План-конспект обобщающего урока на тему "Природные зоны России"
Тема урока: Природные зоны России.
Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний.
Цель урока:
- Закрепление знаний о природных зонах России, о взаимосвязях в природных комплексах России.
Задачи урока:
- Закрепить знания о закономерности смены природных зон.
- Пробудить интерес к познанию окружающего мира.
- Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.
- Развивать познавательный интерес и творческую активность.
- Воспитывать бережное отношение к природе России.
Оборудование:
- атлас по географии для 8 класса;
- физическая карта России (на доске);
- раздаточный материал (изображения животных и растений природных зон, картинки природных зон, тексты с описанием природных зон, перечень растений и животных природных зон);
- проектор, презентация к уроку.
Структура урока (ФГОС):
- Организационный момент;
- Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Первичное закрепление знаний.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного, проектная деятельность.
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.).
Приветствие, настрой на плодотворную работу на уроке.
2. Определение темы урока, постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин.).
Учитель:
Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло -
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник -
Край пустоты окрест.
И так, говорить мы будем сегодня …. (высказывания обучающихся о теме урока).
Учитель:
- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: Обобщающий урок по теме «Природные зоны России». Слайд 1.
Давайте сформулируем цель урока и кратко озвучим задачи. (ответы учащихся). Слайд 2.
Слайд 3. Слова К. Паустовского – как вы их понимаете?
3. Первичное закрепление знаний. (8 мин.)
Задание: определи природную зону:
(обучающиеся выбирают, зачитывают краткую характеристику, называют природную зону и находят картинку природной зоны, размещают на доске)
1) Это самая маленькая природная зона России, расположенная узкой полосой между Черным и Каспийским морями. Назовите ее - зона субтропиков
2) Это самая большая природная зона России, она находится южнее зоны тундры и лесотундры. Назовите ее - тайга
3) Это безлесные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Что это? зона степей
4) На территории этой природной зоны расположена Республика Калмыкия. Назовите эту зону - зона пустынь
5) Эта природная зона занимает район Северного Ледовитого океана, его берега и острова. Назовите эту природную зону - зона арктических пустынь
6) В этой зоне часто грибы растут выше деревьев. В шутку местные жители их называют надосиновики и надберезовики. Назовите эту зону - зона тундры
7) В этой природной зоны более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима, почвы плодороднее, чем почвы хвойных лесов. Назовите эту зону – зона смешанных и широколиственных лесов
Учитель:
С первым этапом работы справились, у каждого из вас своя зона, с которой вы будете работать дальше.
На столе лежит раздаточный материал.
Для характеристики природной зоны вам понадобится дополнительный материал. Здесь вы найдёте картинки с изображение животных и растений вашей природной зоны, краткой характеристикой климата, почв - ваша задача состоит в том, чтобы отобрать материал по вашей природной зоне и назвать основные экологические проблемы.
Прежде, чем приступить к выполнению задания, давайте разместим природные зоны с севера на юг и ответим на вопрос: от чего зависит размещение природных зон?
4. Физкультминутка (1 мин.): на снятие напряжения и улучшения мозгового кровообращения
Любопытная Варвара смотрит - влево, смотрит - вправо,
А потом вперед - тут немного отдохнет.
А Варвара смотрит вверх - выше всех, выше всех!
Возвращается обратно - расслабление приятно.
Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на…
А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись
Возвращаемся обратно - расслабление приятно.
Шея не напряжена и рас-слаб-ле-на…
5. К концу урока мы с вами создадим мини-проект «Природные зоны России» (Слайд 4)
На задание вам отводится 13 мин. Приступаем!
Материал по природным зонам отобран.
Задание выполнено.
6. Закрепление изученного, проектная деятельность. (10 мин)
Заполнение таблицы в ходе характеристики природных зон. Таблица размещена на доске:
Название | Климат | Почвы | Растения | Животные |
Арктические пустыни | | | | |
Тундра | | | | |
Тайга | | | | |
Смешанные и широколиственные леса | | | | |
Степь | | | | |
Пустыни | | | | |
Выступления обучающихся по природным зонам: характеристика, экологические проблемы природных зон.
7. Рефлексия (подведение итогов). (5 мин)
1) Возвращение к эпиграфу урока (Слайд 3)
2) Дерево успеха. (На доске закреплена картинка – дерево, на столе лежат разноцветные листочки). Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками.
Выставление оценок. (1 мин)
6. Домашнее задание: подготовиться к проверочной работе. (1 мин)