Класс 7
Тема: Правописание наречий, образованных от существительных.
УМК Л.М.Рыбченковой.
Цель урока:
создать условия для освоения правил написания наречий, используя различные методы и средства, сформировать у обучающихся прочные орфографические умения написания наречий, образованных от имен существительных
Задачи:
Познавательные:
- создание условий для совершенствования знаний о написании наречий.
Развивающие:
- формирование умения различать наречия и омонимичные формы,
- формирование орфографических и речевых навыков,
- формирование навыков при определении значений наречий и способов их образования,
- развитие языковой компетенции обучающихся,
- развивать речевую и мыслительную деятельности,
- способствовать развитию самостоятельной деятельности, творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
- воспитание интереса к изучению русского языка;
- воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
Тип урока – урок отработки умений посредством рефлексивной оценки.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Ход урока:
Организационное начало.
О том, как влияет на нас то, что и как мы говорим
Около дороги стоял слепой мужчина. Один он не мог отправиться в свою деревню, и поэтому ждал сына, который задержался. Присев на старое бревно, он слушал мир вокруг и был счастлив немного побыть в одиночестве.
— Эй, старикашка! – окликнули его. – Все равно ты просиживаешь тут штаны. А ну-ка скажи мне, не проходила ли тут рота солдат?
— Да, проходила, — ответил слепой мужчина безразлично. Ему было глубоко неприятно такое к себе обращение.
Прошло несколько минут, и слепой снова услышал.
— Старик! Проходили ли тут солдаты?
— Да, — ответил он, и спросивший тут же удалился.
Немного погодя слепца окликнули снова.
— Здравствуй, отец! Не слышал ли ты случайно роту солдат? Они должны были проходить тут недавно?
— Да, они ушли на юг, — сказал старец.
Чуть позже еще один человек подошел к слепому. Он положил руку ему на плечо и подождал, пока старик дотронется до нее и почувствует, что опасности нет.
— Дорогой мой, — сказал человек. – Скажи мне, пожалуйста, не слышал ли ты, как рядом с тобой шла рота солдат?
— Слышал, господин, — ответил слепой. – Они отправились на юг.
— Спасибо тебе и прощай, — сказал напоследок человек и удалился.
Наконец, слепой дождался сына.
— Ты знаешь, — сказал он молодому человеку. – Только что меня спросили про ушедшую час назад роту солдат четыре человека. Один из них был рядовым, второй – офицером, третий – полководцем, а четвертый – царем.
— Как же ты узнал, ведь ты не видел их? – удивился сын.
-- Как вы думаете, что ответил слепой старец?
— Да, но мне достаточно было их слышать.
- О чём говорят слова старца?
Вариант ответа: то, каким языком мы говорим с окружающими, определяет нас, наш характер и воспитание. По речи можно многое сказать о человеке. Язык – это средство, при помощи которого говорит наша душа, а грубость, несдержанность в речи только ее ожесточают.
- Хочу представить вашему вниманию высказывание поэта, который является основоположником русского литературного языка и величайшим его знатоком. Кто это?
Актуализация знаний.
Слайд №2. (читает Батышев Д)
«……….. – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а ещё она живописует глагол» (А.С.Пушкин)
- Какое слово пропущено? О какой части речи говорит А.С.Пушкин?
- Можете пояснить, почему это особенная часть речи?
- Почему трудная?
- Почему интересная?
- Что значит «…она живописует глагол»?
- Что ещё вам известно о наречии?
- Кто дополнит?
Слайд № 3.
- Мы с вами ещё раз обратимся к Пушкину. Вы видите отрывок из поэмы А. С.Пушкина «Полтава» (читает Иванов В)
Заутра казнь, но без боязни
Он мыслит об ужасной казни.
- Есть ли в этих строках наречие?
Варианты ответов:
- Да
- Есть.
- Докажите, что это наречие, постарайтесь объяснить значение и как оно образовано. Предлагаю поработать в паре.
Выступление пар (прослушать 2 варианта).
Слайд №4
ЗАУ́ТРА, нареч. Завтра поутру, на утро следующего дня, в заутрие. (книжн.поэт., устар.). Завтра утром. «Блеснет заутра луч денницы.» Пушкин.
Возникло в результате сращения сочетания предлога за с существительным утро в форме родительного падежа; постепенно в наречии изменяется ударение и у переходит в в. Так появилось современное наречие завтра.
- Над написанием каких наречий будем работать? (Написание наречий, образованных от существительных).
