СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-размышление "Размышляя над прочитанным…" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-размышление "Размышляя над прочитанным…" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление "Размышляя над прочитанным…" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")»

Урок-размышление "Размышляя над прочитанным…" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")

Цель урока: осмыслить страницы романа, ответить на бессмертные вопросы, сформулированные в нем.

Задачи:

  • обобщить знания учащихся, полученные при изучении романа;

  • выяснить, в чем секрет бессмертных вопросов, сформулированных в нем;

  • совершенствовать речевую практику учащихся;

  • развивать критическое мышление и память;

  • воспитывать интерес к художественному слову.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

-Здравствуйте, дорогие девочки. Я дарю вам свою улыбку. Партнёры по лицу подарите улыбку друг другу. А теперь подарите её партнёру по плечу. Ребята, у нас сегодня гости, давайте подарим им свои улыбки. Спасибо, садитесь.

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы завершаем работу над романом Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Нам предстоит обобщить знания, полученные при изучении романа, выяснить, в чем секрет бессмертных вопросов, сформулированных в нем. Мы будем размышлять над прочитанным произведением.


– Рано или поздно каждый из нас задает вопрос: «Что есть Истина?». Домашним заданием было подобрать высказывания, изречения известных деятелей искусства, философов, писателей о истине. Сейчас мы проведём СИНГЛ РАУНД РОБИН.

Прочитайте по кругу высказывания, которые вы подготовили дома.

Команды, зачитайте высказывания, которые вам больше понравились.

-Сегодня мы попытаемся ответить на многие бессмертные вопросы при помощи героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, опираясь на текст романа, на ваш личный жизненный опыт.

III. Соня Мармеладова и Родион Раскольников.

Проведём ТОКИН –МЭТ.

1)- Я попрошу партнёра под №1 за каждым столом взять лист А3 и записать тему обсуждения. Стол №1 – Образ Сони Мармеладовой. Стол№2 – Образ Родиона Раскольникова.

Запишите за 2 минуты слова, фразы по теме в тишине.

2). Проанализируйте работу команды с целью:

--- установите взаимосвязи между данными ответами (соедините идеи стрелками)

и/или сформулируйте вопросы по теме. При анализе используйте текст романа.

3) Ваша задача сформулировать выводы, ответить на вопросы, проанализировать созданные связи. Найдите подтверждение в тексте.

Команды презентуют свои ТОКИН МЭТ друг другу.



Просмотрите фрагмент из кинофильма.

- Скажите, чем ещё вы можете дополнить свои ответы.



IV. Слово учителя.

-Ребята, обратите внимание на слова Достоевского:

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

-Подумайте, о чем они.

-Проведем ТАЙМД РАУНД РОБИН (каждый проговаривает ответ в команде на время. Вам дается 2 мин. для обсуждения. Начинает ученик под №1.

Выслушаем несколько мнений, о чем высказывание Достоевского.



V. Проведём ТАГ-ОФ-ВО с целью изучения темы с разных точек зрения

1)- Я попрошу партнёра под №1 за каждым столом взять лист А3, прочертить горизонтальную линию, сверху записать дилемму:

  • Р. Раскольников, несмотря на совершённое преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание. Да или нет?

На концах «каната» разместить две версии ответа. Разделить «канат на равные столбцы.

- Каждый записывает по 3 причины, обсудите их, самые значимые из них разместите в конец «каната».

- Вопросы, возникающие в ходе работы моно записать над линией «каната» («А что если…?)

- 2) Команды переходите от стола к столу, чтобы проанализировать работу другой команды и оставить над линией «каната» вопросы, если возникли.

-Выполняя данную работу, к каким выводам вы пришли.

(Если человека, совершившего преступление, мучает совесть, если он раскаивается, то он достоин сочувствия.

Каждый может совершить ошибку, но сочувствия заслуживает лишь тот, кто осознал свою вину.)

VI. Заключительное слово учителя.

- Ребята, вы справились с заданием. Тайны человеческой души Достоевский анализировал во многих произведениях. Следуя мучительным путем познания зла, Достоевский тем не менее верит в торжество добра, разбуженного в сознании любовью для того, чтобы оставаться человеком.

- Берегите добро в своем сердце! Не дайте злу взять верх над добром, загубить его… Именно этому учил Достоевский.

VII. Рефлексия.

Древние говорили: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». (Зажигаю свечку)

Сейчас каждый выскажется о том, что вы узнали и к каким выводам пришли.

Начну я, а вы продолжите свои мысли.

- В народе говорят, что чужая душа – потемки, но после знакомства с романом Достоевского приходишь к убеждению, что нужно быть неравнодушным, потому что рядом может находиться человек, который нуждается в помощи.

- Пока горит свеча, я попрошу вас высказать своё мнение.


-Раньше я думала, что совершить ошибку – это перечеркнуть будущее, это навсегда, теперь думаю, что все поправимо, главное признать ошибку.


- Раньше я думала, что преступление – это когда кто-то кого-то убивает или грабит, но теперь я понимаю, что просто мысль может быть преступлением.


- Раньше я с осуждением глядела на женщин «лёгкого поведения», этот роман заставил меня задуматься над причинами, которые их толкают на этот путь.


-Раньше я не думала, что равнодушие – это грех, теперь я знаю, что из-за равнодушия совершаются многие преступления.


-Раньше я думала, что в человеке все просто и ясно, теперь я понимаю, что человек - это тайна.


- Раньше я думала, что преступник не достоин сострадания, после прочтения романа я поняла, что любой человек должен иметь право на прощение.


- Раньше я думала, что преступление – это физическое правонарушение, теперь я понимаю, что преступление может быть идеологическое.


- Раньше я думала, что добро должно быть с кулаками, теперь я знаю, что достучаться до сердца другого, можно через веру.


- Раньше я думала, что один в поле не воин, теперь я знаю точно, что даже один человек может противостоять злу.


- Раньше я не думала, что я что-то могу изменить в нашем мире, теперь я знаю, что совершая добрые дела, я в силах изменить мир.



Домашнее задание

- Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать, вы сегодня на уроке обобщали, анализировали, доказывали и исследовали. Я с удовольствием поставлю всем положительные отметки. Дома напишите сочинение по роману «Преступление и наказание» «Размышляя над страницами романа «Преступление и наказание».

А урок я бы хотела закончить словами Ф.М. Достоевского.

Через слова Порфирия Петровича автор даёт нам совет: « Станьте солнцем, вас и увидят!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!