Тема урока: Рабство в Древнем Риме
Цель урока:
-создать у учащихся образное представление о положении рабов в Римской империи, их труде, занятости в хозяйстве, в повседневной жизни и быту;
- на основе организации групповой работы со школьниками, которые вычступают экскурсоводами по древнему Риму, продолжить развитие у них логических, образных и оценочных умений, при разработке маршрута путешествия развивать картографические умения и ориентирования в пространстве, развивать речь, интерес к предмету, умение работать с учебным материалом самостоятельно;
- в процессе подготовки и хода урока взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание за товарища.
Оборудование: учебник, плакат-маршрут:
компьютер, рабочие тетради, доска на ней эпиграф урока.
Ход урока:
Орг момент.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в Римское государство на рубеже II-I до н.э.. Во время урока нас будут интересовать рабы и их жизнь. В какой бы мы уголок не заглянули везде нам встретятся фигуры работающих рабов. Это были люди, которые создали богатство Рима. Всё чем гордилось римское общество .
Итак сформулируйте тема урока. (ответы учащихся)
Изучение новой темы урока.
Учитель: Записали т/у. Ребята обратите внимание на эпиграф нашего урока. Ученик читает вслух.
«Нет ничего совершеннее, чем наше общество.
У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели.
Что же касается рабов, то их собственно, не стоит брать в расчёт»
Речь одного из сенаторов.
Вопрос: Какие же вопросы мы должны выяснить, чтобы вступить в дискуссию с сенатором?
Ответы учащихся.
.После ответов на доске учитель раскрывает те вопросы, которые были даны учащимся как опережающие задания. Вопросы: 1. Источники рабства 2. труд рабов 3. Условия жизни и быта рабов 4.Отношение общества к рабам;
Учитель: Итак мы отправляемся в путешествие по Риму. Вот как распределились маршруты наших групп. Маршрут путешествия. Приложение 1.
Учитель: Сейчас вместе с ребятами 1ой группы мы побываем на рынке в Риме. Ваша задача в ходе рассказа одноклассников заполнить схему. Схема. Источники рабства Приложение2
После рассказа 1 группы, ученики могут задать дополнительно интересующие вопросы и зачитывают заполненную схему
Например: Зачем вешали таблички рабам?
Из каких стран могли римляне привозить образованных дорогих рабов?
Почему среди рабов не видно рабов-должников?
Для закрепления. Какой источник пополнения рабской силы был для Рима основным?
Почему отменили долговое рабство и когда?
Каких рабов римляне относили к «лучшему» народу? Почему они высоко и дорого ценились?
Какой вывод подведём по первой станции нашего путешествия?
Вывод:
Учитель: Продолжая наше путешествие мы поставим следующую задачу, выяснить где применялся труд рабов.
Итак остановка №2. Путешествие по имению. Рассказ 2 группы учащихся.
Вопросы дополнительные после выступления групп.
Рассматриваем иллюстрацию в учебнике «Труд и жизнь рабов в имении» стр 227
Задание всем: Сформулируйте интересующий вас вопрос управляющему имения.
Вывод:
Остановка№3
Учитель; С большим трудом ребята 3 группы получили разрешение сенатора осмотреть рудники.
Рассказ учащихся.
Вопросы: В каких странах древнего мира применялся труд рабов на рудниках?
Почему смертную казнь заменяли рудниками?
Подведем вывод.
Уч: И следующая остановка№4
Рассказ 4 группы о Колизеи
Вопрос: Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?
Вывод.
В доме богатого знатного римлянина
Уч: И следующая остановка№5
Рассказ 5 группы
Вопросы по желанию учащихся 5 группе.
Вывод.
Закрепление. Итак закончилось наше путешествие всем ребятам спасибо за ваш труд, труд-гида.
Вернёмся к эпиграфу урока
«Нет ничего совершеннее, чем наше общество.
У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели.
Что же касается рабов, то их собственно, не стоит брать в расчёт»
Речь одного из сенаторов.
Вы согласны с сенатором? Если да, то почему?
Если нет, то почему?
Домашнее задание: написать мини сочинение от имени раба
Рефлексия.
Приложение1
1группа. Рынок рабов
2 группа. В имении римского землевладельца
3 группа. На руднике
4 группа. В Колизее на гладиаторских боях
5 группа. В доме богатого знатного римлянина
Приложение2
Схема: Источники рабства в Риме
РЫНОК РАБЫ