СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-проект по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-проект по русскому языку»

Урок-проект по русскому языку



Цели урока:

  • расширить знания детей об имени существительном;

  • закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках существительного;

  • развивать творческие способности детей, воображение, ассоциативное, образное мышление, умения выделять существенные признаки;

  • расширять познавательные интересы, развивать фантазию;

  • воспитывать любовь к русскому языку;

  • развивать коммуникативные навыки, умения работать в парах;

  • создать на уроке положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду на уроке;

Оборудование: листы А-3, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, заготовки заданий, картинки для оформления работ.

Ход урока.

l. Opганизационный момент.

Учитель: Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает, сегодня у нас урок-проект, мы будем работать в парах. Активно, творчески, с интересом и с удовольствием, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения, вы должны представить своё задание образно и эмоционально. Внимательно выслушивайте выступления своих одноклассников, мы ведь учимся друг у друга. И, конечно же, постарайтесь сделать работу интересной и полезной для себя и других.



ДЕВИЗ НАШЕЙ РАБОТЫ: «ДРУЖБА В ДЕЛАХ ПОМОЩНИК!»

Итак, успешной вам работы!

Сегодня проект по русскому языку. И тема его спряталась в стихотворении Александра Шибаева. Послушайте это стихотворение.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами!

  • Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний проект?

  • Вы правы! Имени существительному!

А тема звучит так: И сказало существительное: «Я слово удивительное!»

На уроке мы вспомним то, что изучили о существительном и узнаем много интересного. Я думаю, что существительные сегодня вас удивят.

2. Основная часть урока.

Задание №1

Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы создадим памятку по русскому языку об имени существительном. Вы заканчиваете учиться в начальной школе, а в следующем году придут новые ученики и ваши памятки помогут им познакомиться с удивительной частью речи существительным! Памятка должна быть красивой, привлекать внимание детей и выполнять свою самую главную роль помощницы.

Итак, задание первое - оформить название памятки, проиллюстрировать его картинками, а на обратной стороне - над проектом работали.

(Время работы З минуты) Выслушиваются ответы детей.

Задание №2

Учитель. Заглавие оформлено! Назовите, что изображено у вас на картинках.

  • Что обозначают названные вами слова?

  • На какие вопросы они отвечают?

  • К какой части речи они относятся?

Правильно, ребята! Эти слова относятся к существительным. Без него невозможно говорить ни о свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Мы с вами уже многое узнали о существительном, и следующим заданием проекта будет ассоциограмма.

Вам надо вспомнить все, что мы изучили об имени существительном и составить ассоциограмму.

(дети находят заготовку ассоциограммы, заполняют её, и оформляют)

(Время работы 5 минут)

Проверка ассоциограмм.

  • Назовите грамматический признак имени существительного? (обозначает предмет, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?)

  • Назовите морфологические признаки им. сущ.? ( РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ, СКЛОНЕНИЕ)

  • Назовите синтаксические признаки им. сущ.? (В предлож. бывают подлежащим, дополнением, обстоятельством)

  • Какие постоянные признаки имеют имена существительные? (СОБСТВЕННОЕ ИЛИ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ, ОДУШЕВЛЕННОЕ И НЕОДУШЕВЛЕННОЕ)

Задание №3

Молодцы! Вы хорошо усвоили признаки имён существительных.

Но имя существительное, такая удивительная часть речи, которая таит в себе ещё много интересного, важного, и на сегодняшнем уроке мы с вами в этом убедимся.

Когда мы говорим о существительных, то понимаем что речь пойдёт о словах, обозначающих предметы. А знаете ли вы, что все предметы имеют определённые значения и по значению их можно разделить на группы.

Итак, 1 группа:

  • конкретные существительные, которые называют конкретные предметы живой и неживой природы: самолет, стол, брат, грач, рыба, медведь, молоток и др.

2 группа

  • вещественные существительные, называют различные вещества: воздух, масло, сахар, др.

