Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бекасовская средняя общеобразовательная школа
Урок-путешествие
через сказки А.С. Пушкина
по русскому языку по теме:
«I и II спряжение глаголов
настоящего времени»
4 класс.
Подготовила и провела
Дегтярева Валентина Яковлевна
учитель начальных классов
Пос. «д\о Бекасово»
2016 – 2017 учебный год.
Цель: через сказки А.С. Пушкина закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего времени, развивать умения распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям; учить работать самостоятельно; воспитывать любовь к чтению, к творчеству А. С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, отрывки из музыкальных произведений; высказывание А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки».
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
(Звучит музыка Г. Свиридова)
- Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне,
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт
Он гений, в этом спору нет.
- Ребята, вы, я вижу, догадались, что эти строки посвящены замечательному поэту А.С. Пушкину. Наш урок пройдёт в форме путешествия по сказкам А. С. Пушкина. А попутно мы продолжим изучение темы «I и II спряжение глаголов настоящего времени».
III. Минутка чистописания.
- Минутка чистописания сегодня будет проходить необычно. До сказочной страны мы можем доплыть по морю. С помощью букв и соединений мы изобразим морские волны.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(На доске)
ат ят ут ют
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
- Почему в конце предложения стоит цифра 4?
- Нужно разобрать предложение по членам предложения и по частям речи.
(Дети выполняют задание).
IV. Самоопределение к деятельности.
- Вот мы и прибыли в волшебную страну, которая называется Лукоморье. А что такое Лукоморье?
-Где встречается это название у А.С. Пушкина?
- В поэме «Руслан И Людмила».
- Перед вами известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Подчеркните все глаголы, которые Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев.
(Работа в парах).
- Определите спряжение глаголов.
- Как будете различать глаголы I и II спряжения?
- (По личным окончаниям).
(Работа по вариантам)
1вариант списывает глаголы I спряжения,
2 вариант – глаголы II спряжения/
(Дети выполняют задание)
Идёшь, прихлынешь, пляшешь, несёшь, бредёшь, чахнешь, пахнешь.
Ходишь, бродишь, заводишь, сидишь, говоришь, стоишь, выходишь, тужишь, служишь.
- Каковы особенности написания личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?
-У глаголов 2-го лица единственного числа пишется Ь.
-Выделите окончания.
- Итак, какую роль выполняет Ь?
- На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса.
(Звучит отрывок из музыкального произведения Н. А. Римского – Корсакова «Три чуда»)
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
- Как автор называет белочку? (Затейница)
- Как объяснить слово «затейница»?
- Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.
(Затейница, затейливый, затевать, затея, затейник).
- Разберите слово «затейница» по составу.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву…
V. Физкультминутка.
VI. Работа по теме урока.
- Какие чудеса ещё таит в себе волшебный остров?
-Не знаем.
- Разгадка таится в этих конвертах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить.
(Дети работают в группах с карточками).
Карточка 1.
Блистают латы
У ворот
Идут в палаты
И стоят
Все теперь
в глазах царя
Тридцать три
богатыря
(Все теперь идут в палаты;
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря).
Карточка 2.
звезда горит
Под косой
Смотрят – что ж?
луна блестит
Княгиня – диво
А во лбу.
(Смотрят – что ж?
Княгиня – диво;
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит).
Карточка 3.
И в море
Гибель близкую
Злого коршуна
лебедь около
Бьёт крылом
топит
плывёт
клюёт
торопит
(Лебедь около плывёт,
Злого коршуна клюёт,
Гибель близкую торопит,
Бьёт крылом и в море топит.)
(После того, как группы составят четверостишия, дети выписывают глаголы в два столбика по спряжениям. Объясняют написание безударных гласных).
- Теперь проверим, насколько вы были внимательные. Сверьте свои ответы с доской.
(Открывается запись на доске).
идут стоят
блистают смотрят
плывёт блестит
клюёт торопит
бьёт топит
- Следующее задание: сделать фонетический разбор слова «бьёт».
(Дети выполняют задание).
VII. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки А. С. Пушкина.
Сказки… они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.
Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни – Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»
(За работу в течение урока детям выдаются серебряные и золотые орешки. В конце урока они являются оценкой за урок.)
VIII. Домашнее задание.
- Выпишите из сказок А.С. Пушкина по 10 глаголов I и II спряжения. Выучите любое четверостишие из любой сказки Пушкина и приготовьтесь писать его по памяти.