СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок развития речи. Описание памятника

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи. Описание памятника»


МОУ «Вышнепенская основная общеобразовательная школа»

Ракитянского района Белгородской области









Урок подготовки к сочинению-описанию

памятника Е.Вучетича «Воин-освободитель»









Воронкина Раиса Федоровна

МОУ «Вышнепенская основная

общеобразовательная школа»

Учитель русского языка и литературы















Предмет: русский язык, развитие речи

Класс: 8

Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию памятника архитектуры

Е.Вучетич «Воин-освободитель»

Место урока в теме: обобщение, подготовка к написанию сочинения

Учебники: Е.И.Никитина «Русская речь» 8 кл.

Цели урока. 

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания памятника архитектуры.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи архитектурных терминов

3. Воспитательный аспект: привитие  эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к культурным и архитектурным ценностям, исторической памяти.

Формирование УУД:

Личностные:

- формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;

-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные:

- сравнивать различные виды работ;

- анализировать результаты своей работы;

- изменять, творчески переделывать;

- поиск и выделение нужной информации.

Регулятивные:

- анализировать собственную работу;

- находить ошибки, устанавливать их причину;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- сравнивать и анализировать разные виды текста;

- создавать и редактировать собственные тексты;

-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.

Оборудование урока: раздаточный материал, проектор, компьютер.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

-технология развивающего обучения;

- личностно-ориентированного обучения.

Тип урока: Интегрированный / урок развития речи/. 



Эпиграф:

“Ничего не боялся я столько,

как жить в городе без истории,

преданий и памятников”. 
Аполлон Григорьев

Ход урока

1.Определение темы, целей.

2. Слово учителя (Чтец 1. читает стихотворение Ю. Яковлева).

На подступах дальних, на подступах близких

На страже стоят под Москвой обелиски…

Стоят в заполярной пронзительной стыни,

В сожженной дотла белорусской Хатыни…

Из белого камня, из камня-гранита,

Стоят, тишиною суровой повиты.

И кажется им, что с горы Митридата

Зовет на поверку их голос солдата.

И с подступов дальних, и с подступов близких

Ему отвечают в ночи обелиски.

Идет перекличка стоящих на страже:

«Мамаев курган, что сегодня нам скажешь?»

-Я помню о долге, о воинском долге.

Спокойно на Волге, спокойно на Волге!

Вступает Хатынь:

-На границе спокойно,

Ее охраняет мой звон колокольный…

В строю обелиски от Волги до Буга,

Как воины, чувствуют локоть друг друга.

В багряных гвоздиках гранитные плиты,

Никто не забыт, и ничто не забыто.

А) Работа с эпиграфом.

Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку:

Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:

«Ничего не боялся я столько,

Как жить в городе без истории,

Преданий и памятников».

-Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?

-Почему автор боялся жить в таком городе?

Б)-Определите, пожалуйста, тему урока.

-Откройте тетрадь и запишите число, тему.

В)-Зная тему, поставим цели урока.

-А помогут вам в этом речевые конструкции: (слайд 3)

1)Приготовиться (к чему?)

2)Собрать (что?)

3)Развить (что?)

4) Обогатить (что?)

5)Анализировать (что?)

(Совместная формулировка целей урока)

– Сегодня у нас с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать памятник. Как вы понимаете значение этого слова?

3.Словарная работа (по группам).

1-я гр. Задание: найти в сети Интернет комментарии к словам: Мамаев курган, Митридат, Хатынь.

2-я гр. Задание: выписать ключевое слово из стихотворения, прозвучавшего на уроке, и подобрать к нему синонимы.

3-я гр. Задание: прочитать в толковом словаре Ожегова значение слова «памятник».

4.Проверка выполненных заданий, обмен информацией:

-Справка: Митридат- гора возле г. Керчь, на которой установлены Обелиск Славы(1944г.) и чаша с Вечным огнем в честь воинов, погибших в боях за освобождение Крыма.

Мамаев курган-возвышенность в центре Волгограда, на которой во время Сталинградской битвы 1942-43гг. находился командный пункт 62-й армии. М.к. был ареной ожесточенных боев. На М. к. сооружен памятник-ансамбль под руководством скульптора Е. Вучетича.

