г. Калининград, 2019 год
Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе, УМК 21 век |
Тема урока | «Родной край – частица Родины» |
Цели урока | сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны. |
Задачи урока | 1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут. 2. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала. 3. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине. 4. Создать условия для развития у школьников позитивного интереса. 5. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление; 6. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю. |
Планируемые результаты изучения темы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Уточнять и расширять знания детей о своем родном крае. 2.Расширять представления детей о природе и обществе людей. 3. Умение работать в группах сообща. | •ученик учитывает позиции других людей; •ученик умеет слушать и вступать в диалог; •ученик участвует в коллективном обсуждении. | осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Ресурсы |
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ |
Окружающий мир. Учебник. 4 класс. Часть 2. Н.В. Виноградова Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 2. | Рисунки, изображающие родной край. Компьютер. | Презентация. |
Этапы урока |
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент. 1 мин | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Учащиеся умеют организовывать себя и свое рабочее место | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. 2 мин | Введение в тему Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта. Рассказ учителя: Я слышала, жил-был Человек. Была у него семья, работа, друзья. Но вдруг всё у него пошло наперекосяк, плохо, не так как он хотел. И обиделся Человек на свою страну. Собрал вещи и поехал жить за границу, в другую страну. Там – красота. Только почему-то на душе тяжесть и грусть. - Поразмышляйте, что случилось с человеком? - Родина – что это значит? (место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека).
- Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём? (полное название Российская Федерация.) Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина. -Что каждый из вас считает своей малой родиной? - Что значит моя? - Что значит малая? - Что значит родина? - Родина, тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родное село, улица или палисадник у дома. Словом, малая Родина у каждого своя!
|
Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы.
Высказывания обучающихся: Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям.
Стихотворение читают дети “Малая Родина” Малая Родина – Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели. Яблоня кудрявая, А под ней скамья – Ласковая малая Родина моя! МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди. | Учащиеся устанавливают контакт, максимально полно и точно передают информацию, обосновывая свои ответы. | Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Самоопределение к теме. 2 мин | Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока. Проблемная ситуация: Учитель держит в руках узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: « Как вы думаете, что это такое?» - Как вы думаете, откуда эта земля? - Да, это земля наша, родная. Особое отношение всегда было к родной земле, то есть к той, где родился человек. - Как вы думаете, для чего? (Уезжая на долгий срок из дома или переселяясь в новые края, крестьяне обязательно брали с собой родную землю. Приезжая на чужбину, чтобы чувствовать себя, как дома, на землю высыпали горсть привезенной с собой родной земли. Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек). - Через века передавалась из поколения в поколение любовь русского народа к своей земле, к Родине. Выражалась любовь в произведениях, в пословицах и поговорках. - Какой вы подобрали материал о Родине? Давайте вас послушаем. - В представленных вами пословицах, говорится: «Мать - родная земля», «Одна у человека мать, одна у него и Родина». - А как вы думаете, почему Родину называют матерью? - Какие чувства вы испытываете к маме? (любовь, ласку, заботу, тревогу) - А как вы думаете, как мы должны относиться к своей Родине? (любить, беречь, охранять) |
Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопрос. Отвечают: земля Высказывания обучающихся.
Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение.
Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов. | Учащиеся устанавливают контакт, максимально полно и точно передают информацию, обосновывают свое решение, анализируют информацию. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Открытие нового знания (10 мин.) | Постановка задач и целей урока. - Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю. Для нас неведомой страной Является наш край родной! - Ребята, как вы понимаете слово край? Лексическое значение этого слова. - Как можно связать два понятия: родина и край. - Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? - Действительно, тема нашего урока «Родной край - частица Родины», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами. - А мы с вами в какой области проживаем? - - Сегодня я вам предлагаю отправиться в Калининград, город, который является главным городом нашей малой родины. Побуждение к высказыванию своего мнения. - Что бы вы как путешественники хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать, поговорить? - Все сразу узнать о нашей области, городе невозможно. Выделим некоторые понятия, которые можно рассмотреть сегодня на уроке. - Как вы думаете с чего нужно начать путешествие? Сначала что нужно узнать? • Название города • Символы области • Достопримечательности –Для этого нам нужно занять места в экскурсионных автобусах, т.е. поделиться на группы. – На одних станциях вы узнаете новое из истории нашего города, на других проявите имеющиеся у вас знания. Итак, в путь!
| Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
- Край есть у стола, у леса, - Край – место, где мы живём, - Страна или часть страны, область, губерния.
Чем в нашем городе можно гордиться? Чем богат наш край? Почему город так назван? Как выглядят символы нашего города? Какие достопримечательности есть в городе? Высказывания обучающихся.
| Учащиеся устанавливают контакт с учителем, максимально полно и точно передают информацию, обосновывают свое решение, анализируют информацию. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Физминутка 3 мин | | Выполняют физминутку. | | |
Продолжение работы по теме урока. 15 мин | Организует групповую работу учащихся. Виртуальное путешествие по Калининграду После того, как учащиеся разделились на группы, учитель сообщает: - Ребята, вы сейчас будете готовить проект о г. Калининграде. Вы должны соблюдать правила работы в группах. Ваша задача в группах распределить обязанности каждого участника, решить, как вы будете представлять свои проекты, о чём вы будете рассказывать в своих проектах. - Для того, чтобы представить свои проекты, вы можете подготовить информацию о городе, создать газету . | Учащиеся внимательно слушают, запоминают материал, который рассказывает им учитель Выслушав учителя, учащиеся делятся на группы. После этого, учащиеся слушают учителя. Выслушав учителя, учащиеся в группах распределяют обязанности каждого участника, решают, как они будут представлять свои проекты и о чём они будут рассказывать в своих проектах. | Учащиеся устанавливают контакт с учителем и одноклассниками, максимально полно и точно передают информацию, анализируют информацию. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного, структурировать знания. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: вступать в диалог с одноклассниками и учителем, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные: планирование. |
Первичное закрепление по теме урока Представление проектов 10 мин |
Вопросы: - Что интересного вам запомнилось?
- Где в жизни вам эти знания пригодятся? | Учащиеся каждой группы представляют проекты. Подводят итог урока вместе с учителем, активно отвечают на вопросы. | Умеют устанавливать контакт, максимально полно и точно передают информацию, обосновывать свое решение, анализировать информацию, обобщать и делать выводы. | Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности. |
Рефлексия. 2 мин | Учитель просит учащихся ответить на вопросы. Учитель просит учащихся оценить работу на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы. Оценивают свои достижения на уроке. | Учащиеся умеют максимально полно и точно передавать информацию, обосновывать свое решение, умеют анализировать свои достижения и ошибки. | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности |
1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир. 4 класс» Пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2010.
2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2010
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193