СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Правописание наречий, образованных от существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке рассматривается одно из сложных орфограграфических написаний - слитное, раздельное написание наречий, образованных от существительных. многие написания рассматриваются с точки зрения этимологии.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Правописание наречий, образованных от существительных"»


Класс 7

Тема: Правописание наречий, образованных от существительных.

УМК Л.М.Рыбченковой.

Цель урока:

создать условия для освоения правил написания наречий, используя различные методы и средства, сформировать у обучающихся прочные орфографические умения написания наречий, образованных от имен существительных

Задачи: 

Познавательные:  

- создание условий для совершенствования знаний о написании наречий.

Развивающие:

- формирование умения различать наречия и омонимичные формы,

- формирование орфографических и речевых навыков,

- формирование навыков при определении значений наречий и способов их образования,

- развитие языковой компетенции обучающихся,

- развивать речевую и мыслительную деятельности,

- способствовать развитию самостоятельной деятельности, творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

- воспитание интереса к изучению русского языка;

- воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.

Тип урока – урок отработки умений посредством рефлексивной оценки.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Организационное начало.

О том, как влияет на нас то, что и как мы говорим

Около дороги стоял слепой мужчина. Один он не мог отправиться в свою деревню, и поэтому ждал сына, который задержался. Присев на старое бревно, он слушал мир вокруг и был счастлив немного побыть в одиночестве.

— Эй, старикашка! – окликнули его. – Все равно ты просиживаешь тут штаны. А ну-ка скажи мне, не проходила ли тут рота солдат?

— Да, проходила, — ответил слепой мужчина безразлично. Ему было глубоко неприятно такое к себе обращение.

Прошло несколько минут, и слепой снова услышал.

— Старик! Проходили ли тут солдаты?

— Да, — ответил он, и спросивший тут же удалился.

Немного погодя слепца окликнули снова.

— Здравствуй, отец! Не слышал ли ты случайно роту солдат? Они должны были проходить тут недавно?

— Да, они ушли на юг, — сказал старец.

Чуть позже еще один человек подошел к слепому. Он положил руку ему на плечо и подождал, пока старик дотронется до нее и почувствует, что опасности нет.

— Дорогой мой, — сказал человек. – Скажи мне, пожалуйста, не слышал ли ты, как рядом с тобой шла рота солдат?

— Слышал, господин, — ответил слепой. – Они отправились на юг.

— Спасибо тебе и прощай, — сказал напоследок человек и удалился.

Наконец, слепой дождался сына.

— Ты знаешь, — сказал он молодому человеку. – Только что меня спросили про ушедшую час назад роту солдат четыре человека. Один из них был рядовым, второй – офицером, третий – полководцем, а четвертый – царем.

— Как же ты узнал, ведь ты не видел их? – удивился сын.

-- Как вы думаете, что ответил слепой старец?

— Да, но мне достаточно было их слышать.

- О чём говорят слова старца?

Вариант ответа: то, каким языком мы говорим с окружающими, определяет нас, наш характер и воспитание. По речи можно многое сказать о человеке. Язык – это средство, при помощи которого говорит наша душа, а грубость, несдержанность в речи только ее ожесточают.


- Хочу представить вашему вниманию высказывание поэта, который является основоположником русского литературного языка и величайшим его знатоком. Кто это?

  1. Актуализация знаний.

Слайд №2. (читает Батышев Д)

«……….. – особенная часть речи: и трудная, и интересная, а ещё она живописует глагол» (А.С.Пушкин)

- Какое слово пропущено? О какой части речи говорит А.С.Пушкин?

- Можете пояснить, почему это особенная часть речи?

- Почему трудная?

- Почему интересная?

- Что значит «…она живописует глагол»?

- Что ещё вам известно о наречии?

- Кто дополнит?


Слайд № 3.

- Мы с вами ещё раз обратимся к Пушкину. Вы видите отрывок из поэмы А. С.Пушкина «Полтава» (читает Иванов В)
Заутра казнь, но без боязни
Он мыслит об ужасной казни.

- Есть ли в этих строках наречие?

Варианты ответов:

- Да

- Есть.

- Докажите, что это наречие, постарайтесь объяснить значение и как оно образовано. Предлагаю поработать в паре.

Выступление пар (прослушать 2 варианта).

Слайд №4

ЗАУ́ТРА, нареч. Завтра поутру, на утро следующего дня, в заутрие. (книжн.поэт., устар.). Завтра утром. «Блеснет заутра луч денницы.» Пушкин.

Возникло в результате сращения сочетания предлога за с существительным утро  в форме родительного падежа; постепенно в наречии изменяется ударение и у переходит в в. Так появилось современное наречие завтра. 


- Над написанием каких наречий будем работать? (Написание наречий, образованных от существительных).