На доске магнитом прикрепить модель
Слайд№5
НАРЕЧИЕ ← предлог + существительное |
Слайд 6 (фотография, которая отражает наречие дотла)
- Посмотрите на эту фотографию, судьбу какого наречия она отражает? (дотла)
- Что значит сгореть дотла? (До основания, полностью, без остатка)
- Как вы думаете, как было образовано это наречие? (до + сущ. «тло»,
существительное « тло» – дно)
Слайд№7 (этимология наречия дотла)
- Есть ли это существительное в современном русском языке? (нет, это устаревшее слово)
- Как вы думаете, как пишутся наречия, образованные от существительных, утративших свое первоначальное значение? (пишутся слитно, так как в современном русском языке эти слова не употребляются)
Варианты ответов:
пишутся слитно
образованы путём сращения (слияния) предлога с существительным
существительное устаревшее
в современном русском языке не употребляется
наречие имеет переносное значение
- Предлагаю вам написать под диктовку словосочетания с наречиями (фразеологизмы). Вызываю к доске 1 ученика.
Попасть впросак, быть начеку, разбить вдребезги, с разбегу.
- Почему наречия начеку, вдребезги, впросак написали слитно?
- Можете ли сказать, что такое «чеку, чек», «дребезги» «просак»?
Слайд№8
Быть начеку – буквально быть начеку значит «быть на страже».
Начеку́. Возникло в результате слияния предлога на и исчезнувшего из языка существительного чек, означавшего «стража», «охранение».
Слайд№9
Вдребезги разбить
Дре́безги. Искон. Сращение предлога в и формы вин. п. мн. ч. сущ. дребезг «осколок, черепок», в диалектах во мн. ч. еще употребляющегося.
Слайд№10
Попа́сть впроса́к - «очутиться в затруднительном положении». Это слово, сохранившееся в выражении попасть впросак, образовано сращением предлога в и существительного просак — «прядильный станок».
- А почему с разбегу вы написали раздельно?
Варианты ответов:
- Это наречие в отличие от остальных не утратило, а сохранило тесную связь с существительным, от которого образовалось. Такие существительные писались с предлогами раздельно и наречия сохранили раздельное написание.
Проговорить раздельное написание наречий!!!
- Предлагаю вам написать несколько наречий (наречия записаны на развороте доски)
(В) охапку, (с) размаху, (за) глаза, (во) время.
- Как пишутся данные наречия? (раздельно)
- Почему? (образованы от сущ., которые сохранили тесную связь с сущ., от которого образовано)
III. Создание проблемной ситуации.
- Какое слово вызвало затруднение? (вовремя)
- Почему? (можно написать слитно и раздельно)
- Кто прав? Как же нужно писать?
-Какой частью речи может быть слово? (существительное или наречие)
- Как различать омонимичные части речи?
- Нам, наверное, надо оформить советы помощника «Как различать наречия и существительные с предлогом»
- Предлагаю поработать в группе. Составить Советы помощника «Как различать наречия и существительные с предлогом»
Наречие обозначает признак действия, является обстоятельством, зависит от
глагола, может быть заменено другим наречием, не изменяется, отвечает на
вопросы (как, где, когда), не может иметь зависимое слово.
Существительное обозначает предмет, с предлогом является в предложении
дополнением, изменяется, употребляется в прямом значении, отвечает на
падежные вопросы, может иметь зависимое слово.
Выступление четвёрок.
Дополнения, другие варианты?
- Нам необходимо определиться с основными пунктами нашего помощника.
К доске Жамбалова А. пишет алгоритм наречия. Сущ. с предлогом пишет Богомякова А.
Алгоритм
Слово (наречие) Сочетание слов (сущ + предлог)
1. Не изменяется. 1. Склоняется.
2. Употреблено в переносном значении. 2. Употреблено в прямом значении.
3. Отвечает на вопросы: когда? как? где? 3. Отвечает на падежные вопросы.
4. Не может иметь зависимое слово. 4. Может иметь зависимое слово.
5. Наречие. 5. Существительное с предлогом.
6. Слитно или раздельно. 6. Раздельно.
Проговорить «Советы помощника»
Включение полученных знаний при выполнении практического задания.
- Попробуйте сформулировать задание, которое вы будете выполнять в паре. (Используя Советы помощника, напишите слова)
Слайд№11
Напевая песню, девочка выбежала мне (НА)ВСТРЕЧУ. (наречие)
Он отправился (НА)ВСТРЕЧУ с другом. (предлог с сущ)
Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (предлог)
Выступление учащихся в паре.
VII. Слайд№12.
Рефлексия.
- Какая задача стояла перед нами?
- Удалось нам решить задачу?
- Какая форма работы помогла наиболее удачно решить задачу?
- Что получилось лучше всего на уроке?
- Какие трудности вы встретили?
- Как с ними справились?
- Как вы оцените свою работу на уроке?