СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи "Письмо"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование представления обучающихся о правилах написания письма и надписи на конвертах

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Письмо"»

Конспект урока развития речи в 5 классе «Письмо»

Цель урока: формирование представления обучающихся о правилах написания письма и надписи на конверте.

Задачи урока:

- познакомить с историей письма;

- определить значение письма как средства общения на расстоянии;

- выяснить, какое значение имеет в жизни людей переписка;

- познакомить с композиционными частями письма;

- научить заполнять конверт.

Планируемые образовательныерезультаты:

предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «письмо», «адресат», «адресант», виды писем (личные, деловые) и цель их написания; объяснять орфограммы (правописание безударной гласной в корне, правописание согласной в корне, правила слитного и раздельного написания), пунктограммы (правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями, однородными членами);

метапредметные:

- регулятивные: способность осознавать цели учебной деятельности, пояснять их, проектировать маршрут преодоления трудностей в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- познавательные: способность объяснять языковые явления, связи, отношения, выявленные в ходе анализа текстов писем; определять тему, основную мысль текста; формулировать выводы на основе анализа текстов;

- коммуникативные: владение формами монологической и диалогической речи в соответствии с грамматическими нормами языка; формами управления поведением партнёра (коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать); навыками сотрудничества;

личностные: формирование устойчивой мотивации к речевому самосовершенствованию, воспитание культуры письменной речи на примере жанра письма.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование: доска, компьютер.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация.

Основные понятия: текст, письмо, эпистолярный жанр, адресат, адресант.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение. Синтаксическая шарада.

Вы очень внимательны на уроках. (Выписать подлежащее) Вы любите зиму?(Выписать сказуемое) Я смотрю разные мультфильмы.(Выписать дополнение) Ребята, давайте жить дружно!(Выписать обращение)

Ребята, вы любите мультфильмы?

  1. Мотивационная познавательная деятельность. Целеполагание.

  • От чего мама дяди Фёдора упала в обморок?

  • О чём мы сегодня будем говорить? Запишем тему урока.

Записываем тему урока: Письмо.

- А что такое письмо?

Письмо-написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Письмо (от. лат. epistole) – послание; эпистолярный жанр .

- Что нам предстоит сделать сегодня на уроке?

Познакомиться с правилами написания письма, научиться писать письмо.

История письма.

- Давно ли вы сами писали письмо или получали бумажные письма?

- У кого из вас в семье хранятся бумажные письма?

Выслушав ваши ответы, я поняла, что бумажные письма в современном мире – редкость.

- Почему?

Их заменили телефон, интернет.

А вот до середины 20 века бумажное письмо было основным средством общения людей на расстоянии.

- Как родилось письмо? Как выглядели первые письма? Сообщение подготовленного ученика

Первобытные люди, как и мы с вами сейчас, пользовались знаками, рисунками для передачи информации: пиктография, иероглифы, узелковое письмо. И наконец, 3 тыс. лет назад в Финикии придумали простое письмо. В нем не было значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок был буквой. И запомнить их было легко – букв было всего 22. Греки позаимствовали финикийский алфавит, но изменили его: в финикийском алфавите не было гласных букв, только согласные. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука. Теперь любой человек может выучить буквы и написать любое сообщение.

- Как вы думаете, какими бывают письма в зависимости от цели их написания? Личные и деловые

- Приведите примеры личных и деловых писем (личные: поздравление, рассказ о чем-либо; деловые: информационные, заявление, благодарность и т. д.)

IV Словарная работа.

Тот, к кому обращаются, – адресат. Тот, кто обращается, – адресант.

V. Первичное закрепление. Работа с текстом письма.

1) Предлагаю прочитать письмо. Откройте учебники на стр.101, упр. 222 Отрывок из письма героя рассказа Ольги Берггольц «Лучший друг»

- С какой целью написано письмо?

- К какому виду писем относится? (Дают аргументированные ответы)

- Какова композиция письма (какие части можно в нем выделить, слайд №15):

1) приветствие;

2) основная часть;

3) заключение (выражение пожелания);

4) дата, подпись (в данном письме отсутствуют).

Задание: Назовите адресата этого письма (Павлик) Адресант – друг, герой рассказа.

2) Грамотность

Письмо Васи сестре

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

- В ответ он получил такое письмо от Маши:

Вася, здравствуй! Посылаю тебе твоё письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
И почему поворачиваешься с бачка на бачок. Где там, на речке, бачки?
Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных?
Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

ИСПРАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОШИБКИ В ПИСЬМЕ ВАСИ, ЧТОБЫ СТАЛО ВСЁ ПОНЯТНО.

VI. Размытое письмо (работа в группах) Скоро День матери

_________________ мама!

Я знаю, что я не всегда_______________________________________________

Но ты всегда ______________________________________________________

Мне нравится, когда мы вместе с тобой__________________________________

________________________________________________________________

Ты всегда помогаешь мне____________________________________________

Я очень хочу чтобы_________________________________________________

Для меня ты всегда самая____________________________________________


С любовью, _____________________


VII. Практическая работа по заполнению конверта.

Задание Герой рассказа А.П. Чехова написал письмо, вложил в конверт и подписал «На деревню дедушке».

- Найдет ли такое письмо своего адресата? Почему? (Чтобы письмо нашло своего адресата, нужно указать на конверте точный адрес получателя).

Заполняем конверт


VIII. Итог урока. Домашнее задание.

А теперь самый главный вопрос: у кого появилось желание написать письмо?


IX.Рефлексия


Самостоятельная работа «Проверю, что я усвоил».

Соотнеси начало и конец предложений. Ответы занеси в таблицу.

1. Письма бывают разные по своему предназначению:

А. его структуру (правила построения)

2. Чаще всего мы пишем письма своим

Б. утешаем, советуем, убеждаем, рассказываем о своих делах и проблемах

3. Мы пишем письма, чтобы

В. деловые, личные

4. В письмах мы чаще всего

Г. поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями

5. Тот, к кому обращаются в письме

Д. адресант

6.Чтобы научиться правильно писать письмо, нужно знать

Е. близким, знакомым, родным.

7.Тот, кто обращается

Ж. адресат
























Самостоятельная работа в парах.

Предлагаю разгадать кроссворд


Вопросы к кроссворду:

1. Почту, письма и журналы

По домам разносит он.

Ходит он во все кварталы

И заходит в каждый дом!

2. Точное место нахождения того, кто отправляет письмо и того, кто получает его.

3. Бумажная упаковка для письма.

4. Тот, кому предназначено письмо.

5. Текст послания, письменное сообщение чего-либо кому-либо.

6. Знак оплаты почтовых сборов, иногда с изображением чего-либо.

7. Цифровой адрес почтового отделения.

8. Синий домик у ворот.

Угадай, кто в нём живёт.

Дверца узкая под крышей-

Не для белки, не для мыши.

В эту дверь влетают вести,

полчаса проводят вместе.

Вести долго не гостят,

Во все стороны летят!


X. Рефлексия и подведение итогов.

- Вот и подошел к концу наш урок. Откройте свои конверты, извлеките карточки со смайликами и выберите тот, который соответствует вашему настроению после урока.

- А теперь самый главный вопрос: у кого появилось желание написать письмо?

- Я рада, что желающих написать письмо в нашем классе много.

Мы продолжим эту работу на следующем уроке.

Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание (слайд 20).















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!