СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Разрешите представиться: фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщающий урок по теме "Фразеологизмы"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Разрешите представиться: фразеологизмы"»

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Тип урока: урок закрепления знаний, накопления фактического материала, его осмысления.

Тема: «Разрешите представиться: фразеологизмы» (закрепление, сфера употребления, происхождение)

Технологии: технология развивающего обучения, технология проектной деятельности, компьютерная технология (информационная).

Продолжительность урока: 45минут

Класс: 6 класс.


Технологическая карта урока-проекта по русскому языку

 

Тема урока              

«Разрешите представиться: фразеологизмы»

Цель деятельности

учителя:

Обобщить и углубить  изученный материал по теме; развивать коллективное творчество, развивать интерес к исследовательской работе; пробуждать любовь к русскому языку; воспитывать любознательность, доброжелательность во взаимоотношениях в процессе групповой работы

Тип урока

Урок-проект

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные:

- знать опознавательные признаки фразеологизмов, источники их появления;

- познакомиться со значениями и историей фразеологизмов;

- группировать фразеологизмы по происхождению и значению;

- правильно употреблять фразеологизмы в речи.

Метапредметные:

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

- умение вести самостоятельный поиск информации;

- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания и ее языкового оформления;

- извлекать информацию из словарей;

- пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим)

Личностные:

- уважительное отношение к языку, интерес к изучению русского языку;

- стремление к расширению своего словарного запаса и речевому самосовершенствованию;

- воспитание ответственности при работе в команде.

Методы и формы обучения

Создание проблемных ситуаций.

Поисковый метод.

Индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Наглядно-

демонстрационный материал

Мультимедийная презентация, выставка фразеологических словарей

русского языка.

Основные понятия

Фразеология, фразеологизм,  этимология, источники, происхождение

Форма урока

Групповая работа

Технологии

ИКТ, личностно-ориентированного обучения, учебного взаимодействия, проектно-исследовательской деятельности

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал

Домашнее задание

1.  Нарисовать иллюстрацию фразеологизма

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

1.Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя

 

2. Мотивация

учебной деятельности,

актуализация знаний

Хочу начать наше занятие с текста-загадки.

 Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до столицы Украины. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, достаточно его показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей. У опытных ораторов он хорошо подвешен. Если он злой, то гораздо страшнее пистолета. Иногда он отказывается поворачиваться, а бывает, что с него срывается что-то неприятное. 


- Узнали?  Конечно, это фразеологизмы про язык. Назовите фразеологизмы о языке и вспомните их значение.

– Ребята, как вы думаете, какова будет тема урока? (этимология фразеологизмов)

Запись темы в тетрадях: «Источники происхождения фразеологизмов»

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Познавательные:

осознают учебно-

познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Целеполагание

и построение проекта

 - С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, о их происхождении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться?

 - Давайте попробуем определить цели нашего урока-проекта.

Цель проекта – создание «Паспорта» фразеологизма

Работа над данным проектом, как и над любым другим обычно состоит из 3-х этапов: подготовительный, практический, оценочно-рефлексивный.

На подготовительном этапе каждая группа получила конкретное задание. Эти задания помогут нам сегодня определить задачи урока и выдвинуть гипотезу нашего исследования. Работа на подготовительном и практическом этапах проекта помогут нам  сделать выводы, получить продукт нашего исследования и подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Определим задачи нашего проекта, исходя из групповых заданий

Задачи проекта:

1)  изучить литературу по теме;

2)  исследовать происхождение фразеологизмов;

3) составить «портрет» фразеологизма;

4)уметь определять значение фразеологизмов и научиться употреблять их в речи.

- Этапы работы над проектом:

1) Изучение сферы употребления фразеологизмов и источников их появления в русском языке.

2)Мини-исследования (самостоятельная работа со словарями и интернет – ресурсами).

3)Представление результатов исследования на уроке русского языка.

4)Коллективная работа над созданием «паспорта» фразеологизмов.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют цель, гипотезу, задачи проекта.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, планируют учебное сотрудничество с учителем и с одноклассниками.

