СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок природоведения 6 класс Тема: Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование калийной соли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по природоведению. Полезные ископаемые из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. Внешний вид и свойства калийой соли, её добыча

Просмотр содержимого документа
«Урок природоведения 6 класс Тема: Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование калийной соли.»



ГБОУ «Зугрэсская специальная школа-интернат № 31»







Конспект урока природоведения

6 класс

Тема: Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование калийной соли.



Подготовила и провела учитель-дефектолог: Болдырева В.В.



г. Зугрэс, 2022

Тема урока: Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование калийной соли.

Цели и задачи урока.

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить и расширить знания о группах полезных ископаемых (по их использованию), их внешний вид и свойства, использование человеком и способы добычи.

- Обобщить и систематизировать знания обучающихся о полезных ископаемых. Научить применять полученные знания на практике.

- Формировать знания о полезных ископаемых, из которых получают минеральные удобрения. Рассмотреть внешний вид и свойства калийной соли .Познакомить с добычей и использованием калийной соли человеком в народном хозяйстве.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать умение классифицировать полезные ископаемые по использованию.

- Корригировать долговременную память, зрительное и слуховое восприятие, непроизвольное внимание, устную и связную речь.

- Расширять словарный запас обучающихся новыми словами и терминами и применять их в своей речи.

- Развивать умение систематизировать информацию и делать выводы.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать положительное отношения к обучению.

- Содействовать экологическому воспитанию обучающихся, прививать бережное отношение к природным богатствам.

- Учитывать потенциальные возможности учеников в способности мыслить, проводить анализ, сравнение.

Оборудование: условные обозначения полезных ископаемых, карточки, дополнительная литература, ИТР(видеоролик), коллекция полезных ископаемых, "Цветик- семицветик" вопросы, атласы, план описания полезных ископаемых, стакан с водой, коллекция минеральных удобрений, слова для словарной работы.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: традиционная

Методическая цель: формирование коммуникативной компетентности

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, игровой.



ХОД УРОКА

Подготовительная часть

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, значит, начался урок.

Что б уютным стал наш класс, улыбнитесь мне сейчас.

2. НПП

- Ребята, какую тему мы изучаем на протяжении многих уроков? ("Полезные ископаемые")

- Сейчас мы поиграем в игру "Отгадай" и проверим ваши знания о полезных ископаемых.

Игра "Отгадай"

Загадки о полезных ископаемых.

1.Он черный и блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. ( Каменный уголь)



2.Он очень нужен , детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.(Песок)



3.Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрение.(Торф)



4.Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. ( Мел)



5.Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?(Нефть)



6.Он очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.(Гранит)

7. На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.(Природный газ)

8.Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он удобренье.  (Известняк)

Отгадав загадку о полезном ископаемом, учащийся подбирает к данному полезному ископаемому условное обозначение и закрепляет его на доске.

Вывод: при помощи условных знаков мы можем на физической карте определить основные месторождения полезных ископаемых.

Работа с атласами

- У вас на партах лежат атласы, посмотрите и скажите, месторождения каких полезных ископаемых есть на территории Донецкой области.

Основная часть

1. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос

- Что называю полезными ископаемыми?

- На какие группы делят полезные ископаемые по их использованию?

- Назовите полезные ископаемые применяемые в строительстве.

- Назовите горючие полезные ископаемые

- Как называю места, где залегают полезные ископаемые?

- Кто открывает эти месторождения?

- Какими способами ведут добычу полезных ископаемых?





2. Групповая работа.

Учащиеся поделены на две группа ("Исследователи" и "Эксперты"). У каждой группы на столе коллекция полезных ископаемых. Пользуясь планом , обучающиеся каждой группы характеризуют данные полезные ископаемые. Члены команды могут оказывать помощь товарищу.

План

1. Название полезного ископаемого.

2.Цвет и свойства.

3. Способы добычи.

4. Использование.

Гранит - зернистый, очень прочный, твёрдый камень. Состоит из зёрен трёх минералов - полевого шпата(красного цвета), кварца (светло серого цвета), слюды (чёрного цвета). Используют как строительный и отделочный материал. Из него делают памятники, отделывают стены домов и станций метро.

Обыкновенный известняк - плотный камень, белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извести.

Мел - самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены. Используют при изготовлении зубного порошка.

Песок - состоит из отдельных мелких песчинок разного цвета. Он сыпуч, хорошо пропускает воду. используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металлов; в строительстве.

Глина - состоит из очень мелких частичек белого, жёлтого, серого, коричневого, голубоватого цвета. Твердая как камень, при намокании становится липкой и пластичная, плохо пропускает воду. Широко применяется в строительстве. Из глины делают кирпичи, изготавливают посуду, игрушки, фарфор, фаянс и многое другое.

Торф - твердое горючее полезное ископаемое бурого цвета, без запаха. Торф хрупкий, не тонет в воде, но впитывает её. Сухой торф легко загорается, горит тускло образуя много дыма, выделяет тепло.

