СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок проект"Гигиена дыхательной системы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок - проект предусматривает повторение изученого материала по теме Гигиена дыхания. исследовательскую проектную деятельсть по данной теме

Просмотр содержимого документа
«урок проект"Гигиена дыхательной системы"»


Урок- семинар на тему: « Гигиена дыхания».


Цели:

Образовательные:

  • выяснить, как качество дыхания влияет на здоровье человека и какие меры профилактики необходимо в связи с этим предпринимать;

Развивающие:

  • развивать навыки проектно-исследовательской работы через постановку проблемных вопросов;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

Задачи:

  • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир);

  • полученные знания на уроке о вреде курения превратить в систему личных убеждений.

Тип урока: обобщающий урок- семинар

Методы обучения:  наблюдение,  проблемный, проектный.

Организация деятельности учащихся: работа в группах, выполнение познавательных заданий, проектирование.

Планируемые результаты: учащиеся систематизируют знания об органах дыхания, конкретизируют знания о гигиенических правилах дыхания.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация по теме «Гигиена дыхания», индивидуальные инструктивные карты, куклы (муляжи), марлевые салфетки, маркеры.

 1 Проблемный вопрос:

  • Почему говорят: дыхание – это жизнь?

1Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.

Влюблённый говорит своей возлюбленной:

Ты мне нужна,

Как воздух и вода,

Без тебя

Не жизнь, а пустота…

  Мы часто говорим: « Это нам нужно как воздух». Как вы понимаете этот фразеологизм? (Он выражает острую необходимость в воздухе)

А для чего нужен воздух? (предполагаемый ответ: для дыхания)

На доске учитель пишет:   дыхание. Какие ассоциации у вас вызывает это слово? (Вызов – «корзина идей»). Самое важное слово, обобщающее все ваши идеи – жизнь.

Учитель вывешивает плакат «Дыхание – это жизнь».

Итак, цель нашего урока доказать, что (?)   - «Дыхание – это жизнь?»

Чтобы достичь этой цели, сегодня на уроке

  • мы обсудим: механизм вдоха и выдоха, и их регуляцию;

  • вы узнаете: как окружающая среда влияет на наше здоровье;

  • вы научитесь: самостоятельно проводить исследования, создавать собственный проект;

  • вы попробуете себя в роли: физиолога, валеолога, гигиениста, спасателя;

  • вы будете готовы  превратить в личные убеждения  те знания, которые приобретёте на этом уроке.

2. Актуализация знаний учащихся о механизме вдоха и выдоха, их регуляции, изменении интенсивности дыхания, роли углекислого газа в его регуляции.

Для начала проведём «Биологическую перестрелку».

Перекрестный опрос по вопросам:

 

3. Проектирование работы учащихся.

Для этого класс делится на четыре группы. Каждая группа выполняет проект, в результате которого доказывает, что  дыхание – это жизнь и представляет доказательства в виде памятки по  правила гигиены дыхания.

              Учащиеся разрабатывают и реализуют мини-проекты по здоровью. По итогам мини-проектов в 8  классе идёт реализация проекта «Гигиена дыхания». В него включены мини-проекты: 

  1. Исследовательский мини-проект «Культура питания» – реализует группа «Физиологи»;

  2.  Информационный мини-проект «Нарушения и профилактика заболеваний дыхательной системы» -  разрабатывает группа «Гигиенисты»;

  3. Творческий мини-проект «Курить – здоровью вредить!» – разрабатывает группа «Валеологи»;

  4. Творческий ролевой мини-проект «Репортаж с места происшествия» - над проектом работает группа «Спасатели».

Учитель: Давайте выясним, почему говорят: «Когда я ем, я глух и нем»?

1. Группа «Физиологи»

Исследовательский проект «Культура питания»»

Приложения:

1. Распечатка слайда

2. Инструкция «Наблюдение за движением надгортанника во время глотания»

3. Учебник

Алгоритм (пошаговая работа) проекта:

Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник стр. 139 о надгортаннике,  .

Второй шаг – формулирование проблемы на основании полученных результатов, (Что может привести к нарушению дыхания?)

Третий – составление программы и деятельности по устранению или снижению остроты проблемы

Форма представления результатов проекта:

1. Формулирование правила гигиены дыхания

2. проблемный вопрос:«Дыхание – это жизнь?»

Учитель: Воздушная среда жилых помещений, характерные особенности. Проветривание. (Беседа с учащимися с учетом их знаний из прошлых курсов об условиях среды, роли зеленых растений, влажной уборке помещений.)

Нельзя человека закупорить в ящик.

Жилище проветривай лучше и чаще! (В.Маяковский)

Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Пыль содержит большое количество микроорганизмов. Простуда, корь, ветрянка, грипп – это вирусные инфекции, связанные с органами дыхания, распространяющиеся воздушно-капельным путём. Как от них уберечься, выяснят:

2. Группа «Гигиенисты»

Информационный проект  «Нарушения и профилактика заболеваний дыхательной системы»

Первый шаг– изучение теории вопроса, (Учебник стр. 144, «Роль зеленых насаждений» - распечатка проекта прилагается)

Второй шаг – формулирование проблемы (Что может привести к нарушению дыхания?)

Четвёртый – составление деятельности по устранению или снижению остроты проблемы (написание рекламных листовок, пропагандирующих чистоту жилища, роль зеленых насаждений, свежий воздух, закаливание и т.д.)

Форма представления результатов проекта:


1. Формулирование правила гигиены дыхания.


3 проблемный вопрос:«Дыхание – это жизнь?»

Учитель: (подвести учащихся к системе отказа от курения - тренинг.)

