У рок «Путешествие в науку химию» ( 5-7 класс).
Урок-практикум.
Цель: заинтересовать учащихся 5-7 классов наукой химией, вызвать стремление познать и объяснять «удивительные» явления.
Оборудование: карбонат кальция, соляная кислота, вода, спирт, хлорид бария, серная кислота, натрий, фенолфталеин, лакмусовая бумажка, смесь поваренной соли и песка, дихромат аммония, известковая вода, стеклянная трубочка, .
Я пригласила вас сегодня в свой кабинет на урок удивительной науки – химии. Это очень серьезная и умная наука. Посмотрите вокруг: об этом говорят стенды, таблицы, исписанные пока непонятными для вас словами и формулами. Их не надо страшиться, потому что тому, кто познает основы химии, она дает возможность получать нужные для человека вещества.
Посмотрите, в этой колбе - газ. Из него можно получить многие полезные вещества: игрушки, бензин, лекарства.… А вот этого куска угля, который сжигает, чтобы получить тепло, можно изготовить лекарство, краски, ручки, ткани, пластмассы. А вот из нефти человек может получить буквально все: пищу, одежду, предметы быта.
Итак, ребята, химия – наука, умеющая творить чудеса. В этом определении химии, которое по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить, что химия – это наука. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом. И я вам их покажу.
Например, вам хочется газированной водички? Возьмем химический стакан с белыми камешками (карбонат кальция) и прильем прозрачной жидкости (раствор соляной кислоты). Пожалуйста, газированная вода готова. Но мы вас не угостим ею, так как пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено. ( Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой)
От удивления вы немного вспотели. Вам нужен платочек? Я могу дать вам волшебный несгораемый платок. Не верите, смотрите: поджигаем; горит, но не сгорает. Разве не волшебство?! ( Платочек смочен спиртом.)
Наверное, кто-то из вас любит молоко? Мы, химики, можем его получить из простой воды. (Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой.)
Кто-то из вас сейчас на перемене перекусил, например, съел печенье. Возьмем вместо печенья лакмусовую бумажку. Она меняет цвет в зависимости от того, с каким веществом соприкасается. Например, при соприкосновении со щелочами она синяя, а с кислотами – красная. Итак, сначала печенье попадает в рот. Кто покушал во время перемены. (Бумага смачивается слюной). Какого цвета стала индикаторная бумага? Значит, слюна имеет щелочную среду. Затем по пищеводу попадает в желудок. В пробирке у меня вещество, которое содержится в желудочном соке. Помещаем нашу бумажку в раствор. Она окрашивается в красный цвет. Значит, в желудочном соке содержится кислота. Она называется соляной.
А в заключении наших чудес получим много газированной воды с сиропом и с сюрпризом. (Демонстрация опыта). Возьмем воду, капнем в нее каплю бесцветного вещества (фенолфталеина) и бросим маленький твердый кусочек. Вот и сироп готов. ( Взаимодействие натрия с водой, в результате образуется щелочь, которая и окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет.) Вот такие чудеса может творить химия. Но чудеса – это для непосвященных людей. А в химии эти чудеса как называют? Конечно, химические превращения, или химические реакции. Кто же скажет, о чем наука химия? (О веществах и их превращениях). Правильно, молодцы!
Вам, конечно, очень хочется самими похимичить. Попробуем сотворить чудеса с хорошо знакомой вам солью. Это вещество очень нужно для людей и животных. А знаете ли, ребята, что у древних народов нередко бывали войны из-за соли, а некоторые народы Африки за соль платили золотом. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью.
В Китае, в 13 веке, как говорят путешественники, из соли изготовлялись монеты. И даже в 1927г. В Эфиопии, по свидетельству академика Николая Ивановича Вавилова, соль заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие. У всех народов соль символ гостеприимства, верности и радушия. Хлебом- солью встречают самых дорогих гостей. А вот просыпать соль означало, по древним поверьям, навлечь на себя гнев богов.
Каждый человек в год употребляет 3- 3,5 кг соли. Подсчитали, что все жители нашей планеты в год расходуют около 17 млн. тонн соли, которую можно разместить в поезде длиной примерно 5000 км.
Соль добывает человек со дна испарившихся соляных озер. Такими озерами на территории нашей страны являются озера Эльтон и Баскунчак. Они обладают большими запасами соли. Но это не значит, что ее не надо беречь и экономить.
Случилась беда. Соль смешалась с песком и глиной, а другой нет. Что же делать? В очистке нам поможет химическое оборудование. Возьмите стакан, высыпьте в него загрязненную соль. Стеклянной палочкой помешайте полученную смесь, пока соль не растворится. Когда соль растворится, перестаньте мешать. Возьмите в руки фильтр, вставьте в центр фильтра палец, смочите фильтр, вставьте в воронку и поставьте в пробирку. Налейте отстоявшуюся жидкость на фильтр при помощи стеклянной палочки.
Через фильтр проходит вода и становится очень прозрачной, на фильтре остаются частички песка и глины. Где соль? Конечно, соль в воде. Как же выделить ее из воды? Воду надо выпарить. Для этого берем спиртовку. Выливаем прозрачную жидкость в фарфоровую чашечку. Закрепляем на штативе и зажигаем спиртовку. Наблюдаем появление пара. Это испаряется вода. А на дне чашечки остается соль.
Вот и вы научились творить чудеса. Урок наш окончен. До новых встреч на уроках удивительной и умной науки химии.
Учитель химии: Трусова Н.М.