Урок- путешествие по Липецкой области
"Михаил Михайлович Пришвин - наш земляк, писатель, краевед."
Разработала: учитель русского языка и литературы
Польшакова Елена Николаевна
Цели урока: познакомить учащихся с писателями-земляками;
углубить сведения о писателе М.М.Пришвине;
развивать интерес к творчеству М.М.Пришвина;
развивать устную речь;
развивать выразительное чтение;
воспитывать интерес к литературному творчеству;
развивать эмоциональную сферу учащихся;
способствовать повышению интереса к изучению произведений М.М.Пришвина.
Оборудование: выставка книг М.М.Пришвина, портрет М.М.Пришвина, краеведческая карта Липецкой области, мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Знакомство с новым материалом.
а) Слово учителя.
Сегодня, ребята, мы совершим путешествие по Липецкой области и познакомимся с писателями- земляками. Все вы, конечно, знаете таких писателей и поэтов как А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов. И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, и.И.Бунин, М.М.Пришвин. Но не каждый из вас знает, что эти писатели тесно связаны с Липецким краем. Некоторые из них родились здесь, другие какое-то время жили на Липецкой земле. И вот сегодня на уроке мы поговорим о нашем писателе- земляке М.М.Пришвине. А поговорим мы о нем неслучайно. Дело в том, что 5 февраля исполняется 145 лет со дня рождения М.М. Пришвина.
Вопросы классу:
- Знакомы ли вы с творчеством этого писателя?
- О чем он писал?
б) Послушайте небольшой рассказ о М.М.Пришвине ( по ходу рассказа демонстрируется презентация)
М.М.Пришвин родился 5 февраля 1873 года в селе Хрущево Елецкого уезда(ныне это село находится на территории Становлянского района Липецкой области). Очень часто об этом селе вспоминает писатель в своих произведениях. Давайте сейчас послушаем как описывает свое родное село и свое детство Пришвин в автобиографическом романе "Кащеева цепь"
в) Выразительное чтение учащимися отрывка из романа "Кащеева цепь" глава "Хрущево".
г) Рассказ учителя об учебе М.М. Пришвина и начале творческого пути(по ходу рассказа демонстрируется презентация)
Хрущево вошло в жизнь писателя с первыми впечатлениями детства. Близкое общение с хрущевскими крестьянами открывало Пришвину тайны природы, правду народной жизни.
Учиться Пришвину довелось в той же елецкой гимназии, что и Бунину. И как Бунин, Пришвин был исключен из 4-го класса. Непосредственная, ищущая натура будущего писателя столкнулась с застоем, рутиной, царившими в гимназии, где тонко чувствующий, глубоко любящий природу подросток должен был изучать географию со слов реакционного писателя В.В.Розанова. Именно из-за столкновения с ним Пришвин был исключен из школы. И начались его странствия. Неудавшаяся попытка бегства "от проклятой латыни в Азию", несостоявшееся путешествие по реке Сосне к Азовскому морю, а оттуда в Черное продолжены были поездками в Сибирь, на Каму, затем в Закавказье и Германию.
Годы странствий стали для Пришвина и временем приобщения к литературе. В 1907 году он выпускает первую свою книгу "В краю непуганых птиц", пишет о душевной красоте тружеников Севера и Средней Азии. А настоящий писательский успех пришел к Пришвину после Великой Октябрьской революции.
М.М.Пришвин- автор многих произведений, занимающих достойное место в сокровищнице русской литературы, среди которой особенно выделяются "В краю непуганых птиц", "Кащеева цепь", сказка-быль "Кладовая солнца". И, конечно, вам знакомы его рассказы, объединенные в циклы "Лисичкин хлеб", "О чем шепчутся раки", "В краю дедушки Мазая".
- А сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной книгой писателя "Лесная капель". В эту книгу вошли небольшие рассказы о природе, животных, об удивительных людях- охотниках.
д) Выразительное чтение рассказов М.М.Пришвина( реализация домашнего задания).
е) Демонстрация рисунков к произведениям М.М.Пришвина.
3. Подведение итогов.
Писатель Пришвин М.М. пост и полон, как сама природа. И именно как природа действует на наше сердце: так бывает при жизни в лесу - вроде уже знаешь каждое дерево, а взглянешь наутро и все целостно и ново, как в первый раз. Эта полнота впечатления оттого, что писатель сам не мог наглядеться на мир и каждый день видел его новым и понимал всем сердцем и каждый день жизни проводил в природе с таким вниманием к ней, как будто она и есть вся тайна и полнота жизни. А главное Пришвин понял, что природа есть родина. Родина творится в ежедневном постижении природы, чувство родины растет в человеке в течение всей жизни с каждым новым простым открытием. И чем больше человек открывается и видит в природе, тем более он становится Родиной, народом, тем духом земли, который питает следующее поколение. Так давайте же беречь и охранять природу. Ведь охранять природу- значит охранять родину. Именно к этому призывает Пришвин своим творчеством.
4. На этом наше путешествие завершается, а на следующем уроке вас ждет встреча еще с одним писателем- земляком
Используемая литература
1.Пришвин М.М. Сказка о правде. Составитель и автор предисловия В.Д.Пришвина. М.," Молодая гвардия".1973
2 Путешествие по Липецкой области. Центрально-черноземное книжное издательство .Воронеж-1971