Хатынь - белорусская деревня, которую 22.3.1943г. фашисты сожгли со всеми ее жителями. Жертвами трагедии стали 149 чел., среди них 75 детей. В 1969г. На этом месте открыт архитектурно-скульптурный памятник.

Памятник , -а, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пуш-

кину. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи) * Памятник природы – природный объект, охраняемый государством (например, уникальное дерево, водопад, гейзер).

Слово учителя. (слайд 5-7, знамя над рейхстагом)

Война закончилась в Берлине. Советская армия разгромила фашистов в их логове. Над рейхстагом наши бойцы водрузили красное знамя.

Наши солдаты спасли мир от фашизма, спасли тысячи жизней, освобождая города и села от вражеской армии.

Чтец 2: (слайд 8, у стен рейхстага)

Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил.
Над Берлином победное знамя
Знамя правды своей водрузил.
Он прошел через пламя и воду,
Он с пути не свернул своего.
Слава! Слава народу-герою!
Слава армии славной его!

Чтец 3(слайд 8,9, общий план памятника)

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии советской –
Люди, победившие войну.
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Слово учителя: (слайд 10-11, общий вид комплекса)

8 мая 1949 года на территории Трептов-парка в Берлине был открыт “Памятник воинам Советской армии, павшим в боях с фашизмом”. Это всемирно известный мемориальный комплекс, где похоронены около 5 тысяч советских воинов.

На аллеях этого парка жители Берлина отдыхают от шума и суеты большого города. Тысячи людей из разных стран посещают этот мемориал. (Слайд 9, посетители)

Его статуи - это бронзовый воин, который держит в одной руке меч, а другой бережно прижимает к груди спасенную им немецкую девочку (слайд 10, воин), это Родина-мать, оплакивающая своих сыновей, не вернувшихся с войны и фигуры коленопреклоненных воинов с навеки приспущенным пурпурным гранитным знаменем (слайд 14, воины). На нем золотыми буквами выведены слова: “Вечная слава воинам Советской армии, отдавшим свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от фашистского рабства”. В центре аллеи – чаши с вечным огнем. Внутри постамента находится книга с именами павших в битве за Берлин(слайд 15, общий вид мемориала)

Чтец 4 (слайд 12)

В Трептов-парке русские березы,
Словно вдовы русские стоят.
И роняют слезы, а не росы
На могилы братские солдат.
Березы ласкают надгробные плиты
В дыхании ветерка.
Спите, герои, спокойно спите,
Подвиг ваш - на века.

Слово учителя. А теперь обратимся к истории создания памятника.

Справка. (Заранее подготовленный ученик) Это человек, который всю войну геройски сражался против немецко-фашистских захватчиков. Это гвардии старший сержант Николай Иванович Масалов. (Слайд 16, фото Масалова )

Он родился в селе Вознесенка Тисульского района, в крестьянской семье, в которой воспитывалось шестеро детей. Ребятишки с детства приучались к труду. Николай одинаково добросовестно относился к любому делу. Повзрослев, он закончил курсы трактористов и стал работать в родном селе.

Когда ему исполнилось 17 лет, его призвали в армию. Там он стал минометчиком. (Слайд 17, бои)

За годы войны Николаю Масалову не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Трижды он был ранен и дважды контужен. Но всегда после госпиталя возвращался в свой полк.

Летом 1943 года он стал командиром отделения, а перед операцией “Висла-Одер” был назначен знаменщиком полка. Это был сильный, сметливый человек, который донес свое знамя до Берлина.

Это большая ответственность- быть знаменщиком. В январе 1945 года полк Николая Масалова перешел в наступление, прорываясь за Вислу с тяжелыми потерями. (Слайд 18, Висла, переправа) Наши солдаты выбили врага из траншей и погнали его на запад. Наступали днем и ночью, не давая противнику ни минуты передышки.

Перед решающим штурмом гитлеровских укреплений Николай Масалов получил приказ: пронести гвардейское знамя полка по траншеям, чтобы поднять боевой дух солдат. Он шел ночью - торжественно, четко печатая шаг. Тяжелое знамя развевалось на ветру, навстречу поднимались солдаты, отдавая ему честь. Над траншеями свистели пули. Николай почувствовал тяжелый удар по голове. (Слайд 19, знаменщик) Он покачнулся, но все же, превозмогая боль, зашагал дальше - твердо и ровно. После штурма Зееловских высот Николай Масалов был представлен к ордену Славы 3-й степени, ему присвоили звание старшего сержанта.

