Обобщающий урок «Прощай, Азбука!»
Задачи: закрепить у учащихся знание алфавита ( последовательность букв, их правильные названия), знания о произнесении букв; поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку.
Формируемые УУД: умение выступать перед другими, участвовать в коллективной деятельности.
Оборудование: зал украшен шарами; организована выставка детских книг, лучших тетрадей; лозунги « Если хочешь много знать, многого добиться, обязательно читать нужно, научиться», «Прощай, Азбука!», презентация, минусовка песни .
Под музыку «Чему учат в школе» дети занимают свои места.
- Сегодня у нас праздник – прощание с «Азбукой». Хотя прощаться – это обычно грустно. Но у нас не грустное прощание. Мы будем прощаться с «Азбукой» весело и с благодарностью. Ведь «Азбука» вас многому научила. Для многих из вас она стала первой в жизни прочитанной самостоятельно книгой.
Учитель. Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября.
(На сцену выходит девочка - «Азбука» и первоклассник с букетом.)
Первоклассник.
Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел-
Значит, праздник близится отличный.
Азбука.
Ждёт с волнением
Девчонок и мальчишек
Книга скромная – «Азбука».
Среди ярких толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
(Обращается к первокласснику.)
Хочешь многое узнать-
Научись, малыш, читать.
Первоклассник.
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Азбука.
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь-
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник (возмущённо).
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
(Показывает на вошедшую букву Р.)
Эту тоже.
Первоклассник.
Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «рэ».
Буква Р.
Я – не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдёшь в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах»,
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом-
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква «эр»!
Первоклассник (смещено).
Извините, я не знал,
Но я правильно читал…
(Буква Р уходит).
Азбука.
Я пришла к вам в гости не одна – 33 родных сестрицы, писаных красавицы, в одном городе живут и повсюду славятся. Кто же пришёл со мной вместе?
Все вместе. Буквы!
Учитель. А сейчас мы послушаем стихи, которые вы о них учили.
( Дети читают стихи, показывая буквы)
А. Буква А, буква А –
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света:
А похожа на ракету.
Б. Буква Б проснулась рано.
Буква Б – бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
В. Словно букву В Алёна
Держит трубку телефона.
Г. Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу, и в кочергу
Превратить я Г смогу.
Д. Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Е. На дворе – какая жалость! –
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Ё. Е и Ё – родные сёстры.
Различить сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж. Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп соломы на меже
Превратится в букву Ж.
З. З – не просто завитушка,
З – пружина, крендель, стружка.
И. На калитку посмотри-
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
К. Сигнальщик держит два флажка
С флажками он , как буква К.
Л. Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М. Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н. Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
О. В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
П. На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Р. Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
С. Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
Т. Молоток стучит: «Тук – тук,
Букве Т я старый друг».
У. У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Ф. Все мы знаем без подсказки:
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Х. Буква Х всё ходит, ходит,
Места словно не находит.
Ц. Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул-
Стал на Ц похожим стул.
Ч. Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш. На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Щ. Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Ъ. Из ведра непросто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твёрдый знак,
Чтобы не облиться.
Ы. Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Вес мы знать её должны.
Ь. Буква Р перевернулась-
Мягким знаком обернулась.
Э. Над полями в синеве
Пролетела буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
Ю. На арене укротитель,
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм грозно встал лицом.
Я. И сказала буква Я:
«Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит-
Гол! Закончен алфавит!»
Учитель: Немало пришлось потрудиться вам, чтобы научиться читать, писать, решать примеры и задачи.
Вместе с нами по страницам «Азбуки» шагали и сказочные герои. Кто они?
-У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это? … (Буратино). ( На экране изображение Буратино).
- Для вас Буратино приготовил задание. (в конвертах) Но вот беда, все слоги рассыпались, нужно составить слова.
- Давайте проведём соревнования, проверим наши знания.
( Дети делятся на три группы. Каждая группа получает конверт.)
