СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок путешествие: Рабство в древнем Риме

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Рабство в Древнем Риме

Цель урока:

-создать у учащихся образное представление о положении рабов в Римской империи, их труде, занятости в хозяйстве, в повседневной жизни и быту;

- на основе организации групповой работы со школьниками, которые вычступают экскурсоводами по древнему Риму, продолжить развитие у них логических, образных и оценочных умений, при разработке маршрута путешествия развивать картографические умения и ориентирования в пространстве, развивать речь, интерес к предмету, умение работать с учебным материалом самостоятельно;

- в процессе подготовки и хода урока взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание за товарища.

Оборудование: учебник, плакат-маршрут:

компьютер, рабочие тетради, доска  на ней эпиграф урока.

Ход урока:

Орг момент.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в Римское государство на рубеже  II-I до н.э.. Во время урока нас будут интересовать рабы и их жизнь. В какой бы мы уголок не заглянули везде нам встретятся фигуры работающих рабов. Это были люди,  которые создали богатство Рима. Всё чем гордилось римское общество .

Итак сформулируйте тема урока. (ответы учащихся)

Изучение новой темы урока.

Учитель: Записали т/у. Ребята обратите внимание на эпиграф нашего урока. Ученик читает вслух. 

«Нет ничего совершеннее, чем наше общество.

У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. 

Что же касается рабов, то их собственно, не стоит брать в расчёт»

Речь одного из сенаторов.

Вопрос: Какие же вопросы мы должны выяснить, чтобы вступить в дискуссию с сенатором?

Ответы учащихся.

.После ответов на доске учитель раскрывает те вопросы, которые были даны учащимся как  опережающие задания. Вопросы: 1. Источники рабства 2. труд рабов 3. Условия жизни и быта рабов 4.Отношение общества к рабам;

Учитель: Итак мы отправляемся в путешествие по Риму. Вот как распределились маршруты наших групп. Маршрут путешествия. Приложение 1.

Учитель: Сейчас вместе с ребятами 1ой группы мы побываем на рынке в Риме. Ваша задача в ходе рассказа одноклассников заполнить схему. Схема. Источники рабства Приложение2

После рассказа 1 группы, ученики могут задать дополнительно интересующие вопросы и зачитывают заполненную схему

Например: Зачем вешали таблички рабам?

Из каких стран могли римляне привозить образованных дорогих рабов?

Почему среди рабов не видно рабов-должников?

Для закрепления. Какой источник пополнения рабской силы был для Рима основным?

Почему отменили долговое рабство и когда?

Каких рабов римляне относили к «лучшему» народу? Почему они высоко и дорого ценились?

Какой вывод подведём по первой станции нашего путешествия?

Вывод:

Учитель: Продолжая наше путешествие мы поставим следующую задачу, выяснить где применялся труд рабов.

Итак остановка №2. Путешествие по имению. Рассказ 2 группы учащихся.

Вопросы дополнительные после выступления групп.

Рассматриваем иллюстрацию в учебнике «Труд и жизнь рабов в имении» стр 227

Задание всем: Сформулируйте интересующий вас вопрос управляющему имения.

Вывод:

Остановка№3

Учитель; С большим трудом ребята 3 группы получили разрешение сенатора осмотреть рудники.

Рассказ учащихся.

Вопросы: В каких странах древнего мира применялся труд рабов на рудниках?

Почему смертную казнь заменяли рудниками?

Подведем вывод.

Уч: И следующая остановка№4

Рассказ 4 группы о Колизеи

Вопрос: Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?

Вывод.

В доме богатого знатного римлянина

Уч: И следующая остановка№5

Рассказ 5 группы

 

Вопросы по желанию учащихся 5 группе.

Вывод.

Закрепление. Итак закончилось наше путешествие всем ребятам спасибо за ваш труд, труд-гида.

Вернёмся к эпиграфу урока

«Нет ничего совершеннее, чем наше общество.

У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. 

Что же касается рабов, то их собственно, не стоит брать в расчёт»

Речь одного из сенаторов.

Вы согласны с сенатором? Если да, то почему?

Если нет, то почему?

Домашнее задание: написать мини сочинение от имени раба

Рефлексия.

 

           
     
 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

1группа.  Рынок рабов

2 группа.  В имении римского землевладельца

3 группа. На руднике

4 группа. В Колизее на гладиаторских боях

5 группа. В доме богатого знатного римлянина

 

 

Приложение2

 

Схема: Источники рабства в Риме

 

 

 

 

 

                 

 

 

       
   
 
 

 

 

 

 

                        РЫНОК     РАБЫ

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!