4. Творческая

практическая

деятельность по

реализации проекта

-Для работы над проектом были созданы рабочие группы, которые получили домашнее задание: нарисовать «портрет» фразеологизма, отразив прямое и переносное значение фразеологизма.

- Сейчас каждая группа должна будет, используя материал этимологических словарей, интернет-ресурсы, словари синонимов и антонимов, оформить «Паспорт» фразеологизма». Ваша проектная работа должна включать: ФИО фразеологизма (лексическое значение), портрет, этимологию, сведения о родственниках фразеологизмов.

Первая группа работает над фразеологизмом «где раки зимуют», вторая- «вот где собака зимует», третья- «заруби себе на носу».

Все собранные материалы оформляете на листе ватмана.

Представление группами выполненных проектов- «Паспортов» фразеологизмов.

Слово предоставляется учащимся 1-ой группы.

Выступление 1 группы.

Этимология фразеологизма.

Значение фразеологизм «где раки зимуют» берет свои истоки со времен крепостного права.

На зиму раки прячутся под коряги или выкапывают норы в берегу водоемов или рек. В этих местах они и зимуют.

На ловлю раков зимой отправляли провинившихся крепостных крестьян. Ловля раков из ледяной воды, длительное нахождение в ней приводили к тому, что бедный крестьянин простужался, тяжело и долго болел.

С тех пор пошло выражение для тех, кого хотят наказать: «Я покажу тебе, где раки зимуют».

Лексическое значение

Где раки зимуют- выражение угрозы, подвергнуть тяжёлым испытаниям в наказание за что-либо

Синонимы:

Где раки зимуют,

Намылить шею,

Спустить шкуру,

Душу вытрясти.

Выступление 2 группы учащихся.

Существует несколько версий происхождения данного выражения, ставшего в наше время фразеологизмом.

Выражение возникло в среде кладоискателей. Они верили, что клад трудно найти, так как он охраняется нечистой силой, поэтому отрыто не произносили слова о том, что они ищут клад. Вместо слова «клад» кладоискатели использовали слово «собака». Выражение «вот где собака зарыта» означало тогда буквально «вот где зарыт клад».

По другой версии происхождение этого фразеологизма «посвящено» преданности собак. Самая древняя версия восходит к битве у острова Саламин. Перед решающим морским сражением греки посадили всех «гражданских лиц», не способных принять в нем участие, на корабли и отправили в безопасное место. У Ксантиппа, отца Перикла, была любимая собака, которая, не желая расставаться с хозяином, бросилась в море и поплыла вслед за судном. А добравшись до суши, умерла от изнеможения. Потрясенный Ксантипп похоронил пса и приказал возвести ей памятник – в ознаменование настоящей преданности. Этот знак, где собака зарыта, долго показывали интересующимся. Вторая легенда связана с псом австрийского полководца Сигизмунда Альтенштейга, сопровождавшим его во всех походах. В одном из них воин попал в опасный переплет. Но преданный пес ценой своей жизни спас хозяина. Альтенштейг тоже украсил могилу своего любимца и спасителя памятником. Однако с течением времени найти памятник стало весьма затруднительно, поскольку лишь несколько человек знали это место и могли показать его туристам. Так и родилось выражение «вот где собака зарыта» со значением «выяснить истину», «найти то, что искал».

Данным выражением можно определить и то, что является самым важным, основополагающим в какой-то проблеме, т.е. уже понятую ее суть, причину, мотив происходящего. Скажем, размышлял-размышлял человек, что его напрягало в какой-то ситуации или явлении, а потом словно глаза открылись, и стало понятно, где же собака зарыта. Впрочем, это может быть и вовсе не глобальная проблема, а бытовой вопрос: куда, к примеру, исчез школьный дневник сына. И если вдруг обнаруживается, что это он сам его и спрятал, потому что элементарно заработал запись о недостойном поведении, то вам станет понятно, где собака зарыта. Значение фразеологизма и в этой ситуации выражено установлением истины.

Фразеологизм «Вот где собака зарыта!» используют в том случае, когда хотят сказать, что нашли то, что искали, поняли, в чём суть дела.

Выступление 3 группы

"Заруби на носу!" - говорим мы, когда хотим, чтоб собеседник наверняка запомнил информацию, которую мы хотим до него донести. В современном русском языке это выражение приняло даже слегка угрожающий смысловой оттенок: смотри, не забудь.

