СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект Тютчев и Фет: два поэта - два мира

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

После изучения творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета сравнительный анализ произведений помогает учащимся найти в творчестве поэтов общие черты и различие.

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект Тютчев и Фет: два поэта - два мира»





Урок-проект по литературе

в10 классе





Тютчев и Фет: два поэта – два мира











Подготовила: учитель русского языка и литературы

МКОУКШИ «1-ДКК»

Гамзаева И.М.









Махачкала 2019г.

ЦЕЛИ:


Дидактические:

- познакомить учащихся с особенностями творчества поэтов «чистого искусства» – Ф.И. Тютчева, А.А. Фета;

- сопоставить творчество Ф.И.Тютчева и А.А. Фета,

- определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения.

- подготовиться к сочинению по творчеству поэтов.

- обучение различным приемам анализа поэтического текста;

- подготовка к сочинению – анализу стихотворений;

Развивающие:

- развитие образного мышления;

- развитие умений анализировать и синтезировать;

- развитие навыков сопоставительного анализа;

Воспитательные:

- эстетическое воспитание (чувство прекрасного, любовь к поэзии, умение чувствовать красоту слова);

- этическое воспитание (умение сотрудничать, уважение к товарищам, толерантность к мнению других людей);

- воспитание патриотизма.


Постановка целей перед учащимися: сопоставить творчество Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения. Подготовиться к сочинению по творчеству поэтов.



ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер с проектором для демонстрации слайдов и видеоматериалов;

Портреты Ф.И. Тютчева, А.А. Фета;

Репродукции художников – импрессионистов;

Фонограммы (Музыка Шопена, Чайковского);

Раздаточный материал для сопоставительного анализа;

Презентация к уроку.



Ход урока

I. Оргмомент (целеполагание)

II. Слово учителя: (под музыку Рахманинова «Нежность»)

Тютчев и Фет… Два имени, две судьбы… Два поэта, творившие в середине 19 века, испытавшие мучительную для любого мастера полосу равнодушия и пренебрежения к своему труду. Долгое время стихи Тютчева читались и находили отзыв только в тесном кружке знатоков. Судьба поэтического творчества Фета во многом сходна с тютчевской:

широкой известностью он тоже не пользовался. Но знатокам поэзии открывается истинное величие Тютчева и Фета. Гениальные художники, глубокие мыслители, тонкие психологи – такими предстают они в своих стихах, многие из которых поистине являются шедеврами.

Сегодня на уроке мы не только попытаемся обобщить наши знания, полученные на уроках, посвящённых творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, но и провести исследование, которое поможет нам увидеть своеобразие поэтических миров величайших поэтов 19 века.

- Давайте обратимся к теме урока: Тютчев и Фет: два поэта - …

- Как вы думаете, как можно закончить это предложение? К концу урока мы с должны определиться.

- Эпиграф к уроку – слова Вольтера «Поэзия — музыка души». Думаю, что это высказывание как нельзя лучше подходит к нашему уроку. Согласны со мной? Проблемный вопрос: Что общего в поэзии Ф.И. Тютчева и А. Фета и что их отличает?

- Ребята, на этот вопрос вы должны ответить в конце урока.

III. «Мозговой штурм». Сегодня он у нас в виде кроссворда (проект, подготовленный двумя кадетами. Один из них читает вопросы, другой заполняет кроссворд).

IV. Словарная работа. (Учащиеся должны обратить внимание на образование и происхождение слов, выяснить их значение):

мгновение, трагизм, интуиция, хаос, импрессионизм, космогония, пантеизм.

V. Работа в группах. Сопоставительный анализ стихотворений поэтов.

1 группа (слайд)

Пейзажная лирика

1. Прочитать наизусть и анализ стихотворений «Осенний вечер» Тютчева и «Какая ночь, как воздух чист» Фета.

2. Какой теме посвящены оба стихотворения?

3. Каковы отношения между человеком и природой?

4. Что общего в этих произведениях?

5. Какой предстаёт ночь у Фета? (Олицетворения, метафоры, эпитеты)

6. Для чего Тютчев использует олицетворения (назовите их)?

7. Чем является знойный день для лирического героя Тютчева и чем предстаёт вечер?

2-я группа: (слайд)

Философская лирика

1. Прочитать наизусть и анализ стихотворений «От жизни той, что бушевала…» Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы» Фета.

2. Какова тема стихотворений Тютчева и Фета?

3. О чём говорится в первой части стихотворения Тютчева и во второй?

4. К чему призывает Фет человека?

5. Какие средства выразительности используют авторы?

6. Какую роль играет природа в жизни человека?

7. Есть ли связь между человеком и окружающим миром?

3-я группа: (слайд)

Любовная лирика

  1. Прочитать наизусть и анализ стихотворений «Последняя любовь» Тютчева и «Ты отстрадала, я ещё страдаю…» Фета

  2. Кому, на ваш взгляд, посвящены стихотворения?

  3. Как Фет относится к своей возлюбленной? Какая трагедия произошла с любимой?

  4. На какие части условно можно разделить стихотворение?

  5. Какие чувства отразились в нём?

  6. Какие переживания Тютчева показаны в нём?

