СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-презентация с конспектом по ФГОС. Технологическая карта. Урок русского языка в 8 классе. Сочинение по картине Б.М. Кустодиева "Портрет Шаляпина".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок-презентация с конспектом по ФГОС. Технологическая карта. Урок русского языка в 8 классе. Сочинение по картине Б.М. Кустодиева "Портрет Шаляпина".»


Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок развивающего контроля

Тема: «Сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина»

Планируемые результаты

личностные: формирование ответственного отношения к учению, осознание алгоритма учебного действия, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание роли языка в овладении культурными ценностями, развитие творческих способностей; воспитание российской гражданской идентичности.

метапредметные:

регулятивные: формулировать цель урока, планировать работу, прогнозировать результат, контролировать собственные орфографические и пунктуационные навыки при редактировании текста, оценивать свою деятельность и деятельность сверстников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения, формировать умения анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речи других, работать в парах, в группах;

познавательные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, репродукция картины), преобразовывать информацию, уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.


предметные: работать с лексическим значением слова, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, закрепить орфограммы; сформировать умение строить текст в определенной последовательности; систематизировать речевую подготовку с целью предупреждения речевых ошибок в составлении сочинения по картине.

Основные понятия: портрет, очерк, текст-описание, структура текста

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка.

Ресурсы: компьютер, экран, мультимедийная установка, приложение Microsoft Office «Power Point», карточки с заданиями, текст для работы.


Ход урока


№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

Организационный момент.







Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности


1 Приветствие.

1 слайд





Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите?

Сегодня на уроке мы с вами будем немного художниками, писателями одновременно. Вы сегодня должны будете во внешности человека увидеть что-то удивительное, замечательное, которое свойственно только ему.

-Вы поняли, что сегодня у нас урок развития речи, значит, какая цель урока?



Мы познакомимся с произведениями великого русского художника Б.М.Кустодиева.





Итак, записываем дату и тему урока:

(Сочинение-портретный очерк по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина»)









Картину, портрет. Рассматривают репродукцию картины.

















Самостоятельно формулируют цель: написать сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина».













Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.









Извлечение информации с опорой на зрительные образы

















Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания


















Ведется диалог с учителем









Формируются умения грамотно вести диалог








Преобразовать информацию из одной формы в другую













Первичное восприятие и осмысление информации




















Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Написать сочинение-описание по картине.

2

Актуализация и пробное учебное действие







Прежде, чем мы приступим к описанию картины, познакомимся со словарным экраном. Значение всех слов вам понятно?











- Давайте вспомним, как строится сочинение-описание картины?




Заранее подготовленный ученик объясняет значения незнакомых слов.

2 слайд.

(Антураж, балаган, пьедестал, смокинг,феерия).









Учащиеся предлагают план:

  1. слайд

1.Рассказ о художнике. (4 слайд). История создания картины.

2. Описание картины.

3. Личные впечатления о картине.

Способы структурирования текста


























Работают в диалоге с учителем

Речевое общение

Планирование учебной деятельности


Соотносят свои способы построения текста с общепринятыми, выбирают наиболее приемлемые для себя

3

Локализация индивидуальных затруднений

- Ребята, где у вас встретятся затруднения при написании черновиков?










Дети отвечают, что 1 части – во вступлении, т.к. они мало знают о художнике и хотели бы узнать историю создания картины.




Извлечение информации из сообщения учеников и из текста учебника

Работа в группах

Монологическое высказывание

Настрой на фиксацию, запоминание и осмысление информации

Следить за правильным отбором основной информации, необходимой для работы

4

Построение проекта коррекции выявленных затруднений (цель и тема, способ, план, средство).

А)–Борис Михайлович Кустодиев– выдающийся художник-портретист. Ученики 1гр. подготовили сообщение о нём. Давайте послушаем сведения о художнике.































Б)-Ребята, давайте познакомимся с историей создания картины - Работа с текстом упр.413 учебника.

Вы знаете, кто такой Федор Иванович Шаляпин?

Слайд 9





-Что вы знаете о Шаляпине?

-Каким голосом он обладал?

-Какие оперные партии Шаляпина вы знаете?

-Почему Ф.И.Шаляпин любил именно этот портрет?

-Как вы думаете, о чем задумался Шаляпин?

-Почему художник выбрал зимний пейзаж?

Как вам кажется, похожи ли истории создания этой картины и той, о которой говорится в тексте? Почему вы так думаете?