Каменный уголь -чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Используется для отопления жилых помещений, изготовления кокса, краски, лекарств, пластмассы, духов и многого другого.

( Подвести итог работы в группах.)

2. Проверка домашнего задания стр. 96-97

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Игра "Волшебный цветок"

- Ребята, "Волшебный цветок" подготовил нам задание, вы готовы его выполнить?

(Учащиеся выбирают вопрос и отвечают на него).

Индивидуальная работа

Карточка № 1

Подчеркни горючие полезные ископаемые:

гранит, природный газ, мел, нефть, известняк, торф, мрамор, каменный уголь.

Вопросы Д/З

- Где в природе встречается природный газ?

- Каковы свойства природного газа.

- Чем отличается природный газ от каменного угля и нефти?

- Почему стали применять природный газ как топливо?

- Почему с природным газом нужно обращаться осторожно?

- Что получают из природного газа?

(Подвести итог работы)

(Тема урока и задачи для учащихся записана на доске.)

4. Словарная работа

Минеральные соли - вещества, которые содержатся в почве и необходимы растениям для питания и роста.

Минеральные удобрения - их производят на заводах из полезных ископаемых и вносят в почву как минеральные соли.

(Слова записать в словарь)

5. Объяснение нового материала

(Материал учебника стр. 98-100)

План объяснения материала

1. Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. (Калийная руда, фосфориты) Показ полезных ископаемых и удобрений которые из них производят (суперфосфат, калийные удобрения).

2. Внешний вид и свойства калийной соли.

3. Демонстрация опыта.

Растворить в стакане воды калийную соль.

Вывод: Калийная соль хорошо и полностью растворяется в воде.

4. Выступление учащихся с информацией, которую они подготовили.

Добыча и использование калийной соли в народном хозяйстве.

Добыча калийной соли

Месторождений калийной соли довольно много, и имеются они во многих странах мира. Крупнейшие месторождения калийной соли находятся в Канаде, России, Белоруссии, Германии, США, Индии, Италии, Израиле, Иордании, Великобритании, Китае и в Украине. Самыми крупными залежами калийной соли в Украине являются Стебниковское и Калуш-Голинское месторождения, в России – Пермский край (Березники), а в Белоруссии – город Солигорск.

Добыча калийной соли, совершается шахтным методом. Это весьма опасно, ведь соляные слои отличаются своей неустойчивостью и хрупкостью, что приводит к частым обвалам на шахтах.

Использование калийной соли в народном хозяйстве. Калийная соль довольно широко употребляется в народном хозяйстве: в выпуске кожи и красок, в химической промышленности, в электрометаллургии, в фотографии, в медицине, в производстве стекла и мыла, но наиболее известно применение калийной соли в сельском хозяйстве в качестве удобрения. Хлориды калия просто незаменимы для нормального роста и плодоношения растений. Имеются несколько разновидностей калийных удобрений на основе калийной соли: сернокислый калий, хлористый калий, калийная селитра, калийная соль и другие.

5. Использование ИКТ (просмотр видеоролика "Добыча и обработка калийной руды")

- Каким способом добывают калийную руду?

- Что получают из калийной руды?

6. Условное обозначение калийной соли на карте. (Показать условное обозначение).

6. Физминутка

По дорожке. по дорожке

Скачем мы на правой ножке.(На правой ноге)

И по той же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (На левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.(Бег на месте)

На лужайке. на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.(Прыгать на двух ногах)

Стоп. Немного отдохнём, (Вдох ,выдох)

И домой пешком пойдём.(Маршируем на месте)

Закрепление нового материала

7. Работа в тетрадях

(Записать тему и материал урока )

Калийная соль серого цвета, легко измельчается и хорошо растворяется в воде. Она горько-солёная на вкус. Встречается в пластах земли на разной глубине. Добывают калийную руду в шахтах. Калийные соли необходимы для роста и развития растений.

8. Работа с учебником

Стр. 98 - 100

Читать текст на странице 98 и отвечать на вопросы учебника.

9. Работа парами

Поделить учащихся на пары.

Обучающиеся работают с карточками, а затем проверяют работу обменявшись карточками в паре.

Карточка № 2

Подчеркни полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения:

гранит, калийная руда, нефть, мел, фосфорит, песок, глина.



Карточка № 3

Подчеркни полезные ископаемые, применяемые в строительстве:

нефть, гранит, песок, фосфорит, мрамор, глина, каменный уголь, мел, известняк.

Заключительная часть

10. Домашнее задание

Читать и отвечать на вопросы учебника Стр. 98 - 100

11. Итог урока

Игра "Интервью"

- Вам понравился урок?

- Назовите тему урока?

- Что мы делали на уроке?

- Какой вид работы вам понравился ?

Оценить работу учащихся на уроке, прокомментировать оценки.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!