СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие " В городе Местоимений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-обобщение по теме "Местоимение".

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие " В городе Местоимений"»

Урок-путешествие « В городе Местоимений»


Цель урока:

Повторение  и обобщение  знаний о части речи – местоимении; знание грамматических  признаков местоимений, его  синтаксической роли  в  предложении  и  правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений.

Задачи: 

 1. Обучающие.

Повторить   и  обобщить  теоретические  сведения и закрепить практические навыки по теме. Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения. Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях. Расширять лексический запас учащихся.

2. Развивающие.

Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать; вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.

3. Воспитательные.

Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку; воспитывать в детях доброжелательность,  чувства товарищества, взаимовыручки

Оборудование: мультимедийный проектор, конспект, маршрутный лист.

Тип урока: урок  повторения  и  обобщения  изученного,  нестандартный урок-экскурсия.

Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.

Подготовка к уроку

Опережающие задания за неделю: подготовить сообщение и чтение дополнительного материала по местоимениям



Эпиграф

Как длинна, как нудна была бы наша речь, если бы в ней не было местоимений. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.

Ход урока

I. Организационный момент. Цели урока.

Здравствуйте, ребята! Мы закончили изучение части речи местоимение, сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие по городу Местоимение (слайд)

Запись числа, темы урока..

Путешествуя по городу Местоимений , мы повторим то, что узнали об этой части речи, применим на практике свои знания и умения, узнаем еще много нового, проявим свои творческие способности

1.Начинаем путешествие на автобусе. Вы должны соблюдать правила во время движения автобуса, выхода из него, при переходе через дорогу. Начинаем наше путешествие. Первая наша остановка  Квартал Экономистов или по другому Деловой Квартал (слайд). Почему же он так называется? Да потому что находится рядом с Государством Числительных, и здесь любят считать.

И нетрудно сосчитать . Сколько будет пятью пять?

Пятью пять двадцать пять! Совершенно верно!

Запишите вопросительное предложение, подчеркните местоимение и в скобках укажите, какое же числительное оно собою заменяет.

Выступление ученика: Человек так устроен, что любит считать и экономить. Он экономит время, экономит энергию, экономит свои силы. Есть даже всемирный день Экономии – это 11 ноября! Когда мы говорим, мы тоже расходуем энергию. Вот почему в школьной разговорной речи можно услышать и междометия : бац! Прыг! Стоп! , и такие слова как лит-ра, физ-ра, домашка, комп, столовка. По-научному это называется экономией языковых средств.

(Слайды 3 – 4 ) Посмотрите на слайд: Вениамин любит воскресенье . В воскресенье к Вениамину приходит друг Вениамина Семен.

-Необычное предложение, так ведь?

- Почему оно звучит странно, сумбурно?

- В этом тексте использовано 72 знака. Ребята, если вы сейчас правильно переделаете второе предложение текста , используя местоимения, то в тексте станет 58 знаков. Итак, экономия языковых средств налицо. Вот поэтому еще в глубокой древности появилась такая часть речи как местоимение. Кстати, название этой части речи, как и многим другим, дал Михаил Васильевич Ломоносов.

- В полученном предложении сокращенно надпишите над местоимениями их разряды. Самопроверка.

2. Следующая наша остановка – Бульвар Историков-Этимологов (слайд 5)

Выступление ученика: Русский язык – один из группы восточнославянских языков, наряду с украинским и белорусским. Русский язык образовался от славянского, а общеславянский, в свою очередь, от индоевропейского общего языка. (слайд 6)

Сейчас мы поговорим об удивительном местоимении. Оно единственное слово в своей группе. Ему, наверно, одиноко? Это одно из трех слов в русском языке, начальная форма которых стоит не в именительном, а в родительном падеже. Это , конечно, местоимение себя. Обратимся к истории этого слова. В латыни есть слово separ , что имеет значение «отдельно» (учащиеся записывают). Так вот, русское слово себя и латинское separ – дальние родственники. Подберите однокоренные слова к слову себя: особа – особенный – обособлять. Действительно, эти слова обозначают что-то отдельно стоящее.

(Слайд 7) Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя, подчеркните их как члены предложения:

А) Из-за последнего места в соревнованиях наш староста очень рассердился.

Б) Наш кот любит гулять в одиночку.