Но почему на носу? Разве нос не жалко? На самом деле все не так страшно. Речь идет не о том носе, который орган дыхания и обоняния. А совсем о другом...

Это всего-навсего деревянная дощечка, бирка, на которой делали отметки ножом. На "носе" человек отмечал знаками-зарубками дни недели, важные события, необходимые встречи, покупки, долги, которые нужно отдать или наоборот - взять. Иногда писали буквами (точнее, резами, как на фото выше), но чаще ставили лишь условные знаки, понятные одному только хозяину. Простейший способ запоминания - вроде как узелок на платке завязать. Увидел - вспомнил. И, главное, никто другой не разберет...

Этим способом пользовались многие, вовсе не обязательно только неграмотные. Бумага или пергамент стоили дорого, береста быстро мялась и портилась, да и носить с собой ее было неудобно - карманов на древнерусской одежде не было. Все необходимые мелочи таскали либо за пазухой, либо за голенищами сапог, либо в кошеле, привязанном к поясу. Плашка из дерева - практично и удобно.

У обычного человека деревянный "нос" мог быть всего один. А вот купцы, ростовщики, трактирщики и прочая братия, активно "работающая с информацией", зачастую таскали с собой целые связки бирок. Нос - от слова "носить", ноша. Бирку для зарубок носят с собой - вот и нос. Кстати, взятка по-старорусски - тоже "нос", ибо ее с собой приносят, несут чиновнику. Здесь, кстати, есть родство со словами "приношение", "подношение". Да и "поднос" - тоже отсюда.

Выступают с исследованиями, делают выводы

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою

точку зрения.

Личностные:

осознают свои возможности в учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

5.      Физкульт-минутка

А сейчас мы немного отдохнем. Каждый из вас сможет побывать в роли актера «немого жанра».

Один ученик выходит из класса, остальные готовятся изобразить фразеологизм

(1 группа - «тянуть за язык»; 2 группа – «как снег на голову»; 3 группа – «водить за нос» ). Задача учащегося – зрителя – назвать фразеологизм, объяснить его значение.


Участвуют в творческой физкультминутке

Личностные: осознают необходимость

заботы о здоровье

10.  Промежуточ-ная рефлексия учебной деятельности

- Давайте посмотрим, какие задачи, поставленные нами в начале урока, нам удалось решить? (сверяются задачи)

Осталась решить последнюю задачу: уметь определять значение фразеологизмов и научиться употреблять их в речи.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

Регулятивные:

оценивают свою работу

11.  Творческая

практическая

деятельность по

реализации построенного проекта

- Наш урок мы начали с загадки и закончим его сказкой. Это будет результат нашего проекта. Предлагаю вам определить значение фразеологизмов по картинкам и вставить их в известную всем сказку «Колобок», чтобы окончательно подтвердить нашу гипотезу. Проверка результатов работы.

Работают с картинками фразеологизмов, обсуждают в группе,  ответ записывают в карточке.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной

Регулятивные:

адекватно оценивают

свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Коммуникативные:

строят небольшие

монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-

познавательных задач Личностные:

осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом

созидательном процессе.

12.  Рефлексия учебной деятельности

Оценка:

- самооценка;

- оценка других групп;

- оценка учителя.

Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

Попробуйте сформулировать участие в работе группы фразеологизмом, для этого можете воспользоваться словарями фразеологизмов.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

Регулятивные:

оценивают процесс и результаты деятельности.

Общеучебные:

осваивают умение структурировать знания.

13.  Домашнее задание

- Как вы думаете, фразеологизмы могут появляться в языке сегодня?

1.  Найти современные фразеологизмы, объяснить их значение.

2.  (задание по выбору) Дополнить сказку фразеологизмами.

Получают информацию о домашнем задании

 

14.  Подведение итогов урока

Желаю вам не ждать манны небесной, а засучив рукава, грызть гранит науки, никогда не наступать на одни и те же грабли и не плясать под чужую дудку, всегда быть на высоте,  не откладывать  в долгий ящик важные начинания и ни в коем случае не зарывать талант в землю. 

 

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!