Узнают о назначении музыкальных терминов –мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке.
Научатся называть изученные произведения и их авторов; находить сходство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка» - П. Чайковский, «Сказочка» С. Прокофьев), рисовать, то, что услышали, и сочинять сказку к своему к своему рисунку; определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движение, игре на музыкальных элементарных инструментах.
Получат возможность научиться: наблюдать за использованием музыки в жизни человека; выявлять различные по смыслу интонации, эмоционально откликаться на музыкальные произведения и выражать свое впечатление; определять жизненную основу музыкальных произведений; сочинять сказку.
Осуществлять логические операции (ассоциативно-образное мышление); имею позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей; проявляют этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Этап урока Время | Деятельность учителя Виды работы | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент. 2 мин. | Организация и включение учащихся в учебную деятельность. Музыкальная игра - приветствие. С добрым утром второй класс! - Здравствуйте, здравствуйте! С добрым утром второй класс! - Здравствуйте, учитель наш. Давайте проверим присутствие учащихся на уроке. - Я вижу, что все готовы к уроку! - Давайте вместе послушаем тишину! - Я чувствую ваше желание начать заниматься музыкой! Молодцы! | Приветствуют учителя. Готовят рабочее место. Поют слова по принципу игры “Эхо” | Коммуникативные: решение учебных задач в процессе взаимодействия с одноклассниками и учителем. |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. 4 мин. | Послушайте музыкальную загадку: звучит фонограмма песни “Сказка будет впереди” (1 куплет) Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Мы будем говорить о сказках и сказочных героях. Я подойду к полке с книгами и достану оттуда самую красивую книгу. А называется она, как вы уже догадались - “Сказки”. | Отгадывают: о сказках. (ответы детей) | Коммуникативные: высказывание своей точки зрения. Регулятивные: умение четко высказывать свою мысль, умение применить знания на практике, постановка цели на уроке. |
Вы думаете, сказки только читают? | Затрудняются ответить. |
Бывает, что композиторы сочиняют музыкальные сказки, в которых герои не только говорят, но и поют…Можно обычную сказку озвучить с помощью музыкальных инструментов… а можно написать музыкальную пьесу, в которой средствами музыки рассказать сказочную историю. Давайте послушаем, какую сказку расскажут нам композиторы П.И. Чайковский и С. Прокофьев. Посмотрите на доску. | Смотрят на портреты композиторов, читают названия пьес, рассматривают рисунки на доске. |
3. Постановка учебной задачи. 2 мин | Скажите, как называются пьесы, которые мы будем слушать на уроке? Нам предстоит не только прослушать эти произведения, но и соотнести их с рисунками из учебника и попробовать угадать какую сказку рассказал нам композитор. | Учащиеся: “Сказочка” С. Прокофьева и “Нянина сказка” П.И. Чайковского. | Познавательные: Смысловое чтение, умение воспринять источник информации |
4. Открытие нового знания. Слушание музыки. 5 мин | П.И. Чайковский. У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать её сказки. А когда он стал композитором, он эти сказки рассказал с помощью звуков и музыкальных пьес. “Нянина сказка” С какой картинкой в учебнике можно соотнести прослушанную музыку? Какие музыкальные краски использовал композитор? (темп, динамика, длина звуков) Каков характер мелодии? | Дети слушают и отвечают на вопросы | Познавательные: Структурирование знаний. Личностные: нравственно- этическое оценивание. |
5. Первичное закрепление. 5 мин | Слушание “Сказочки” С. Прокофьева. Задание: провести анализ музыки и ответить на вопросы: 1. С какой картинкой можно соотнести эту пьесу? 2. Каков характер мелодии? 3. Какие музыкальные краски использовал композитор? | Слушают, анализирую, отвечают на вопросы. | Познавательные: умение строить высказывание, анализировать и сравнивать предложенный материал. Личностные: самоопределение |
А теперь поиграем в игру “Проверь себя”: я буду называть “музыкальные краски”, а вы распределите, к какому из изученных музыкальных произведений они относятся: Медленно С движением Тихо Активно Спокойно Плавно Отрывисто Постепенно усиливая звук | Соотносят музыкальный термин и название произведения |
Физкультминутка 3 мин. | Включаю фонограмму. | Делают зарядку под музыку. | |
6. Самостоятельная работа 10 мин | Давайте поиграем в композитора. Озвучивание сказки “Теремок” Я буду в роли рассказчика (пою текст сказки). Для озвучивания используются шумовые инструменты: треугольники, колокольчики, бубенчики, трещотки, ложки, бубны и т.д. Каждый персонаж сказки озвучивается своим инструментом, и задача учащихся вовремя сориентироваться и при упоминании героя сказки – издать соответствующий звук. Молодцы ребята, у нас хорошо получилось. | Дети сами распределяют роли и выбирают музыкальные инструменты. | Регулятивные: планирование работы в паре. Познавательные: Умение найти герою сказки соответствующее музыкальное воплощение. Коммуникативные: умение управлять поведением партнёра. |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение 12 мин. | А сейчас мы выучим песню, про сказочных героев. Но сначала, мы должны подготовить наш голос к пению с помощью распевания. -Итак, начнем. Встаем из-за своих парт, внимательно смотрим на меня, повторяем и распеваемся. 1. Работа над силой голоса. «а- о – у» (плавное дыхание, мягкий вдох и выдох) 2. Работа над высотой голоса: - «Я пою, хорошо пою» (верхние звуки, опора дыхания, чёткая дикция) 3. Работа над ритмом и дикцией: - «ДВА КОТА» «Та - та, два кота Два ободранных хвоста. Белый кот в чулане, Все усы в сметане. Чёрный кот полез в подвал И мышонка там поймал.» (упражнение на развитие памяти, чёткая дикция) 4. Дыхательные упражнения: - «задуваем свечку», - «пьём сок, через трубочку» - «машинка» 5. Упражнения закрытым ртом (расслабление) - «М» (свободный вдох, расслабление губ, объёмный звук). - Молодцы, ребята! Мы можем продолжать работать дальше. Вокально-хоровая работа над изучением песни “Сказки гуляют по свету” музыка Е.Птичкина, слова М.Пляцковского | Распевание. Вокально-хоровая работа над изучением песни “Сказки гуляют по свету”. | Личностные Познавательные Коммуникативные |
| А) изучение слов Б) прохлопывание ритмического рисунка мелодии В) вокализация текста Г) исполнение под музыку мелодии Д) исполнение под фонограмму. | А) изучают слова Б) прохлопывают ритмический рисунка мелодии В) пропевают текст Г) исполняют под музыку мелодию Д) исполняют под фонограмму. | Личностные: умение реализовать свой творческий потенциал |
В этой песне прозвучали слова, которые могут быть выводом нашего урока. Какие это слова? | Дети отвечают: Хоть зло на проделки хитро, но всё ж побеждает добро! | Познавательные: анализ |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 2 мин. | Прошу поднять карточки красным цветом тех, кто узнал новое, но не всё запомнил. Прошу поднять карточки зелёным цветом тех, кто всё запомнил и правильно отвечал на вопросы. Молодцы. Выставление оценок. Домашнее задание: сочините свою сказку и нарисуйте рисунок. Урок окончен, спасибо за внимание. | Поднимают карточки, большинство зелёного цвета. Записывают домашнее задание. | Личностные: самоопределение. |