СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум русского языка в 8 классе "Виды односоставных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация позволит закрепить знания учащихся 8 класса по теме "Виды односоставных предложений"

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум русского языка в 8 классе "Виды односоставных предложений"»

  Тема урока    Практикум. Односоставные предложения.

Тема урока

Практикум. Односоставные предложения.

 Тип урока:  повторение и систематизация  изученного

Тип урока:

повторение и систематизация

изученного

   Цели урока (формулируется учащимися по опорным словам) осмысление …специфики односоставных предложений; усвоение … классификации односоставных предложений; отработка…умений находить односоставные предложения в тексте и определять их.

Цели урока (формулируется учащимися по опорным словам)

  • осмысление …специфики односоставных предложений;
  • усвоение … классификации односоставных предложений;
  • отработка…умений находить односоставные предложения в тексте и определять их.
 Проверка творческого  домашнего задания  Зачитайте рассказ на свободную тему, в котором используются разные типы односоставных предложений. Назовите типы односоставных предложений.  Темы: «На уроке физики» «Школьные праздники» «Поход в лес»

Проверка творческого домашнего задания

Зачитайте рассказ на свободную тему, в котором используются разные типы односоставных предложений. Назовите типы односоставных предложений.

Темы:

«На уроке физики»

«Школьные праздники»

«Поход в лес»

 Виды односоставных предложений Односоставные предложения Именные Глагольные Назывные Неопределенно- личные Определенно- личные Обобщенно-личные Безличные

Виды односоставных предложений

Односоставные предложения

Именные

Глагольные

Назывные

Неопределенно-

личные

Определенно-

личные

Обобщенно-личные

Безличные

  Восстановите алгоритм “Как определить тип односоставного предложения с главным членом сказуемым”  Самостоятельно проверьте, сверяясь с образцом в презентации урока.  Определите, какие цели нам удалось реализовать.  ? да в предложении два главных члена  нет  ? да главный член предложения подлежащее?  нет  ? да лицо мыслится определённо ( я, ты, мы, вы) ?  нет  ? да лицо мыслится неопределённо ( кто-то) ?  нет  ? да глагол в 3 лице ед.ч, наст и буд. врем. или ср.р. прош врем?  нет

Восстановите алгоритм “Как определить тип односоставного предложения с главным членом сказуемым” Самостоятельно проверьте, сверяясь с образцом в презентации урока. Определите, какие цели нам удалось реализовать.

? да в предложении два главных члена

нет

? да главный член предложения подлежащее?

нет

? да лицо мыслится определённо ( я, ты, мы, вы) ?

нет

? да лицо мыслится неопределённо ( кто-то) ?

нет

? да глагол в 3 лице ед.ч, наст и буд. врем. или ср.р. прош врем?

нет

 Ответ 1. нет 2. нет 3. да 4. да 5. да

Ответ

1. нет

2. нет

3. да

4. да

5. да

Прочитайте слова  М. В. Ломоносова:  «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит».

Прочитайте слова М. В. Ломоносова:

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит».

     Определенно-личные  предложения В определённо-личных предложениях главный член выражается  глаголами 1-го – 2-го лица ед. или мн. числа наст./буд. в ремени  или глаголами повелительного наклонения. 1. Люблю  грозу в начале мая .   (Ф.И. Тютчев) 2. Синие горы Кавказа, приветствую вас!  ( М.Ю.Лермонтов ) 3.  Гляжу на будущность с боязнью,  Гляжу на прошлое с тоской  И, как преступник перед казнью,  Ищу кругом души родной.  ( М.Ю.Лермонтов )

Определенно-личные

предложения

В определённо-личных предложениях главный член выражается глаголами 1-го – 2-го лица ед. или мн. числа наст./буд. в ремени или глаголами повелительного наклонения.

1. Люблю грозу в начале мая . (Ф.И. Тютчев)

2. Синие горы Кавказа, приветствую вас!

( М.Ю.Лермонтов )

3. Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной.

( М.Ю.Лермонтов )

 Прочитайте слова учёного  А. Пешковского: « Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».

Прочитайте слова учёного

А. Пешковского:

« Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное».