Война подходила к концу. В апреле 1945 года наши войска вышли к Берлину. Уличные бои шли днем и ночью. (Cлайд 20, уличные бои) До начала атаки оставалось 50 минут. Вдруг в напряженной тишине послышался детский голос. Он доносился откуда-то из-под земли. Немецкий ребенок с плачем звал маму. Николай услышал этот плач раньше других. Он побежал в штаб к генералу:

- Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он.

Генерал молча посмотрел на солдата:

- Только обязательно вернись, ведь этот бой-последний.

- Я вернусь - сказал солдат. Он осторожно пополз, прижимаясь к земле, минуя едва приметные мины, ощупывая каждую трещину на дороге. Совсем рядом строчил пулемет. Николай приблизился к каналу, скатился под мост и увидел там трехлетнюю девочку, которая сидела возле убитой матери. Он схватил ребенка и побежал обратно. Фашисты заметили их и начали стрелять. Но наши солдаты тоже открыли огонь, прикрывая Масалова и девочку. Он был ранен в ногу, но сразу никому не сказал об этом. И тут же началась артподготовка, грянули пушки. Казалось, что весь фронт салютует подвигу русского солдата!

А через несколько недель в полк приехал скульптор Е.Вучетич (слайд 21, Вучетич) и сразу же разыскал Масалова. Сделал с него несколько набросков для будущего памятника о подвигах советских воинов, которые в дни штурма Берлина выносили из зоны огня немецких детей. Сильные, красивые богатыри земли русской.

И вот уже 60 лет этот великан в бронзе, победитель несет на своей груди девочку - светлые надежды народа, освобожденного от фашизма. (Слайд 22, памятник)

Николай Масалов после войны вернулся к себе домой, работал и жил, как обыкновенный простой человек. (Слайд 23, после войны) Он был очень скромным, почти никогда не говорил о своем подвиге. При жизни мало кто знал, какие уникальные материалы хранятся в личном архиве старого солдата: награды, фотографии, грамоты, книги, альбомы, письма, открытки. После смерти Николая Ивановича, его дочь передала бесценное наследие в местный музей.

5. Актуализация опорных знаний. Обращение к презентации.

Описание памятника архитектуры

-На какие вопросы отвечать во вступлении? В основной части? В заключении? Дети читают план сочинения (памятки на столе)

Памятка

Вступление.

По какому поводу был воздвигнут памятник? 

Краткие сведения об истории создания.

Основная часть.

– Каков общий вид памятника?
– Как памятник вписывается в пространство местности? Где он расположен? 

– Каков вид на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку, сзади)?
– Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?
– Каковы особенности скульптурного изображения?

Заключение.

-Что в нем особенного?

-Чем привлекает?

- Какие впечатления произвёл на вас памятник?

-Нравится ли вам этот памятник? 

- О чем заставил задуматься?

6. Диктант. (Презентация слайд 24-25)

  • Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий;

  • Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов;

  • Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;

  • Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема;

  • Монумент – большой памятник;

  • Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

  • Постамент – возвышение, служащее основанием памятника;

  • Пьедестал – подножие статуи;

  • Ландшафт – общий вид местности;

Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.

  • Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

  • Искусство –1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.

  • Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело. 

7.Орфографическая работа, направленная на предупреждение орфографических ошибок в данных словах. Запишите слова в тетрадь, подчеркивая орфограммы.

8.Работа со словосочетаниями. (Они записаны на доске)

-Прочитайте. Запишите их по вариантам:

1вариант- словосочетания, где способ связи –управление

2вариант-словосочетания, где способ связи - согласование

Русская архитектура,  возводить храм, автор скульптурызамысловатые детали, памятник старины, современный памятник, хранят тайны, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, сделать искусно, почувствовать атмосферу.

Какое словосочетание никто не выписал? Почему? (сделать искусно- примыкание)

-Памятник - это символ гордости, славы.

9.Синтаксическая минутка.

Во всех уголках нашей страны есть свои памятники(1) языком искусства (2) рассказывающие о подвигах на полях сражений (3)и в мирном труде.
Кто бережёт памятники (4) тот бережёт память. Памятник (5) это символ гордости (6)славы.

Вопрос: Выпишите цифры, где нужно поставить знаки препинания. Являются ли слова памятник и память однокоренными?

