СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку - размышлению по рассказу М. М. Пришвина "Кладовая солнца". Нравственная основа взаимоотношений Насти и Митраши.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации подобраны интересные вопросы викторины, тестовые задания, подобраны иллюстрации, даётся ключ ответов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку - размышлению по рассказу М. М. Пришвина "Кладовая солнца". Нравственная основа взаимоотношений Насти и Митраши.»

М.М. Пришвин «Кладовая солнца» Гончарова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ «ООШ №2» г. Лиски Воронежской области

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

Гончарова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы МКОУ «ООШ №2» г. Лиски Воронежской области

Сказка-быль «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».   М.М.Пришвин

Сказка-быль

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М.Пришвин

М.М.Пришвин  «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…»

М.М.Пришвин

«Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку…»

Викторина 1. Назовите детское прозвище М.М.Пришвина. 2. Кто был его первым путеводителем по «азбуке» природы? 3. Когда была написана сказка-быль «Кладовая солнца»? 4. Как первоначально называлась сказка-быль? 5. Какие деревья боролись между собой в произведении? 6. За какой ягодой отправились Настя и Митраша?

Викторина

  • 1. Назовите детское прозвище М.М.Пришвина.
  • 2. Кто был его первым путеводителем по «азбуке» природы?
  • 3. Когда была написана сказка-быль «Кладовая солнца»?
  • 4. Как первоначально называлась сказка-быль?
  • 5. Какие деревья боролись между собой в произведении?
  • 6. За какой ягодой отправились Настя и Митраша?
Викторина 7. Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши. 8. Какому делу выучился Митраша у отца? 9. О какой «чудесной вещи» рассказал мальчику отец? 10. Перечислите, кого приютил « на себе» большой чёрный пень? 11. Кто был конкурентом Травке во время охоты на зайца-русака? 12. Какую помощь оказала Настя ленинградским детям из детдома?

Викторина

  • 7. Перечислите клички домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши.
  • 8. Какому делу выучился Митраша у отца?
  • 9. О какой «чудесной вещи» рассказал мальчику отец?
  • 10. Перечислите, кого приютил « на себе» большой чёрный пень?
  • 11. Кто был конкурентом Травке во время охоты на зайца-русака?
  • 12. Какую помощь оказала Настя ленинградским детям из детдома?
Настя  «…Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».

Настя

«…Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».

Митраша  «Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «

Митраша

«Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный». «"Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».

Сросшиеся деревья  « Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет».

Сросшиеся деревья

« Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга... Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями - за воздух и свет».

Тетерев-косач  «…косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».

Тетерев-косач

«…косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост».

Солнце над елями  «И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. Он присел низко на мостике у вершины елки, вытянул свою длинную шею вдоль сука и завел долгую, похожую на журчание ручейка песню».

Солнце над елями

«И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких елочек, наконец-то заиграл на щеках у детей. Тогда верхний косач, приветствуя солнце, перестал подпрыгивать и чуфыкать. Он присел низко на мостике у вершины елки, вытянул свою длинную шею вдоль сука и завел долгую, похожую на журчание ручейка песню».

«Кладовая солнца»  «…Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам».

«Кладовая солнца»

«…Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам».

Золотая купава на болоте  «В обыкновенной елани всегда бывает видна хоть чуть-чуть водица, прикрытая белыми прекрасными купавами, водяными лилиями. Вот за то эта елань называлась Слепою, что по виду ее было невозможно узнать».

Золотая купава на болоте

«В обыкновенной елани всегда бывает видна хоть чуть-чуть водица, прикрытая белыми прекрасными купавами, водяными лилиями. Вот за то эта елань называлась Слепою, что по виду ее было невозможно узнать».

Красная ягода  « Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом».

Красная ягода

« Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью. Но не все знают, что самая-самая хорошая клюква, сладкая, как у нас говорят, бывает, когда она перележит зиму под снегом».

Антипыч и Травка  «…собака сразу поняла человека: он звал ее по приятельству, по дружбе, ни для чего, а просто так, пошутить, поиграть». «Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ее, она как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок и чмок его: и в нос, и в щеки, и в самые губы».

Антипыч и Травка

«…собака сразу поняла человека: он звал ее по приятельству, по дружбе, ни для чего, а просто так, пошутить, поиграть».

«Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ее, она как вдруг вскочит и лапами на плечи - и чмок и чмок его: и в нос, и в щеки, и в самые губы».

Тесты М. М. Пришвин «Кладовая солнца» 1. Жанр произведения: а) повесть; б) сказка;  в) сказка-быль. 2. Название произведения означает, что речь в нём идет : а) о богатых залежах торфа на болотах; б) о душевном богатстве людей; в) о богатом и животном мире лесов. 3. В произведении описываются события:  а) времён первой мировой войны; б) периода Великой Отечественной войны; в) наших дней.