3 труппа

  • отвлечённые существительные, называют явления, воспринимаемые мысленно: чтение, бег, радость, храбрость, победа и др.

4 группа

  • собирательные существительные, называют множество одинаковых предметов как одно целое: дети, одноклассники, листва, мебель и др.

Вам задание. На партах лежат таблички, в которые надо вписать существительные, распределив их по группам, о которых вы сейчас узнали.

СЛОВА для работы: елка, снеговик, юрка;

снег, нефть, вода;

ходьба, грусть, война;

семья, одежда, войско.

(Время на работу 5 минут)

Проверка работ.

Молодцы, справились с заданием!

Ребята! А почему к одним существительным мы задаём вопрос КТО? а к другим ЧTO?

Вы знаете, готовясь к уроку, мне на глаза попался отрывочек из известной сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Послушайте!

"Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой...»

Как мне правильно поставить вопрос:

  • Кто выбегает из маминой спальни или Что выбегает из маминой спальни?

Да, ребята! В произведениях художественной литературы, (особенно в сказках и баснях) предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ. Они ходят, разговаривают, убегают, радуются, плачут и совершают другие действия. К таким существительным мы задаем вопрос КТО?

3. Физминутка для глаз.

Задание №4

Множественное или единственное.

Ребята! Одним из морфологических признаков существительного является - число. Мы знаем, что существительные имеют два числа - единственное и множественное.

Как их отличить друг от друга?

Скажите, а слово МОЛОКО имеет форму какого числа? А слово НОЖНИЦЫ?

Ребята! В русском языке есть слова, которые имеют форму только единственного числа или только форму множественною числа.

К существительным имеющим форму только единственного числа, относятся вещественные и отвлечённые существительные, например: молоко, бензин, нефть, любовь, дружба.

К существительным имеющим форму только множественного числа, относятся существительные, обозначающие парные предметы, например: очки, брюки, ворота, а также отвлечённые существительные: каникулы, именины.

А сейчас задание. Надо будет очень хорошо потрудиться!

Существительные, которые записаны, надо распределить в два мешочка.

1 мешок с существительными, которые употребляются только в единственном числе, в другой мешок собрать существительные, которые употребляются только во множественном числе.



Найдите мешочки, соберите в них существительные (т.е. напишите) и наклейте на памятку.

Существительные:

МН. Ч. - санки, качели, носилки, опилки, прятки, сутки.

ЕД. Ч. - кефир, молодёжь, сметана, железо, борьба, темнота.

(Время работы 8 минут) Проверка работ.

-Что делать если ты сомневаешься и не можешь определить число существительного?

Правильно, обратиться к орфографическому словарю.

Задание № 5 Он или она?

Ребята! А знаете ли вы, что

... есть языки, в которых у существительных нет никакою рода: ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют «безродовыми языками». Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, японский и др.

...есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.

...есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа. Африки может быть до 40 родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын. дочь, брат, мать, отец), класс животных (овца, обезьяна, лев), клacc вещей (стол, стул, шкаф), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч) и другие классы.

А в нашем русском языке распределение существительных по трём родам загадочно, необъяснимо, зато мы все безошибочно узнаём какого рода существительное.

Вспомните, какие слова помогают нам определить род существительного?

На экране слова: неряха, соня, задира, молодец, умница, трудяга, врач. Прочитайте их.

ОН или ОНА?

МОЙ или МОЯ? НЕЯСНО!

САША. ВАЛЯ, ЖЕНЯ? Мальчики или девочки?

Такие имена существительные называют существительными «ОБЩЕГО РОДА», и приобретают они мужской или женский род только в контексте. Например: страшный неряха, большая умница.

ИЛИ: Непоседа Саша скакала на одной ножке.

Непоседа Женя удивил всех молчаливостью.

Эти предложения составила я. А теперь ваша очередь. Выберите по два существительных общего рода.

Составьте предложения, в которых существительное приобретёт мужской или женский род. Найдите заготовку и напишите по два предложения. Оформите работу.