 В неопредёленно-личных предложениях главный член (сказуемое)выражается глаголом 3-го л. мн.ч. наст./буд. времени или глаголом мн. ч. прош. времени. На братских могилах не ставят  крестов,  И вдовы на них не рыдают.  2. Я не люблю,  Когда мне лезут в душу…  ( В.Высоцкий)  3 . Ведут ко мне коня.  4. Товарищ, верь: взойдёт она,  Звезда пленительного счастья,  Россия вспрянет ото сна,  И на обломках самовластья  Напишут наши имена.  ( А.Пушкин )  Неопределенно-личные  предложения

В неопредёленно-личных предложениях главный член (сказуемое)выражается глаголом 3-го л. мн.ч. наст./буд. времени или глаголом мн. ч. прош. времени.

  • На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

2. Я не люблю,

Когда мне лезут в душу…

( В.Высоцкий)

3 . Ведут ко мне коня.

4. Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

( А.Пушкин )

Неопределенно-личные

предложения

 Безличные предложения  Безличные предложения разнообразны как по способу выражения главного члена, так и по смыслу (содержанию).   Чем выражено сказуемое в безличном предложении Безличные предложения 1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся) 1.Думается в основном о конце  света.  Мне с детства очень повезло. 2.Личный глагол в безличном значении. 2. Каплет с черёмух. Завыло, запело вдали густо, пронзительно. 3. Инфинитив 3. Идти дальше некуда. Слов не понять. 4. Слово категории состояния на -о 4. За окном мутно. На душе было легко и грустно. 5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом 5.Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно. 6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом 6. Пора уж разводить костёр  и варить уху. 7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание. 7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка. 8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-. 8. В номере было накурено.

Безличные предложения Безличные предложения разнообразны как по способу выражения главного члена, так и по смыслу (содержанию).

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличные предложения

1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся)

1.Думается в основном о конце

света.

Мне с детства очень повезло.

2.Личный глагол в безличном значении.

2. Каплет с черёмух. Завыло, запело

вдали густо, пронзительно.

3. Инфинитив

3. Идти дальше некуда.

Слов не понять.

4. Слово категории состояния на -о

4. За окном мутно.

На душе было легко и грустно.

5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

5.Не часто приходится просыпаться

от тишины. О медведях, как о чертях,

можно рассказывать бесконечно.

6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом

6. Пора уж разводить костёр

и варить уху.

7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.

7. Нет сна, есть видимость его.

Не стало гармонии. В небе ни

одного облачка.

8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.

8. В номере было накурено.

 Безличные предложения 1. В саду пахло  ночным холодом. 2. Гремело сразу со всех сторон.  (К.Паустовский ) 3. Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны.  ( С.Есенин )

Безличные предложения

1. В саду пахло ночным холодом.

2. Гремело сразу со всех сторон.

(К.Паустовский )

3. Хорошо бродить среди покоя голубой и ласковой страны.

( С.Есенин )

 Самостоятельная работа  1. Прочитайте монолог магистра и определите тип односоставного предложения, который он представляет.    Монолог  1. Мое хобби – собирать сказуемые. Ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова-состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет.

Самостоятельная работа 1. Прочитайте монолог магистра и определите тип односоставного предложения, который он представляет.

Монолог

1. Мое хобби – собирать сказуемые. Ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова-состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет.

 Прочитайте диалог личных предложений и определите их тип.    Какая наглость считать себя лучше других! Мы, друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в отношении лица полная определённость. Никаких загадок. Это либо говорящий, либо собеседник, и всегда только кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю.

Прочитайте диалог личных предложений и определите их тип.

Какая наглость считать себя лучше других! Мы, друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в отношении лица полная определённость. Никаких загадок. Это либо говорящий, либо собеседник, и всегда только кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю.

 Безличные предложения  Найдите безличные предложения. Запишите номера ответов 1. Вечерело. 2. Вокруг была глухомань. 3. Хотелось выйти на воздух. 4. Весь этот заповедный край скрывала глухая ночь. 5. Лучше этого места нет. 6. Звезды одиноко горели над соснами. 7. Не спалось. 8. Ночь погасила цвета.

Безличные предложения

Найдите безличные предложения. Запишите номера ответов

1. Вечерело.

2. Вокруг была глухомань.

3. Хотелось выйти на воздух.