1-я группа. РО ТА ЧУ ЩА СВЕ КРИ ЩУ ЧА
(Роща, свеча, кричу, тащу.)
2-я группа. ТУ КРУ ЧУ ПИ ЩУ ЧА КА ЩА
( Туча, пища, кручу, щука).
3-я группа. УГО ЧУ ЧА КУ ЧА МОЛ ЩУ ЩА
( Угощу, чаща, куча, молчу.)
Учитель. Молодцы, ребята. А на какие правила Буратино принёс вам слова? Давайте скажем хором.
Учитель. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
А ну, подскажите, как звали её?
Учитель. Правильно. Вас встречает Красная Шапочка.
( На экране изображение Красной Шапочки)
- Помогите Красной Шапочке выполнить задание.
Заполните чёрточки буквами.
И _ _ _ _ И _ _
Г _ _ _ _ Г _ _
Р _ _ _ _ Р _ _
А _ _ _ _ А _ _
(Возможные варианты ответов: итог, гора, рыба, арка, лира, угол, брат, дача).
Учитель. Продолжаем соревнования. И кто же к нам пришёл на урок?
Учитель.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пушистый хвост – её краса.
Этот зверь лесной - … (лиса).
( На экране изображение лисы).
Учитель. А вот какое задание для вас приготовила лиса.
Задание на карточках. Прочитайте слова. Поставьте ударение в словах. Вертикальной чертой разделите слова на слоги.
Малина, мороз, Оля, , ученик, дежурный, Иван, санитар, учитель, девочка, мальчик, звонок, школа, парта, книга, пенал.
Учитель. Надеюсь, вы, ребята, не забыли, как вместе с Азбукой мы отгадывали загадки?
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться.
- Ребята, поставьте буквы на свои места.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил о штраф за это.
На остров налетел ураган,
На пальме остался последний баран.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол.
Учитель. Молодцы! АЗБУКА не только нас учила читать. Но и воспитывала!
Ну, что ж, проверим. Кто же среди нас самый вежливый?
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться…(доброеутро)
Если в ночь случилась встреча,
Говорим мы…(добрыйвечер)
И всегда при расставанье
Говорите…(досвиданья)
Уезжает кто-нибудь –
Пожелайте… (вдобрыйпуть)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим извините, … (пожалуйста)!
Если дарят в день рожденья
Вам конфеты и печенье.
Карандаш, альбом и книжку
Или мягкую мартышку,
Не молчи, как в речке рыба,
Говори друзьям… (спасибо)
Видел умного ребёнка
Я на улице сейчас
Маша славная девчонка,
Маша ходит в 1-й класс!
Но давно уже от Маши
Я не слышу слова
Дети : Здравствуй!
Учитель: А слово-то какое, очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова
Дети : Извините!
Учитель: А слово-то какое, очень дорогое!
Дед про внучку говорил:
`Экая досада -
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну сказала бы
Дети : Спасибо!
Учитель: А слово-то какое, очень дорогое!
Азбука.
Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами умеют отгадывать загадки, составлять слова, делить на слоги. Умеете дружно работать с другими ребятами.
Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся в каждой книжке, на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора. Останутся с вами и мои друзья – сказочные герои.
(На сцену выходят дети, читают стихи.)
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали.
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и прочитать.
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс,
И дорогому букварю я говорю:
«Благодарю! Ты – книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть».
Учитель. В народе говорят: «Азбука – это ступенька к мудрости». Вот и вы преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! Поздравляю вас!
Учитель.
Вы прочли «Азбуку» от корки до корки,
Вам по чтению – пятёрка!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения…
И теперь без передышки,
Вы прочтёте любые книжки…
Так что в путь, дружок! Не робей!
Не грусти !Не жалей,
Что закончил «Азбуку»,
Я желаю всем вам
Унестись в эту неведомую даль,
Научиться дружить…
И в беде помогать,
И решительными быть.
(Звучит песня «Азбука».)