На доске магнитом прикрепить модель


Слайд№5


НАРЕЧИЕ предлог + существительное


Слайд 6 (фотография, которая отражает наречие дотла)

- Посмотрите на эту фотографию, судьбу какого наречия она отражает? (дотла)

- Что значит сгореть дотла? (До основания, полностью, без остатка)


- Как вы думаете, как было образовано это наречие? (до + сущ. «тло»,

существительное « тло» – дно)

Слайд№7 (этимология наречия дотла)

- Есть ли это существительное в современном русском языке? (нет, это устаревшее слово)


- Как вы думаете, как пишутся наречия, образованные от существительных, утративших свое первоначальное значение? (пишутся слитно, так как в современном русском языке эти слова не употребляются)

Варианты ответов:

  • пишутся слитно

  • образованы путём сращения (слияния) предлога с существительным

  • существительное устаревшее

  • в современном русском языке не употребляется

  • наречие имеет переносное значение

- Предлагаю вам написать под диктовку словосочетания с наречиями (фразеологизмы). Вызываю к доске 1 ученика.

Попасть впросак, быть начеку, разбить вдребезги, с разбегу.

- Почему наречия начеку, вдребезги, впросак написали слитно?

- Можете ли сказать, что такое «чеку, чек», «дребезги» «просак»?


Слайд№8


Быть начеку – буквально быть начеку значит «быть на страже».

Начеку́. Возникло в результате слияния предлога на и исчезнувшего из языка существительного чек, означавшего «стража», «охранение».


Слайд№9

Вдребезги разбить  

Дре́безги. Искон. Сращение предлога в и формы вин. п. мн. ч. сущ. дребезг «осколок, черепок», в диалектах во мн. ч. еще употребляющегося.


Слайд№10

Попа́сть впроса́к - «очутиться в затруднительном положении». Это слово, сохранившееся в выражении попасть впросак, образовано сращением предлога в и существительного просак — «прядильный станок».


- А почему с разбегу вы написали раздельно?


Варианты ответов:

- Это наречие в отличие от остальных не утратило, а сохранило тесную связь с существительным, от которого образовалось. Такие существительные писались с предлогами раздельно и наречия сохранили раздельное написание.


Проговорить раздельное написание наречий!!!


- Предлагаю вам написать несколько наречий (наречия записаны на развороте доски)

(В) охапку, (с) размаху, (за) глаза, (во) время.


- Как пишутся данные наречия? (раздельно)

- Почему? (образованы от сущ., которые сохранили тесную связь с сущ., от которого образовано)


III. Создание проблемной ситуации. 

- Какое слово вызвало затруднение? (вовремя)

- Почему? (можно написать слитно и раздельно)

- Кто прав? Как же нужно писать?

-Какой частью речи может быть слово? (существительное или наречие)

- Как различать омонимичные части речи?

- Нам, наверное, надо оформить советы помощника «Как различать наречия и существительные с предлогом»


- Предлагаю поработать в группе. Составить Советы помощника «Как различать наречия и существительные с предлогом»

  • Наречие обозначает признак действия, является обстоятельством, зависит от

глагола, может быть заменено другим наречием, не изменяется, отвечает на

вопросы (как, где, когда), не может иметь зависимое слово.

  • Существительное обозначает предмет, с предлогом является в предложении

дополнением, изменяется, употребляется в прямом значении, отвечает на

падежные вопросы, может иметь зависимое слово.


Выступление четвёрок.

Дополнения, другие варианты?

- Нам необходимо определиться с основными пунктами нашего помощника.

К доске Жамбалова А. пишет алгоритм наречия. Сущ. с предлогом пишет Богомякова А.

Алгоритм
Слово (наречие) Сочетание слов (сущ + предлог)
1. Не изменяется. 1. Склоняется.
2. Употреблено в переносном значении. 2. Употреблено в прямом значении.
3. Отвечает на вопросы: когда? как? где? 3. Отвечает на падежные вопросы.
4. Не может иметь зависимое слово. 4. Может иметь зависимое слово.
5. Наречие. 5. Существительное с предлогом.
6. Слитно или раздельно. 6. Раздельно.


Проговорить «Советы помощника»

Включение полученных знаний при выполнении практического задания.

- Попробуйте сформулировать задание, которое вы будете выполнять в паре. (Используя Советы помощника, напишите слова)


Слайд№11


Напевая песню, девочка выбежала мне (НА)ВСТРЕЧУ. (наречие)

Он отправился (НА)ВСТРЕЧУ с другом. (предлог с сущ)

Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (предлог)


Выступление учащихся в паре.


VII. Слайд№12.

Рефлексия. 

- Какая задача стояла перед нами?

- Удалось нам решить задачу?

- Какая форма работы помогла наиболее удачно решить задачу?

- Что получилось лучше всего на уроке?

- Какие трудности вы встретили?

- Как с ними справились?

- Как вы оцените свою работу на уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!