Время работы 5 минут. Проверка предложений. Молодцы, ребята! Справились с заданием.



ФИЗМИНУТКА

Задание №6.

Удивительные слова.

Ребята! С именем существительным могут происходить разные превращения, как в сказках. Посмотрите на экран что это? МОРОЖЕНОЕ. К какой части речи относится слово МОРОЖЕНОЕ?

Составьте предложение со словом - мороженое. Хорошо.

В предложении: В магазин привезли вкусное мороженое - это существительное

A вот теперь - ФОКУС

Прочитайте глазками предложение: Мама достала из холодильника мороженое мясо! Что скажите? Правильно, существительное вдруг стало прилагательным. А ещё показать фокус?

Это кто? ПОПУГАЙ. Составьте предложение с этим словом.

В клетке жил красивый попутай.

А теперь фокус! Фёдор, на огороде утром попугай ворон!

Посмотрите как интересно. Одно и тоже слово, может быть разными частями речи.

А теперь вы попробуйте повторить фокус.

Я предлагаю вам такие существительные: РОЙ, ПИЛА, ПЕЧЬ.

(Время для работы 8 минут) Проверка работ.

Задание №7

Ребята! Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. И сейчас я предлагаю вам собрать пословицы, которые рассыпались, наклеить их.



Хороший снежок посадки бережёт.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Спасибо мороз, что снегу принёс.

Мороз ленивого хватает за нос.

Время работы 5 минут.

Проверка работы. Чтение пословиц.

Ребята, о чём пословицы, которые вы собрали?

Какие имена существительные помогли понять, что пословицы о зиме?

Как вы понимаете пословицу:

Хороший снежок посадки бережёт.

Спасибо мороз, что снегу принёс.

Во всех этих пословицах и поговорках запечатлелась многовековая мудрость русского народа, его любовь к зимушке - зиме.

В России и по время года

Стоят крещенские морозы.

На реках толстый лед лежит.

Под солнцем северным блестит.

А накануне Дня Святого

Во льду том прорубь прорубают

"Крестом". В нем воду освящают

И Иорданью называют.

Замечательное время года - зима! Сколько праздников: Новый год, Рождество Христово, Крещение! Зимние забавы, катание на санках, лыжах, коньках, ледянках! А природа! Серебристый иней на деревьях, ослепительно яркое солнце, хрустящий снег под ногами, дома и деревья в заснеженных одеждах.

Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла поэтов на создание замечательных стихотворений. О зиме писали: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин и др. поэты.

Вспомните:

Вот север, тучи нагоняя.

Дохнул, завыл и вот сама:

Идёт волшебница зима...



С неба падают снежинки.

Словно белые пушинки.

Покрывая всё кругом

Мягким бархатным ковром.



Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром

Ребята! Как вы думаете, получились бы у поэтов такие замечательные строки, если бы в русском языке не было существительных? Конечно, нет! Если нет предмета, какого- либо события или явления, что о них можно рассказать или описать. Но существительные есть! И мы не можем себе представить русский язык без них.

Задание №8 Поэтические строки.

А теперь перейдём, к выполненному вами домашнему заданию. Дома вы сочиняли четверостишие по заданной рифме или первой строке. А имена существительные для этого вам пригодились?

Конечно! Оформите свои работы в проекте, а потом мы послушаем, ваши поэтические строки!

Время работы 7 минут. Представление работ. Молодцы!

4. Итог урока.

Подходит к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Узнали много новою и интересного. Закончить урок я хочу словами Константина Георгиевича Паустовского, который утверждал:

"Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия".

Эти слова К. Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Имена существительные дают названия веем предметам! И даже маленький ребёнок, начиная говорить в своей жизни первые слова, произносит - существительные! Вот такая это удивительная часть речи - ими существительное!

А теперь я попрошу по одному человеку от пары выйти к доске с проектами, показать нашим гостям какие памятки по русскому языку у вас получились.

Урок окончен. Спасибо!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!