Составьте словосочетания, описывающие внешность.









Сообщение учащегося из 1 группы, с презентацией


Сообщение ученика из группы «Биографы».

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах, прошли его детство отрочество и юность. Отец его умер, когда Борису было чуть больше года, и 25-летняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева воспитывала четверых детей на пенсию в 30 рублей. В 5 лет маленький боря начал рисовать, тогда же, в этом же возрасте впервые испытал

потрясение от музыки.










Слайды 6-8 (картины Кустодиева).








Сообщение ученика из группы «Искусствоведы» о творчестве Ф.И.Шаляпина и дополнительные сведения об истории написания картины.




Пишут текст нового для них содержания, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания




(Звучит аудио запись песни «Дубинушка».

Владеть приёмами отбора и систематизации материала из различных источников, включая ресурсы интернета










































Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания


Ученик делает для класса сообщение о художнике

(обобщённый опыт работы в группе)











































Сотрудничать со сверстниками









Владеть умениями грамотной монологической речи, владеть аудиторией












































Уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Ученики слушают, запоминают, фиксируют для себя необходимую информацию.







































Сравнивать с образцом. Ставить себе отметки за грамотность.


Уметь слушать и слышать других















































Формировать умения давать адекватную оценку своим знаниям

5

Реализация построенного проекта


Какие приемы использует художник, чтобы подчеркнуть масштабность и обобщенность личности Шаляпина?

-Опишите внешний облик певца.

-Сумел ли художник передать характер великого певца?

-Обратите внимание на выражение лица Шаляпина.

-Вспомните, что такое портретный очерк, составные части портретного очерка

-Какова композиция стиль, тип речи?

-

(Звучит аудио запись песни «Дубинушка».

Конструировать модели объектов в речевой форме (в форме словосочетаний)

Обменяться мнениями в группах, зачитать словосочетания вслух (коммуникация в группах и межгрупповое общение)

Выступать перед коллективом сверстников

Следить за речью

Осуществлять речевой самоконтроль

6

Обобщения затруднений во внешней речи

1. Обратимся снова к репродукции картины.

- Опишите, что вы видите на переднем плане картины? Пользуйтесь при этом словариком эпитетов.













- Ребята, каков был замысел художника?

-Удалось художнику достичь намеченной цели? Ответ обоснуйте.

- Опишите своё впечатление о картине. Какие чувства она вызывает у вас?

(кому затруднительно, обратитесь ещё раз к тексту упражнения 413)


Ответы детей.




Излагать свободно и правильно свои мысли в устной и письменной форме.




























Создавать собственное речевое высказывание

Зачитывают, проговаривают



























Чтение в группах, удачные высказывания читаются вслух).


Способность участвовать в речевом общении, учитывая мнения окружающих























Владение монологической речью

Владеть монологом-описанием
































Контролировать себя, соблюдая нормы: логичность, связность, соответствие теме

Оценивать свою речь с точки зрения её содержания и оформления, находить грамматические и речевые ошибки.





























Осуществлять речевой самоконтроль








7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Итак, подведём итоги урока. Давайте вспомним, какова была цель?

- Сможем мы теперь достичь цели? Что для этого мы сделали?

Написать сочинение по картине Б.М.Кустодиева.

- Собрали материалы к сочинению, написали и отработали черновики

Создать собственный текст, соблюдая нормы построения текста

Зачитывают вслух 1-2 сочинения

Корректное отношение к работам одноклассников

Контролировать соблюдение орфоэпических норм

Редактирование черновиков, самоконтроль

8

Решения заданий творческого уровня

Ребята. В какой части сочинения вы проявляете наибольшую свободу в творчестве?

В заключительной части, где выражаются личные впечатления о картине

Проверяют и добавляют информацию в заключительную часть сочинений

Поделятся впечатлениями

Формирование эмпатии в отношении художника и одноклассников

Контроль за соблюдением языковых норм

Самоконтроль

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Мы молодцы?

- Давайте отметим активных участников урока, которые заслужили хорошие отметки.

Д/З:Написать сочинение-портретный очерк.


- Молодцы!

Ребята называют активных участников урока, комментируют, за какую работу они заслужили хорошие отметки

Учатся этики общения в коллективе




















































Дети сами называют активных учеников




















Ученики поднимают рефлексивные карты урока - карточки настроения













Самооценка уровня комфортности урока







Контролируют свою грамотность во время проверки домашнего задания












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!