Тесты М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

  • 1. Жанр произведения:
  • а) повесть;
  • б) сказка;
  • в) сказка-быль.
  • 2. Название произведения означает, что речь в нём идет :
  • а) о богатых залежах торфа на болотах;
  • б) о душевном богатстве людей;
  • в) о богатом и животном мире лесов.
  • 3. В произведении описываются события:
  • а) времён первой мировой войны;
  • б) периода Великой Отечественной войны;
  • в) наших дней.
4. Тема произведения:  а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе; б) взаимоотношения между людьми; в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей. 5. Повествование в произведении ведется от лица: а) Митраши и Насти; б) геологов; в) жителей деревни. 6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и  Насти было: а) прекрасное равенство; б) бесспорное первенство сестры; в) преимущество брата.
  • 4. Тема произведения:
  • а) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе;
  • б) взаимоотношения между людьми;
  • в) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей.
  • 5. Повествование в произведении ведется от лица:
  • а) Митраши и Насти;
  • б) геологов;
  • в) жителей деревни.
  • 6. Рассказчики считают, что в дружбе Митраши и Насти было:
  • а) прекрасное равенство;
  • б) бесспорное первенство сестры;
  • в) преимущество брата.
7. Смысл истории сосны и ели: а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду; б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота; в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей. 8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как: а) люди, попав в неё, теряли зрение; б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»; в) внешне она никак не отличалась от остального болота.
  • 7. Смысл истории сосны и ели:
  • а) элемент сказки, объясняющий стон и вой, раздающийся в ветреную погоду;
  • б) рассказ о возникновении дикого леса близ Блудова болота;
  • в) предыстория конфликта между Митрашей и Настей.
  • 8. Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как:
  • а) люди, попав в неё, теряли зрение;
  • б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»;
  • в) внешне она никак не отличалась от остального болота.
10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда: а) принципа «Один за всех и все за одного»; б) вековечной суровой борьбы людей за любовь; в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я». 11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что: а) они напоминали ей о её собственном горе; б) собаке было страшно слышать этот вой; в) ей было их жалко.
  • 10. Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, - это правда:
  • а) принципа «Один за всех и все за одного»;
  • б) вековечной суровой борьбы людей за любовь;
  • в) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я».
  • 11. Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что:
  • а) они напоминали ей о её собственном горе;
  • б) собаке было страшно слышать этот вой;
  • в) ей было их жалко.
12. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы» - автор употребил: а) антитезу; б) аллегорию; в) сравнение. 13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой: а) описание; б) повествование; в) рассуждение.
  • 12. В предложении: « …могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы» - автор употребил:
  • а) антитезу;
  • б) аллегорию;
  • в) сравнение.
  • 13. Рассказ о тетереве-косаче ( «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост») представляет собой:
  • а) описание;
  • б) повествование;
  • в) рассуждение.
14. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется: а) антитеза; б) сравнение; в) гипербола. 15. В отрывке : « тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется: а) гипербола; б) олицетворение; в) метафора.
  • 14. В предложении: « Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» - используется:
  • а) антитеза;
  • б) сравнение;
  • в) гипербола.
  • 15. В отрывке : « тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, покрывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали» - используется:
  • а) гипербола;
  • б) олицетворение;
  • в) метафора.
Ответы: 1 в 2 3 б 4 б 5 а а 6 а 7 8 в в 9 б 10 б 11 а 12 13 в а 14 15 б б

Ответы:

1

в

2

3

б

4

б

5

а

а

6

а

7

8

в

в

9

б

10

б

11

а

12

13

в

а

14

15

б

б

Используемая литература и ресурсы:  1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010. 2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001. 3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001. 4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.  5. Альбом 5 класс. Иллюстрации художника И.Л.Брунина и фотографии В.Е. Гиппенрейтера № 59-68 http://imgal.ru/usrfile/img/prishvin-kladovaya-solntsa-illyustratsii.jpg

Используемая литература и ресурсы:

  • 1.Русская словесность: фольклор и литература. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – 3-е изд., - Алматы: Атамура, 2010.
  • 2. Русская словесность. Дидактический материал: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. Алматы: Атамура, 2001.
  • 3. Русская словесность: фольклор и литература. Методическое руководство: Для 5 класса общеобразовательной школы. Т.П. Чаплышкина, А.М.Садвакасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова. – Алматы: Атамура, 2001.
  • 4. Литература: Тесты. 5 – 8 кла.: учебно-метод.пособие Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2001.
  • 5. Альбом 5 класс. Иллюстрации художника И.Л.Брунина и фотографии В.Е. Гиппенрейтера № 59-68

http://imgal.ru/usrfile/img/prishvin-kladovaya-solntsa-illyustratsii.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!