и того, кто получает его.
3. Бумажная упаковка для письма.
4. Тот, кому предназначено письмо.
5. Текст послания, письменное сообщение чего-либо кому-либо.
6. Знак оплаты почтовых сборов, иногда с изображением чего-либо.
7. Цифровой адрес почтового отделения.
8. Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нём живёт.
Дверца узкая под крышей-
Не для белки, не для мыши.
В эту дверь влетают вести,
полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят,
Во все стороны летят!
X. Рефлексия и подведение итогов.
- Вот и подошел к концу наш урок. Откройте свои конверты, извлеките карточки со смайликами и выберите тот, который соответствует вашему настроению после урока.
- А теперь самый главный вопрос: у кого появилось желание написать письмо?
- Я рада, что желающих написать письмо в нашем классе много.
Мы продолжим эту работу на следующем уроке.
Оценки за работу на уроке.
Домашнее задание (слайд 20).