СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие «Материк Прилагательных».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие «Материк Прилагательных».  Обобщающий урок  русского языка в 5-6 классе.

Цель урока: Обобщить и закрепить сведения о морфологических признаках имени прилагательного;  отработать навыки  правописания падежных окончаний прилагательных;  способствовать развитию мышления, памяти, речи, умения анализировать; развивать коммуникативную компетентность; воспитывать чувство ответственности за свою работу; создавать условия для развития интереса  к предмету.

Ход урока. 1.    Организационный момент. Объяснение цели урока. Учитель: Ребята, сегодня мы с вами должны повторить и обобщить все сведения, которые получили на уроках русского языка  во время изучения темы «Имя прилагательное как часть речи». А чтобы было интересно и запоминающе, мы отправимся в путешествие. Любите путешествовать? Замечательно! Тогда  - в путь! 2.    Актуализация опорных знаний учащихся. Наша туристическая поездка может начаться, если только вы сумеете ответить на все вопросы, которые зададут вам Золотая рыбка  и  Сказочный Король. За правильные ответы вы получите билеты на корабль, который отвезет вас в Сказочное королевство  под названием «Материк Прилагательных». По Материку, на котором расположено несколько разных стран,  вас будут сопровождать сказочные герои – гиды. Работа вам предстоит групповая, поэтому  садитесь поудобнее, чтобы  работа шла в хорошем темпе,  и мы с вами успели всё выполнить и закончить путешествие вовремя. 1) Итак, вот  вопросы от Короля и Золотой рыбки: - Что называется  именем прилагательным? - Сколько разрядов  у прилагательных? Назовите их. - У каких прилагательных бывает  краткая форма? - У каких прилагательных бывает сравнительная  степень? - Как образуются имена прилагательные? - Как прилагательные  пишутся с частицей НЕ? - Как пишутся прилагательные с суффиксами –ан, ян? - Какие окончания у прилагательных женского рода? - Какие  окончания у прилагательных мужского и среднего рода? Отлично! На все вопросы ответили, все билеты получили. Отправляемся дальше. 2) В Страну «Разряды прилагательных»  нас проводит  вот этот сказочный персонаж. Узнали его? Правильно, это  Маленький Мук. Он предлагает вам игру «Четвертый лишний». Вам нужно найти лишнее слово в каждом ряду прилагательных. Умный, длинный, низкий, золотой.               (Золотой) Заячий, папин, большой, охотничий.             (Большой) Дядин, каменный, глиняный,  песочный.      (Дядин) Добрый, вечерний, светлый, синий.               (Вечерний) Мамин,  грустный, волчий,  бабушкин.         (Грустный) Городской,  школьный,  дорожный,  высокий.     (Высокий) Дивный, чудесный, прекрасный, серебряный.            (Серебряный) Приморский, пришкольный,  дачный,  красный.  (Красный) Деревянный, каменный,  хрустальный, мамин.      (Мамин) 3) За каждый правильный ответ вы получаете пропуск через границу Страны Разрядов  в Страну «Сино-антонимов».  Это особенная страна, по которой вас будут сопровождать  два сказочных героя: Незнайка и Мудрый филин. А как вы думаете, почему? Что такое антонимы? Что такое синонимы? Конечно,  антонимы – это слова с противоположным значением. А Незнайка и Мудрый филин  соответствуют  этому значению. Итак, вот и наши гиды со своим заданием. Только выполнив его, мы сможем отправиться дальше.  А задание  такое:  подобрать к словам:  Добрый,  смелый,  радостный,  близкий, родной –  антонимы;  к словам:  Чудесный, сильный,  тихий, тёплый,  холодный – синонимы. (Злой, трусливый,  грустный, далёкий, чужой; прекрасный,  замечательный, могучий, богатырский,  спокойный, жаркий, горячий,  морозный). 4)  Незнайка и Мудрый филин  провожают нас в Страну Загадок. Здесь нас встречает со своими загадками  Кот в сапогах. Угадайте, кто это или что это только по прилагательным: -  Большой, бурый, косолапый,  неповоротливый …..