СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-путешествие по русскому языку в 6 «А» классе на тему: "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-путешествие по русскому языку в 6 «А» классе на тему: "Имя прилагательное"»

МКОУ «Ботаюртовская средняя общеобразовательная школа им. Н.П.Жердева»





Урок-путешествие по русскому языку в 6 «А» классе на тему:



Казакбиева Барият Абдурашидовна,

учитель русского языка и литературы

01.02.2016г.

Урок-путешествие по теме: «Имя прилагательное»

Цели урока:

Образовательные:

- закрепить и обобщить знания уч-ся по теме;

Развивающие: продолжить работу по развитию: творческой, речевой и мыслительной активности; слуховой и зрительной памяти; умения сотрудничества при выполнении творческих заданий.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к предмету на основе языковых впечатлений;

- формировать гуманное отношение к окружающим (умение слушать товарищей, быть дисциплинированным), положительную мотивацию к учебному труду.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология урока: на игровой основе.

Оборудование: карта города Имя Прилагательное, карточки, кружки (красные, синие, зеленые), презентация.


Ход урока.

  1. Орг. момент

  2. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы заканчиваем наше путешествие по городу Имя прилагательное. 21 день мы гуляли по его улицам, переулкам и площадям. Сегодня мы подведем итог нашего путешествия и поговорим о достопримечательностях Имени Прилагательного. А чтобы ничего не забыть, мы будем пользоваться картой города (карта висит на доске).

Ваши ответы я буду оценивать. За правильный ответ вы получите красный кружок, за неточный ответ – синий, за неправильный ответ – зеленый. В конце урока мы узнаем, кто из вас был самым внимательным путешественником. А теперь мне хочется узнать, с чем вы, ребята, можете сравнить наш город?

И вот первое задание. Перед вами портрет Прилагательного, давайте вспомним его биографию.

- Какие морфологические признаки вам известны? Почему у него такое странное название? К чему оно прилагается? Теперь, когда мы вспомнили биографию, нам будет легко выполнить любое задание.

Известный русский лингвист XX века В.В.Виноградов говорил: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении…»

- Правдивость слов лингвиста мы подтвердим, выполнив следующее задание.

Задание№1: Продолжить ряды прилагательных.

Цвет: белый,…..

Вкус: сладкий,……

Температура: холодный,……

Качество характера: добрый,….

Запах: ароматный,…

Форма: круглый, …

Внешность: красивый, …

Учитель: Ребята, отгадайте загадку. Найдите прилагательные. Определите род, число, падеж прилагательных.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелек.

Ответ на загадку: Одуванчик

Учитель: После разминки пора отправляться в путешествие. Посмотрите, что это за указатель на дороге? (карта города висит на доске).

а) Рассказать по схеме правило о степени сравнения имен прилагательных.

б) От данных прилагательных образовать простую форму сравнительной степени:

Добрый - …, теплый - …., тугой - …., короткий - ….., смелый - ….

Образовать простую форму превосходной степени:

Умный - …, низкий - …, сильный - …, богатый - …, чистый - …

(два ученика работают у доски)

в) Исправить ошибки в образовании степени сравнения имен прилагательных (слова написаны на карточках)

Дешевше, здоровше, красившее, слаже, громчее, мягчее.

( Проверить работу учеников, раздать кружки)

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какая перед нами раскрылась большая поляна свойств и качеств. Все прилагательные, живущие там, объединены в три группы. В науке они называются разряды. Вы не знаете, о чем я говорю? (Учащиеся рассказывают правило). Я хочу сделать маленький вывод: качественные от относительных отличаются только тем, что они могут друг перед другом хвастаться и меряться силами, а притяжательные нетрудно узнать по их принадлежности кому-либо. Для них специально существуют вопросы Чей? Чья? Чье?

г)Определить разряды прилагательных (работа в тетрадях).

Сильный, простой, березовый, заячий, белый, тихий, папин, высокий, деревянный.

д) Заменить существительные притяжательными прилагательными (работа в тетрадях и на доске).