3. Мы продолжаем путешествие, и наш автобус останавливается у Орфографического моста. Внимание! Соблюдайте технику безопасности при переходе! ( Слайды 8 – 9)

1) Ничего не делать. 2) Жду каких-нибудь предложений . 3) Открыл, ни с кем не советуясь. 4) Силен в некоторых делах. 5) Заметили что-то странное. 6) Не скажу ни за что на свете. 7)Кое-что стало получаться. Взаимооценка

Это было трудно. Где это мы? ( слайд 10) Сравните эти предложения. В каком из них слово «это» не является местоимением? Подчеркните в этом предложении члены.

4. Тупичок Ошибок. Так , где же мы оказались? (слайд 10) Вместо высоких красивых домов, аллей, бульваров видим квартал однообразных одноэтажных домиков. Мы в тупичке Ошибок. Найдите и исправьте ошибки. Пока не исправим, не сможем выбраться. Исправленные предложения запишите в тетради.

(Слайды 11 – 12 )

1) Продавец протянул Афоне его пухлую ручку. 2) Ихние гости много подарков навезли. 3) Те, кто не сдали отчеты, не получат премии. 4) Ейная песня мне понравилась. 5) Поэт понимал свой народ и был близок с ними. 6) Он с-этовал, и дверь открылась.

Комментарии к последнему предложении: Посмотрите, местоимения берутся заменять собой даже глаголы! Но слова этовать, с-этовать, раз-этовать, конечно, не признаются литературными нормами, и в речи культурного человека не могут употребляться.

1) Продавец протянул Афоне свою пухлую ручку. 2) Их гости много подарков навезли. 3) Те, кто не сдал отчеты, не получат премии. 4) Её песня мне понравилась. 5) Поэт понимал свой народ и был близок с ним. 6) Он подобрал код, и дверь открылась.

5. физкультминутка.

6. Ребусный переулок.

1) Какие два местоимения мешают движению транспорта? (Я+Мы)

2) Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его наоборот? (Он)

3) Второй слог звук, который произносит лягушка, первый – личное местоимение , вместе – овощ ( Ты- Ква)

7. Тестовый Метрополитен.

Билетик только тем, кто не ошибется

Тест

  1. Укажите вариант ответа с отрицательным местоимением.

1 Кое у кого

2 Его друг

3 Ни за кем

4 Некоторые

  1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении « Его слова обнадежили друзей»

1 Дополнение

2 Подлежащее

3 Сказуемое

4 Определение

  1. Укажите местоимение с раздельным написанием

1 (не)который

2 кто(то)

3 что(нибудь)

4 (кое)(у)кого

  1. Укажите предложение с относительным местоимением

1 Кто рано встает, тому Бог подает

2 «Кто там?» - спросили за дверью

3 Кто поможет, поддержит?

4 Некто оставил послание.

  1. Какую часть речи не заменяет местоимение

1 Существительное

2 Глагол

3 Числительное

4 Прилагательное

Подведение результатов теста , вручение билетиков

8. Снова на прекрасном Бульваре Историков-Этимологов

Поговорим о непростых отношениях Местоимений и Глаголов. Есть глаголы, в состав которых входит исторически видоизменившееся местоимение. Это возвратные глаголы.

Лечить = лечить себя = лечиться

Учить, радовать, удивлять, мыть. Таким образом, местоимение СЕБЯ здесь превратилось в суффикс СЯ. Запомните , суффикс СЯ всегда стоит после окончаний! Произвести разбор слова Удивлялась

9. Центр любого города – Площадь. Мы с вами на Площади Местоимений. Перед нами ровно уложенные зеркальные плиты, бассейны, фонтаны, вокруг – красивые аллеи, стелы, вьются девять флагов, стоят высокие здания, одно из зданий – Дворец Творчества.

Групповая работа. Представьте себя мудрецами Дворца Творчества и напишите памятки гостям города.

Цените себя, уважайте других.

Никогда не унывайте.

Кто твой друг?

Задумайся, кто твой друг.

Где Семь-я, там С-частье.

Достигай всего сам.

Каково растение, таковы и плоды.

Зачитать памятки, раздать

Итог урока. Мы закончили наше путешествие . я думаю, наш урок не прошел даром. Мы убедились , насколько местоимения – значимая часть речи. Надеюсь, вы не будете нарушать орфографические правила, что вы будете правильно употреблять местоимения в нашей речи. Ведь благодаря местоимениям наша речь становится более выразительной, яркой и точной.

Рефлексия.

Получилось ли нам выполнить задачи сегодняшнего урока?

Что вам особенно запомнилось?

Над чем стоит еще поработать?

За что вы можете похвалить себя?

Выставление оценок.

Домашнее задание. Готовиться к контрольной работе. Урок окончен. До свидания! Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!