Урок-следствие по теме «Функции и их графики»
7 класс алгебра.
Тема урока: решение задач по теме функции и их графики.
Цели урока: познакомить учащихся с возможностями применения ЗУН по теме «функции и их графики» в различных сферах деятельности человека.
Развивать логическое мышление, быстроту реакции, умение делать выводы из полученных фактов, строить логические цепочки.
Воспитывать внимательность, точность и последовательность выполнения действий, умение работать в группах, уважение и внимательность к действиям своих одноклассников.
Тип урока: урок применения ЗУН(обобщения)
Оборудование: таблицы с графиками, карточки-задания, карточки-портреты, плакаты с пустой координатной системой, протоколы для заполнения, санкции на обыск 3шт., «украденные учебники», карточки, расчерченные для граф-диктанта.
ХОД УРОКА:
Организационный этап:
Подготовка класса: на доске вывешена табличка «Бюро расследований», парты расставлены для групп. Учащиеся делятся учителем на 4 группы: «Оперативные работники», «эксперты», «аналитики», «следственный комитет» по 5-6 человек. У каждого учащегося бэйджик с названием группы. У учителя надпись «Прокурор», два ученика с надписями «помощник прокурора» (более сильные ученики или старшеклассники).
Мотивация учебной деятельности:
Учитель: сегодня у нас необычный урок. Мы на один урок станем работниками «Бюро
расследования». Я выступаю в роли прокурора, но у нас присутствует гость, который является экспертом генеральной прокуратуры. Наш гость будет проводить аудит нашей работы и в конце урока решит, можно ли дать нам лицензию на работу по проведению разного рода расследований. (Представитель администрации или любой учитель). И два моих помощника прокурора для оперативности получения сведений различного характера, они сегодня – представители Главка.
Актуализация опорных знаний, умений, навыков:
Учитель: Но с начала мы должны продемонстрировать свою квалификацию, то есть мы должны показать свой уровень подготовки и готовность быстро и точно выполнять предложенные задачи. С этой целью мы составим граф-ответы на мои вопросы. Подпишите ваши листики и начертите ответ.
1.аргумент – это независимая переменная (да);
2. функция – это независимая переменная (нет);
3. все значения переменной Х – это область значений (нет);
4. область определения – это все значения переменной У (нет)
5. зависимость переменной Х от переменной У называют функцией (да)
6.множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям независимой переменной Х, а ординаты – соответствующим значениям зависимой переменной У – это рисунок функции (нет)
7. горизонтальная ось – ось ОХ (да)
8.вертикальная ось ОУ (да)
9. по таблице значений аргумента и функции можно построить график функции (да)
10.чтобы найти значение функции по заданному аргументу надо его возвести в степень (нет)
Таблица правильных ответов
(На расчерченных заранее карточках дети дают ответы на 10 вопросов. Да - зигзаг вверх, нет - зигзаг вниз.)
Учитель: ваши работы для проверки мы передаем в Главк. (Диктанты детей с правильным вариантом ответов передаются для проверки помощникам прокурора)
Учитель: в наше бюро поступило заявление о краже книг из помещения издательства. Принес заявление директор фирмы «Славяне», на ее территории расположено издательство. Директор фирмы – Роберт Евгеньевич Штомберг – оставил материалы о его фирме, которые мы передаем аналитикам и экспертам, а наши оперативные работники на месте преступления нашли бумаги, которые тоже возможно содержат важную информацию – это тоже работа экспертов. Ответственный за работу аналитиков и экспертов соберет карточки и отдаст в Главк на проверку. Итак, вот улики или вещ-доки с места преступления.
Ученики всех групп получают разные карточки – задания.
Карточка для «Экспертов»
Нужно по формулам заполнить таблицы и по таблице построить график.
У = 6х-1
Х (месяц) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
У (прибыль в тыс. рублей) | | | | | | | | | | | | |
Карточка для «Аналитиков»
Нужно по формулам заполнить таблицы и по таблице построить график.
У = х - 20
Х (месяц) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
У (прибыль в тыс. рублей) | | | | | | | | | | | | |
Учитель: один из экспертов презентует всем график, полученный при построении функции. Теперь все вместе внесем в наши личные протоколы - тетради данные от экспертов.
Один из аналитиков знакомит нас с информацией, полученной от гражданина Штомберга. Все вместе снова внесем в наши личные протоколы - тетради данные.
Учитель: теперь помощники покажут нам реальную картину дел этой фирмы. Я попрошу экспертов дать информацию по реальному развитию фирмы. (За правильность графика и правильность анализа-звездочки).
Учитель: и группа « Следователей» тоже получила свое задание для составления фото – робота преступника.
(при правильном выполнении задания на карточке открывается портрет человека.)
График функции | Область определения | Область значений |
1 | А)-2 ≤Х≤ 3 Б)5≤Х≥4 В)-2≥Х | А)-3≤ У≤2 Б)-5≤У≥7 В)36 |
2 | А)-3≤Х≤-2 -2≤Х≤-1 -1≤Х≤2 Б) 3≤Х≤-5 В) -1≤Х≤4 | А)-3≤ У≤-1 -1≤У≤1 1≤У≤2 Б) 4≤У≤-5 В) 3≤У≤-9 |
3 | А)-3≤ Х≤4 Б)-3≤Х≤4 В) ≤Х≤ | А)≤ У≤ Б)ЧИСЛА 0, 1, 2 В) ≤У≤ |
1-АБ 2-АА 3-АВ | 1 |
1-АА 2-АА 3-ББ | 2 |
1-ВА 2-АВ 3-БА | 3 |
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ – 1-АА, 2-АА, 3-ББ
Учитель: но все усложнили зашифрованные показания информаторов. С ними тоже нужно разобраться оперативным работникам, аналитикам и экспертам. Вам придется использовать таблицы для раскодирования. Они на доске.
Учитель: все свободные учащиеся получают дополнительные индивидуальные карточки – задания по данным свидетелей, работников фирмы. После выполнения- отдают в Главк.
(за правильное выполнение звездочку)
Учитель: послушаем следственную бригаду о результатах работы. И посмотрим на фоторобот преступника.
Учитель: я, как прокурор, выслушав все доводы и доказательства и ознакомившись с материалами дела даю согласие. Оперативные работники зачитают протокол обыска.
ПРОТОКОЛ
При обыске была найдена записка следующего содержания: «ул. Станиславского, д. 35, 2 этаж, кабинет 3 »(АДРЕС ШКОЛЫ, номер кабинета, где положили учебники)
Учитель: просим генерального прокурора дать разрешение на обыск названного помещения. Следователи и оперативные работники проводят обыск и приносят учебники.
Подведение итогов:
Учитель: за очень оперативное и точное раскрытие преступления все сотрудники «Бюро расследований» представляются к наградам в виде заработанных оценок. Всем выносится благодарность. И мы оглянувшись на нашу работу можем увидеть как внутри расследования везде и постоянно нам помогала математика.