Весь мир сегодня борется с вредными привычками и, в первую очередь, - с курением. Выяснить, насколько пагубно пристрастие к табаку нам поможет:

3. Группа  «Валеологи» (специалисты по здоровому образу жизни).

Творческий проект   «Курить – здоровью вредить!»

Приложения:


1. Распечатки слайдов о вреде курения.

2. Проект «Курение опасно для здоровья», выполненный учащимися

3. Учебник.

Алгоритм:

Первый шаг  - изучение теории вопроса, (Учебник  стр. 145, распечатки слайдов о вреде курения, проект «Курение опасно для здоровья»;)

Второй шаг –  формулирование проблемы (Что может привести к нарушению дыхания?)

Третий - написание сценария ситуации «Как можно отказаться от предложения покурить?» и распределение ролей в группе;

Четвёртый – написание синквейна на  исследуемую тему.

Форма представления результатов проекта

1. Формулирование правила гигиены дыхания.

4. проблемный вопрос:«Дыхание – это жизнь?»

Учитель:   Первая помощь при поражении органов дыхания (инородные тела в дыхательных путях, сдавливание грудной клетки и горла; удушье, утопление,  завалы землей и пр., воспаление органов дыхания, электротравмы и др.)

Как помочь человеку, который  потерял сознание и не дышит выяснит:

4. Группа «Спасатели»

Творческий ролевой проект   «Репортаж с места происшествия»

Оборудование: кукла, марлевая салфетка, инструкция «Приёмы первой помощи при остановке дыхания»

Алгоритм (пошаговая работа) проекта:

Первый шаг  - изучение теории вопроса, (инструкция «Приёмы первой помощи при остановке дыхания»),

Второй шаг –  формулирование проблемы (Что может привести к нарушению дыхания?)

 Третий  написание сценария происшествия и распределение ролей в группе;

 Четвёртый – составление программы и деятельности по устранению или снижению остроты проблемы.

Формапредставления результатов проекта

1. Театрализованное представление по собственному сценарию в виде репортажа с демонстрацией приемов первой помощи при остановке дыхания;

2. Формулирование правила гигиены дыхания.

Учитель выступает в роли консультанта и координатора работы учащихся.

Форма представления результатов урока-семинара

1. Составление кластера «Гигиена дыхания»

? проблемный вопрос:«Дыхание – это жизнь?»

Учитель обращает внимание учащихся на то, что дышать правильно – очень важно. Учащиеся, используя кластер, делают выводы о гигиенических правилах дыхания

Учитель организует микроконференцию по обсуждению вопросов гигиены дыхания.

В зимнем морозном воздухе почти нет микробов. Губительно действуют на микробы солнечные лучи.

Большое значение в профилактике гриппа имеют: чистота помещений, соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма, повышение иммунитета.

В настоящее время применяется живая вакцина для предупреждения гриппа и противогриппозная сыворотка для лечения уже заболевших. Эти средства хотя не убивают полностью вирус, но помогают легче переносить заболевание.

Профилактика туберкулеза:

  1. Регулярные обследования населения.

  2. Поддержания чистоты в жилищах и на улице.

Какой компонент выхлопных газов стоит на первом месте по содержанию?

Наш организм очень чувствителен к содержанию углекислого газа в воздухе. При повышении его концентрации до 1-1,5% наблюдается ухудшение самочувствия, а при повышении его концентрации до 10% наступает смерть от удушья.

Особую опасность для организма представляет угарный газ. Это продукт неполного сгорания топлива, компонент выхлопных газов, табачного дыма.

Угарный газ скапливается в плохо проветриваемых помещениях. Он активнее, чем кислород, соединяется с гемоглобином, при этом образует очень стойкое соединение – карбоксигемоглобин.

В результате этой реакции организм испытывает кислородное голодание. Оно проявляется в головной боли, тошноте, рвоте, потере сознания, а в итоге может привести к тяжёлому поражению головного мозга и смерти.

Искусственное дыхание мы проводить научились? – значит, сумеем помочь!

Закрепление материала

Проверь себя

Необходимо соединить стрелками орган и выполняемую им функцию. Эта таблица распечатывается, чтобы проверить правильность её заполнения каждым учеником.

Орган

1. Носовая полость

2. Гортань

3. Трахея и бронхи

4. Легкие

5. Легочная и пристеночная плевра

Выполняемая функция

а) содержит жидкость, снижающую трение

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

г) образование звуков, рефлекторный кашель

д) газообмен через альвеоло-капиллярную мембрану

 

 

Учитель: Давайте вернемся к тому вопросу, который был поставлен в начале урока и попробуем на него ответить.
Почему говорят: дыхание – это жизнь?

Вывод:

Учитель: Дыхание – жизнь. Ныне это совершенно бесспорно. Между тем еще какие-нибудь три столетия назад ученые были убеждены, что человек дышит только для того, чтобы через легкие отвести от организма “лишнее” тепло. Решив опровергнуть эту нелепицу, выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук предложил своим коллегам по Королевскому научному обществу провести эксперимент: в течение некоторого времени пользоваться для дыхания герметическим мешком. Неудивительно, что опыт прекратился меньше чем через минуту: ученые мужи стали задыхаться. Однако и после этого некоторые из них упорно продолжали настаивать на своем. Гук тогда только развел руками. Ну, а мы даже такое противоестественное упрямство можем объяснить работой легких: при дыхании в мозг поступает слишком мало кислорода, отчего даже прирожденный мыслитель глупеет прямо на глазах.Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды.

IV. Задание на дом: выполняйте те несложные  правила, которые мы сегодня с вами выработали. Будьте здоровы! Спасибо за урок. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!