  7. На какие части можно разделить стихотворение?

  8. Какие средства выразительности помогли авторам выразить идею?

VI. Представление результатов:

Чтение наизусть стихотворений Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, сопровождается пейзажами русских художников и музыкой великих композиторов (слайды, музыка)

VII. «Кто автор ?»

- Фет и Тютчев считались самыми «романсовыми» поэтами 19 века. Многие их стихотворения стали известными и многими любимыми романсами. Попробуйте определить, кто автор произведения. (Звучат романсы «Я встретил Вас и всё былое…» и «На заре ты её не буди…»)

VIII. «Найди соответствия». (слайд)

- Определите, кому из поэтов подходят слова, с которыми мы сегодня работали и проведите линии.



IX. Отвечаем на проблемный вопрос: Что общего в поэзии Тютчева и Фета и что их отличает?

X. Вывод: Оба – поэты «чистого искусства», оба величайшие мастера пейзажной и любовной лирики, они близки в своём понимании назначения поэта и поэзии. Их сближает тонкость чувств, изящество слога и оттороченность языка, общность тематики и единство эстетических воззрений, сверхчуткое художественное восприятие природы. Оба пережили трагическую любовь и смерть любимых женщин.

У Фета отношение к природе с позиций чувства, у Тютчева – с позиций разума. Тютчев наделяет природу человеческими чувствами, природа у него одушевлена: она живёт, мыслит, дышит, радуется, грустит. У Фета характерна связь между природой и любовью, нет живых определённых образов, а есть привлекательные бледные неясные очертания. При всей трагичности многих стихов ощущение счастья бытия для поэта близко, заканчиваются они светло и мажорно. У Тютчева всё наоборот: он заранее предчувствует некую трагичность.

- Как мы назовём тему нашего урока? Тютчев и Фет: два поэта?..(два мира)

XI. Таблица «Тютчев и Фет: два поэта, два мира» (Заполняют таблицу)

- Теперь заполним таблицу, это результат нашей с вами работы.

XII. Рефлексия. (слайд)

Рисуют свою руку и пишут на пальцах о своих впечатлениях.

М (мизинец) – мыслительный процесс

Какие знания, опыт я получил?

Б (безымянный палец) – близость цели 

Что я сегодня сделал и чего достиг? 

С (средний палец) – состояние духа

Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

У (указательный палец) – услуга

Чем я сегодня помог другим, услужил, порадовал или «поспособствовал»? 

Б (большой палец) – бодрость, физическая форма

Каким было мое самочувствие?

XIII. Д/З: (слайд)

1. Написать сочинение (выбрать тему)

«А.Фет и Ф.И.Тютчев: любовная лирика»;

«А.Фет и Ф.И.Тютчев: пейзажная лирика»;

«А.Фет и Ф.И.Тютчев: философская лирика»

2. Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению (по желанию)

3. Составить кластер по данным темам (по желанию)

 

Приложение

Кроссворд

Тютчев (По горизонтали)

1.Где родился Ф.И. Тютчев?

2. Кто руководил домашним образованием поэта?

3. Где прожил Ф. Тютчев 20 лет своей жизни?

4. Как назывался журнал Раича, в котором были опубликованы стихи поэта, но не принесли известности?

5. Как назывался журнал, в котором были опубликованы 16 стихотворений Тютчева и принесли настоящее призвание?

6. Как звали первую жену Тютчева?

7. Как звали вторую жену?

8. Третья любовь поэта?

9.Где умер Ф.И. Тютчев?я —

Фет (По вертикали)


  • 1. Где родился А. Фет?

  • 2. Настоящая фамилия Фета?

  • 3. Где учился Фет?

  • 4. Кто дал «благословение» на литературную работу поэту?

  • 5. Как называется первый сборник стихотворений?

  • 6. Ради чего поэт покинул Москву и поступил на военную службу?

  • 7. С кем у Фета был трагический роман?

  • 8. Как звали жену А. Фета?



Найди соответствие

Интуиция


Пантеизм


Хаос

Ф.И. Тютчев

Трагизм


Мгновение

А.А.Фет

Космогония


Импрессионизм




Маршрутный лист самооценки

Кадета 10 класса_______________________________



Этапы урока

Моя работа на уроке

1

Оргмомент (Целеполагание)


2

Проблемный вопрос: «Что общего в поэзии Тютчева и Фета и что их отличает?»


3

«Мозговой штурм» - кроссворд


4

Работа в группах:

1) Работали дружно;

2) Слушали друг друга;

3) Высказывали свою точку зрения;

4) Трудно было договориться.


5

Романсы «Кто автор?»


6

«Найди соответствия»


7

Таблица


8

Рефлексия




Рефлексия

М (мизинец) – мыслительный процесс

Какие знания, опыт я получил?______________________________________________

Б (безымянный палец) – близость цели 

Что я сегодня сделал и чего достиг?___________________________________________

С (средний палец) – состояние духа

Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?_________________________________

У (указательный палец) – услуга

Чем я сегодня помог другим, услужил, порадовал или «поспособствовал»? __________________________________________________

Б (большой палец) – бодрость, физическая форма

Каким было мое самочувствие?_______________________________________________

 

  • М (мизи1-я


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!