Ресурсы: компьютер, экран, мультимедийная установка, приложение Microsoft Office «Power Point», карточки с заданиями, текст для работы.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1 | Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности | 1 Приветствие. 1 слайд Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? Сегодня на уроке мы с вами будем немного художниками, писателями одновременно. Вы сегодня должны будете во внешности человека увидеть что-то удивительное, замечательное, которое свойственно только ему. -Вы поняли, что сегодня у нас урок развития речи, значит, какая цель урока? Мы познакомимся с произведениями великого русского художника Б.М.Кустодиева. Итак, записываем дату и тему урока: (Сочинение-портретный очерк по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина») | Картину, портрет. Рассматривают репродукцию картины. Самостоятельно формулируют цель: написать сочинение по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Ф.И.Шаляпина». Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока. | Извлечение информации с опорой на зрительные образы | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Ведется диалог с учителем | Формируются умения грамотно вести диалог | Преобразовать информацию из одной формы в другую | Первичное восприятие и осмысление информации Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Написать сочинение-описание по картине. |
2 | Актуализация и пробное учебное действие | Прежде, чем мы приступим к описанию картины, познакомимся со словарным экраном. Значение всех слов вам понятно? - Давайте вспомним, как строится сочинение-описание картины? | Заранее подготовленный ученик объясняет значения незнакомых слов. 2 слайд. (Антураж, балаган, пьедестал, смокинг,феерия). Учащиеся предлагают план: слайд 1.Рассказ о художнике. (4 слайд). История создания картины. 2. Описание картины. 3. Личные впечатления о картине. | Способы структурирования текста | Работают в диалоге с учителем | Речевое общение | Планирование учебной деятельности | Соотносят свои способы построения текста с общепринятыми, выбирают наиболее приемлемые для себя |
3 | Локализация индивидуальных затруднений | - Ребята, где у вас встретятся затруднения при написании черновиков? | Дети отвечают, что 1 части – во вступлении, т.к. они мало знают о художнике и хотели бы узнать историю создания картины. | Извлечение информации из сообщения учеников и из текста учебника | Работа в группах | Монологическое высказывание | Настрой на фиксацию, запоминание и осмысление информации | Следить за правильным отбором основной информации, необходимой для работы |
4 | Построение проекта коррекции выявленных затруднений (цель и тема, способ, план, средство). | А)–Борис Михайлович Кустодиев– выдающийся художник-портретист. Ученики 1гр. подготовили сообщение о нём. Давайте послушаем сведения о художнике. Б)-Ребята, давайте познакомимся с историей создания картины - Работа с текстом упр.413 учебника. Вы знаете, кто такой Федор Иванович Шаляпин? Слайд 9 -Что вы знаете о Шаляпине? -Каким голосом он обладал? -Какие оперные партии Шаляпина вы знаете? -Почему Ф.И.Шаляпин любил именно этот портрет? -Как вы думаете, о чем задумался Шаляпин? -Почему художник выбрал зимний пейзаж? Как вам кажется, похожи ли истории создания этой картины и той, о которой говорится в тексте? Почему вы так думаете? Составьте словосочетания, описывающие внешность. | Сообщение учащегося из 1 группы, с презентацией Сообщение ученика из группы «Биографы». Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году, и там, на волжских берегах, прошли его детство отрочество и юность. Отец его умер, когда Борису было чуть больше года, и 25-летняя вдова Екатерина Прохоровна Кустодиева воспитывала четверых детей на пенсию в 30 рублей. В 5 лет маленький боря начал рисовать, тогда же, в этом же возрасте впервые испытал потрясение от музыки. Слайды 6-8 (картины Кустодиева). Сообщение ученика из группы «Искусствоведы» о творчестве Ф.И.Шаляпина и дополнительные сведения об истории написания картины. Пишут текст нового для них содержания, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания (Звучит аудио запись песни «Дубинушка». | Владеть приёмами отбора и систематизации материала из различных источников, включая ресурсы интернета Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания | Ученик делает для класса сообщение о художнике (обобщённый опыт работы в группе) Сотрудничать со сверстниками | Владеть умениями грамотной монологической речи, владеть аудиторией Уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Ученики слушают, запоминают, фиксируют для себя необходимую информацию. Сравнивать с образцом. Ставить себе отметки за грамотность. | Уметь слушать и слышать других Формировать умения давать адекватную оценку своим знаниям |
5 | Реализация построенного проекта | Какие приемы использует художник, чтобы подчеркнуть масштабность и обобщенность личности Шаляпина? -Опишите внешний облик певца. -Сумел ли художник передать характер великого певца? -Обратите внимание на выражение лица Шаляпина. -Вспомните, что такое портретный очерк, составные части портретного очерка -Какова композиция стиль, тип речи? - | (Звучит аудио запись песни «Дубинушка». | Конструировать модели объектов в речевой форме (в форме словосочетаний) | Обменяться мнениями в группах, зачитать словосочетания вслух (коммуникация в группах и межгрупповое общение) | Выступать перед коллективом сверстников | Следить за речью | Осуществлять речевой самоконтроль |
6 | Обобщения затруднений во внешней речи | 1. Обратимся снова к репродукции картины. - Опишите, что вы видите на переднем плане картины? Пользуйтесь при этом словариком эпитетов. - Ребята, каков был замысел художника? -Удалось художнику достичь намеченной цели? Ответ обоснуйте. - Опишите своё впечатление о картине. Какие чувства она вызывает у вас? (кому затруднительно, обратитесь ещё раз к тексту упражнения 413) | Ответы детей. | Излагать свободно и правильно свои мысли в устной и письменной форме. Создавать собственное речевое высказывание | Зачитывают, проговаривают Чтение в группах, удачные высказывания читаются вслух). | Способность участвовать в речевом общении, учитывая мнения окружающих Владение монологической речью | Владеть монологом-описанием Контролировать себя, соблюдая нормы: логичность, связность, соответствие теме | Оценивать свою речь с точки зрения её содержания и оформления, находить грамматические и речевые ошибки. Осуществлять речевой самоконтроль |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Итак, подведём итоги урока. Давайте вспомним, какова была цель? - Сможем мы теперь достичь цели? Что для этого мы сделали? | Написать сочинение по картине Б.М.Кустодиева. - Собрали материалы к сочинению, написали и отработали черновики | Создать собственный текст, соблюдая нормы построения текста | Зачитывают вслух 1-2 сочинения | Корректное отношение к работам одноклассников | Контролировать соблюдение орфоэпических норм | Редактирование черновиков, самоконтроль |
8 | Решения заданий творческого уровня | Ребята. В какой части сочинения вы проявляете наибольшую свободу в творчестве? | В заключительной части, где выражаются личные впечатления о картине | Проверяют и добавляют информацию в заключительную часть сочинений | Поделятся впечатлениями | Формирование эмпатии в отношении художника и одноклассников | Контроль за соблюдением языковых норм | Самоконтроль |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). | - Мы молодцы? - Давайте отметим активных участников урока, которые заслужили хорошие отметки. Д/З:Написать сочинение-портретный очерк. | - Молодцы! Ребята называют активных участников урока, комментируют, за какую работу они заслужили хорошие отметки | Учатся этики общения в коллективе | | Дети сами называют активных учеников | Ученики поднимают рефлексивные карты урока - карточки настроения | Самооценка уровня комфортности урока Контролируют свою грамотность во время проверки домашнего задания |