Уши волка и зайца - …

Лапы лисы и собаки - …

Хвост павлина и вороны - …

Глаза папы и мамы - …

(Учитель проверяет и раздает кружки).


Учитель: Часто прилагательные встречаются в загадках. Ведь они не называют предмет, упоминают только его свойства. Поэтому сейчас – Загадочная пауза.

- Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик (Иголка).

- Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (Карандаш).

- Тонкий, высокий упал в осоку, сам не вышел, а детей вывел (Дождь и грибы).

- Сама длинная, нос длинный, а ручки маленькие (Коса).

- Земля беленькая, а птички на ней черненькие (Книга).

- Шли двое, остановились возле забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один другого спрашивает:

-Это черная?

-Нет, это красная.

- А почему она белая?

-Потому что еще зеленая (Смородина)

- Назовите прилагательные, которые встретились вам в загадках. И определите их разряды, а также род, число и падеж.

Учитель: Наше путешествие продолжается и на дороге возник дворец суффиксов. Послушайте, какое стихотворение они рассказывают (ученик читает стихотворение).

Хоть мы умны не по годам, не все нам ясно и понятно.

А сколько Н писать в АН, ЯН? – нас мучит всех невероятно.

Как ни верти, как ни мудри, но с этим суффиксом при встрече,

Сперва внимательно смотри, какая встретилась часть речи.

Для прилагательных давно записано в ученых книжках:

Когда АН, ЯН, то Н одно и больше никаких излишков.

Румяный Дед Мороз взмахнет серебряною рукавицей.

Здесь Н одно лишь подойдет, а два тут вовсе не годится.

А где два Н? Простой ответ: в окне с поверхностью стеклянной,

Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.

Туман одно имеет Н, но если город стал туманный,

В основе Н и суффикс Н, и получается два Н,

Запомни этот случай странный.

Учитель: Ребята, обратите внимание на то, что в стихотворении рассказано не все правило, а только часть. Кто из вас хочет дополнить? (ученики рассказывают правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных).

- Образовать от существительных прилагательные.

Серебро - …, дерево - …, клюква - …, лебедь - …, стекло - …, тыква - …, лед - …, туман - …, утро - …, цена - …

- Вставить в слова пропущенные буквы.

Песча…ый, глиня…ый, весе…ий, мыши…ый, оловя…ый, сезо…ый, карти…ая, звери…ый.

(Ученики работают в тетрадях. Проверить задания, дать кружки).

Учитель: Вы, наверно, устали путешествовать, проголодались, давайте зайдем в харчевню и пообедаем. Сколько разнообразных блюд нам предлагается? Только я никак не пойму, к каким национальным кухням они относятся? Ребята, вы мне не поможете?

(На карточках даны прилагательные, нужно вставить суффиксы).

Киргиз…ая, француз..ая, русск…ая, немец…ая, грузин..ая, китай…ая.

- каким правилом вы, ребята, пользовались? (Раздать кружки)

Учитель: Наше путешествие продолжается, и я вижу на лесной поляне лису и ежа. Они о чем-то разговаривают. Послушаем их беседу (ученики инсценируют сказку).


Лиса и еж.

- Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

- А что, Лиса, я с колючками некрасивый?

- Да не то чтобы некрасивый…

- Или я с колючками неуклюжий?

- Да не то, чтобы неуклюжий…

- Так какой же я с колючками – то?

- Да какой-то ты, брат, несъедобный.


- Назовите прилагательные. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать эти прилагательные? (Ученики рассказывают правило, учитель раздает кружки).


Учитель: Установить, где прилагательные употреблены в прямом значении, а где в переносном значении.

- Как называется художественно – изобразительное средство? (Эпитет)

Теплая одежда – теплая встреча.

Пустой карман – пустой разговор.

Ледяная глыба – ледяное сердце.



VII. Итог урока.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие по городу Имя Прилагательное. Сегодня мы вспомнили много достопримечательностей этого города. Давайте узнаем, кто из вас самый внимательный путешественник ( ученики подсчитывают количество красных, синих и зеленых кружков). Всем спасибо за урок!

VIII. Домашнее задание. Подготовиться к контрольному тестированию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!