(Медведь) - Хищный, серый, злой, голодный, жадный …. (Волк) - Косой, длинноухий, трусливый, маленький….  (Заяц)  - Хитрая, рыжая,  ловкая, …. (Лиса) - Свежее, сухое, душистое, колючее…. (Сено) - Зелёная, мягкая, весенняя, молодая,  изумрудная…..  (Трава) - Мелкий, грибной,  сильный, осенний…..(Дождь) - Пушистый, беленький, мягкий,  искристый…. (Снег) - Интересная, серьёзная, библиотечная, толстая….   (Книга) - Верный, настоящий, старый, хороший….   (Друг) 5) В  Стране волшебных крыш нас встречают Баба Яга и её подружки.  Эти сказочные  героини очень любят  повеселиться и полетать на своих ступах и мётлах.  Наверное, зря  о них сложилось мнение как о злобных и мрачных колдуньях. Наши  гиды – очень дружелюбные и  общительные. Они приглашают вас на ФИЗМИНУТКУ. 6)  Отдохнули?   Полетали? И вот мы с вами в Стране Сказок. Как вы думаете, что и кто нас здесь ждёт? Узнаёте нашего гида?    Змей Горыныч задал вам  вот такое задание:  Подберите  к данным  именам существительным прилагательные – эпитеты, которые  часто встречаются в сказках:  Молодец  (добрый), девица (красная),  солнце  (ясное),  конь (вороной, богатырский),  лес (дремучий),  вода (живая и мёртвая), ветры (буйные),  царство (тридевятое),  Кащей (Бессмертный),  Василиса (Прекрасная). 7) А теперь мы  с вами попали  в Страну под названием «Золотой ключик».  И нас ждёт Буратино со своим золотым ключиком и заданием, которое необходимо выполнить, чтобы попасть в Страну Окончаний, где нас ждёт всё самое интересное. Ведь именно там мы сможет применить Золотой ключик для  того, чтобы открыть сундук с сокровищами.  Вот задание Буратино:  Вставить  -Н-  или    -НН-  в заданные слова, распределяя их в два столбика: Телефо…ый  разговор,  настоль…ый теннис,  земля…ая  насыпь,  журавли…ый крик, урага…ое  предупреждение,  искус…ый  оратор,   искусстве…ый  алмаз,  цели…ый район,   серебря…ая  нить,  стекля…ая  ваза,  деревя…ая  солонка,  кожа…ая куртка. 8)  Молодцы,  всё знаете!  И наконец, мы прибыли в Страну Окончаний, где нас ждёт Пират со своими сокровищами.   У него тоже есть задание, выполнив которое  вы откроете сундук с сокровищами и получите свои  призы и оценки за урок.  Как  вы уже догадались, задание Пирата – вставить  окончания в прилагательные, согласуя их с существительными  в роде, числе и падеже. Зимн…  леса,  мягк… снегом,  син…  отблеском,  удивительн… тишиной,  в  крошечн.. домике,  прозрачн… вода,  сказочн… картинки,  ледяны…  узорами,  удивительн… картину,  син… небо,   пушист…  веткой,  бел… снежинки,  в вечерн… тишине.        Вот мы с вами и закончили путешествие в Мир прилагательных. Открыв сундучок с сокровищами,  вы получаете  Сертификат, подтверждающий, что вы действительно  закончили изучение  Имён  прилагательных  как части речи и можете использовать их в своей речи свободно и произвольно! Это ещё один шаг на вашем пути  к Знаниям, и пусть этот путь никогда не заканчивается! 3.    Подведение итогов урока.  Выдача  Свидетельств участникам путешествия. 4.    Домашнее задание:  работа с текстом по карточкам. В данный текст на место многоточий  вставить подходящие по смыслу прилагательные.

За грибами. Три друга пошли в ………………… лес  за …………………….грибами. У …………………..Гриши была ………………….корзинка, у ………………… Коли……………… корзина, а у  самого………………….Вани ……………….. лукошко. Мальчики  собирали………………….   грибы  и  перекликались  ……………….. голосами, чтобы не потерять друг друга.  Вдруг ……………………..небо потемнело, поднялся…………………ветер, и начался ………………..дождь.   Гриша, Коля и Ваня спрятались под ……………..деревом  и стали ждать, когда закончится дождь.

(Слова для справок: маленький,  старший, младший, небольшой, большой, белые,  ближайший,   звонкие, осеннее, высокое,  ураганный,  сильный,   большое, густое)  

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!