4. Весь этот заповедный край скрывала глухая ночь.

5. Лучше этого места нет.

6. Звезды одиноко горели над соснами.

7. Не спалось.

8. Ночь погасила цвета.

Найдите безличные предложения, в которых простое глагольное сказуемое выражено неопределенной формой глагола.    В саду не было запаха прелой травы. Звенеть росе в лугах! В ненастье и во время грозы клева не было. Грозы природе не избежать. Трудно было остаться дома в первый зимний день. Тебе не понять красоты этого сурового края. Начинало светать. Не осилить морозного чуда. В саду не было запаха прелой травы. Звенеть росе в лугах! В ненастье и во время грозы клева не было. Грозы природе не избежать. Трудно было остаться дома в первый зимний день. Тебе не понять красоты этого сурового края. Начинало светать. Не осилить морозного чуда.

Найдите безличные предложения, в которых простое глагольное сказуемое выражено неопределенной формой глагола.

В саду не было запаха прелой травы.

Звенеть росе в лугах!

В ненастье и во время грозы клева не было.

Грозы природе не избежать.

Трудно было остаться дома в первый зимний день.

Тебе не понять красоты этого сурового края.

Начинало светать.

Не осилить морозного чуда.

  • В саду не было запаха прелой травы. Звенеть росе в лугах! В ненастье и во время грозы клева не было. Грозы природе не избежать. Трудно было остаться дома в первый зимний день. Тебе не понять красоты этого сурового края. Начинало светать. Не осилить морозного чуда.
  Творческое задание для  работы в парах    При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения. Напишите мини-сочинение.  Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече.  (Выборочная проверка)

Творческое задание для работы в парах

При помощи согласованных и несогласованных определений распространите назывные предложения. Напишите мини-сочинение.

Вечер. Стадион. Матч. Команды готовы к встрече.

(Выборочная проверка)

 Итоговый тест ( задание на проверку типа односоставного предложения). Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип, отметив номера предложений:   определенно-личные – неопределенно-личные – обобщенно-личные – безличные – назывные  1. Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта.

Итоговый тест ( задание на проверку типа односоставного предложения). Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип, отметив номера предложений:

  • определенно-личные –
  • неопределенно-личные –
  • обобщенно-личные –
  • безличные –
  • назывные

1. Вдруг потемнело. 2. Нас отрезало от мира. 3. Все сосредоточилось в одном окне, в которое я смотрел. 4. Человек с флажком стоял на земле. 5. Потом отошел и, опять остановившись, взмахнул флажком. 6. Внезапно понимаю происходящее. 7. Шум мотора усиливается в неисчислимое количество раз. 8. Становится страшно. 9. Это движение по земле, когда самолет не летит, а едет, продолжается дольше, чем ты предполагаешь. 10. Момент отрыва ощутим. 11. Буквально чувствуешь, а не видишь полет. 12. Смотрю в окно. 13. Удовольствие, радость, торжество. 14. В окне я увидел движение ландшафта.

 Рефлексия   Закончите фразы: Я научилась (-ся)… Я запомнила (-ил)… Я рада (рад)… Мне хочется сказать… Теперь я …  ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ. На уроке было интересно; Было интересно, но не все; Скучно, тоскливо.

Рефлексия

Закончите фразы:

  • Я научилась (-ся)…
  • Я запомнила (-ил)…
  • Я рада (рад)…
  • Мне хочется сказать…
  • Теперь я …

ЭТАП ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

  • На уроке было интересно;
  • Было интересно, но не все;
  • Скучно, тоскливо.
 Домашнее задание  ( дифференцированное)    1. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «На уроке русского языка». Используйте о/п. Работая над сочинением, расскажите о своём самочувствии и настроении в начале и в конце урока русского языка. Порассуждайте, чем вызвано изменение настроения.  2. По картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» составьте сочинение-миниатюру, используя односоставные предложения. .

Домашнее задание ( дифференцированное)

1. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «На уроке русского языка». Используйте о/п. Работая над сочинением, расскажите о своём самочувствии и настроении в начале и в конце урока русского языка. Порассуждайте, чем вызвано изменение настроения.

2. По картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце» составьте сочинение-миниатюру, используя односоставные предложения.

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!