(Да, эти слова являются однокоренными. Каждый памятник, кому бы он ни был посвящён, своего рода узелок на память в бесконечной нити нашей общей истории и культуры.

Проверка.

1,4,5,6

10.Устное описание памятника архитектуры. 
Опирайтесь в его описании на следующие вопросы, используйте архитектурные термины:( Можно сократить вопросы)

  • Где он расположен? 

  • Когда он был создан? Предположите.

  • Что в нем особенного?

  • Какие впечатления он производит на смотрящего?

11.Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения 

Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

Вопрос: Народные памятники. Что это значит? (Это значит, что задуманы, спроектированы и построены они самими жителями или на деньги жителей района, при поддержке районной и сельской администраций. Таких памятников в области не так уж много. У нас это памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах, а так же памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.) А можно ли памятник Воину-освободителю считать народным? Почему?

12. Минутка поэзии. Стихотворение, посвящённое Аллее Славы

Слайд 14-15. Аллея Славы.

На Земле безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды —

прекрасным утром —

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую —

по размерам —

шинель.

...А когда он упал —

некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле

не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

1969

Роберт Рождественский.

Слово учителя. Выразительно читает текст:
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.
(Е.Осетров)
Выполнить задания:
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
- Как человек должен относиться к своей истории?
Итог.

– Давайте попробуем на основании собранного материала составить возможные варианты вступлений.

(Варианты вступлений.)

Работа над основной частью.

– О чем будем писать в основной части?

Работа над заключительной частью.

– О чем мы можем писать в заключении?

Образцы заключений.

– Человек не может жить только настоящим. Он стремится в будущее, при этом бережно хранит память о прошлом.
– Памятник …произвел на меня огромное впечатление.

Еще раз обращаю внимание детей на план сочинения.

Слово учителя: Пройдут годы, и от нас с вами зависит, сможем ли мы не только рассказать, но и показать родную историю своим детям и внукам. Давайте же вместе сохранять, и приумножать памятники, что бы узелков на память не становилось меньше.

13. Самостоятельная работа со статьей в учебнике.

1-я группа. Задание: изучить статью учебника «Это надо знать» и составить памятку «Как описать памятник».

ПАМЯТКА

- назвать автора памятника;

- как выглядит пьедестал;

- описать центральную фигуру памятника;

- описать место, где расположен памятник;

- выразить свое отношение к описанному.

15. Работа в группах над текстами, содержащими описание памятника.

1-я гр. Задание: изложить ту часть текста, в которой описывается история создания памятника

2-я гр. Задание: изложить ту часть текста, в которой описывается памятник «Воину-освободителю» Е.Вучетича

3-я гр. Задание: изложить ту часть текста, в которой дается впечатление от памятника

16. Устное изложение, подготовленное на основе совместной работы в группах.

17. Рефлексия

-Как вы считаете, достигли ли мы целей, поставленных на уроке?

-Что из услышанного вас поразило?

-Что было для вас новым?

- Используете ли вы полученный на уроке материал в своих будущих сочинениях?

-Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить?

18. Домашнее задание

- Подготовьтесь черновой вариант сочинения-описания памятника.

«ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ И ЯЗЫКОМ ЛИТЕРАТУРЫ, И ЯЗЫКОМ АРХИТЕКТУРЫ».

Вам предстоит сделать сегодня описать памятник архитектуры,

написать сочинение-описание по одной из предложенных тем:

1.Я стою около памятника….

2.Вечная память и слава павшим воинам.

3.Описание памятника воинам, павшим во время Великой Отечественной войны



Советы.

Чего нужно добиваться в сочинении?

  1. Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
    2) Точного подбора слова для выражения мыслей;
    3) Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;
    4) Выразительности и эмоциональности речи;
    5) Точности в изложении литературных и исторических фактов.



Литература:

1. Долматов В. Солдат из Трептов-парка //Воспитание школьников. -1985. - № 4. -С. 67–69.

2. Костюнин О.В. Человек из легенды.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. 3. Максименко, Л.Памятник в Трептов-парке “предсказал” жизнь солдата-натурщика// Комсомольская правда. - 2004. - 6 мая.



Интернет –ресурсы:

ozhegova-slovar.ru

https://kulturologia.ru/blogs/080517/34468/



14


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!