СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - практикум по теме: "Факторы, влияющие на скорость химической реакции" 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала на котором учащиеся экспериментально доказывают  влияние различных факторов на скорость химической реакции

Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание с ответами »

Домашнее задание

Задание №1. (2 балла)

Предложите способы ускорения разложения бытовых отходов, используя изученные вами факторы, влияющие на скорость химической реакции. Ответ обоснуйте.

  • Сортировка (разные вещества разлагаются с различной скоростью);

  • Сжечь (влияние температуры), выделяющуюся при этом тепловую энергию используют, например для подогрева воды.

- А какие именно отходы вы бы предложили сжечь, и что делать с остальными?

При горении некоторых веществ выделяются ядовитые газы, что вызывает дополнительные проблемы. Кроме того, потребность человечества в материалах так высока, что мы не можем "разбрасываться", просто сжигания их. Большинство отходов необходимо пускать во вторичную переработку, предприятия, которые этим занимаются, являются, как правило, достаточно прибыльными.

  • Измельчение (увеличение площади соприкосновения веществ).

Задание №2 (1 балл)

Проведите дома проблемный эксперимент

Купите в аптеке раствор перекиси водорода. Возьмите кусочек отварного картофеля и кусочек сырого. На каждый налейте немного перекиси водорода. Что наблюдаете? Почему? Попытайтесь объяснить наблюдаемые.


Задание №3. (2 балла)

Знание влияния различных факторов на скорость химической реакции широко применяется в промышленности. Например, первая стадия получения серной кислоты в промышленности - обжиг железного колчедана

4FeS2(ТВ)+ 11O2(г) = 2Fe2O3(ТВ) + 8SO2(г) ↑+Q

Предложите минимум 2 фактора, которые могли бы увеличить скорость химической реакции.

Задание №4 Экспесс-тест (5 баллов)

1) Зачем нам дома нужен холодильник? (С точки химика)?

2) Почему в лабораторных условиях для проведения реакции гидролиза сахарозы раствор нужно кипятить, а в пищеварительном тракте эта реакция идет при t 36,6 ͦ С и гораздо быстрее?

3) Почему скорость реакции горения веществ в кислороде больше, чем в воздухе? (В воздухе кислорода всего 21%, соответственно в чистом О2 вещество сгорает быстрее.)

4) На каком принципе основано тушение костра разбрасыванием горящих дров? (Скорость горения тем выше, чем больше V и меньше S поверхности сгораемого материала.)

5) Железо окисляется и на воздухе, и в кислороде. Почему оно горит в кислороде и не горит на воздухе? (Концентрация кислорода в воздухе ниже, чем в чистом кислороде, для окисления его хватает, а для горения- нет.)


Задание №5. (5 баллов)

Дайте характеристику реакции 2SO2 +O2 ↔2SO3 +Q:

а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакция соединения);

б) по тепловому эффекту (экзотермическая);

в) по изменению степеней окисления (окислительно-восстановительная);

г) по использованию катализатора (каталитическая);

д) по направлению (обратимая).



Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание. без ответов doc»

Домашнее задание

Задание №1. (2 балла)

Предложите способы ускорения разложения бытовых отходов, используя изученные вами факторы, влияющие на скорость химической реакции. Ответ обоснуйте.

Задание №2 (1 балл)

Проведите дома проблемный эксперимент

Купите в аптеке раствор перекиси водорода. Возьмите кусочек отварного картофеля и кусочек сырого. На каждый налейте немного перекиси водорода. Что наблюдаете? Почему? Попытайтесь объяснить наблюдаемые.


Задание №3. (2 балла)

Знание влияния различных факторов на скорость химической реакции широко применяется в промышленности. Например, первая стадия получения серной кислоты в промышленности - обжиг железного колчедана

4FeS2(ТВ)+ 11O2(г) = 2Fe2O3(ТВ) + 8SO2(г) ↑+Q

Предложите минимум 2 фактора, которые могли бы увеличить скорость данной химической реакции.

Задание №4 (5 баллов)

1) Зачем нам дома нужен холодильник? (С точки химика)?

2) Почему в лабораторных условиях для проведения реакции гидролиза сахарозы раствор нужно кипятить, а в пищеварительном тракте эта реакция идет при t 36,6 ͦ С и гораздо быстрее?

3) Почему скорость реакции горения веществ в кислороде больше, чем в воздухе?

4) На каком принципе основано тушение костра разбрасыванием горящих дров?

5) Железо окисляется и на воздухе, и в кислороде. Почему оно горит в кислороде и не горит на воздухе?


Задание №5. (5 баллов) V2O5

Дайте характеристику реакции 2SO2 +O2 ↔ 2SO3 +Q:

а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции

б) по тепловому эффекту

в) по изменению степеней окисления

г) по использованию катализатора

д) по направлению


Задание №6. (4 балла)

О темпах увеличения количества выбрасываемого в атмосферу в результате деятельности человека диоксида углерода можно судить по следующему факту: в 1900 году это количество (в пересчете на углерод) исчислялось 600 млн. т углерода в виде СО2, а в 2000 году – уже 6 млрд. т углерода! Какова средняя скорость выделения углекислого газа в год?

Назовите основные виды человеческой деятельности, влияющей на баланс поглощенного и выделившегося диоксида углерода. К каким последствиям приводит повышение концентрации этого газа в земной атмосфере?


Задание №7. (1-2 балла)

Как известно монооксид углерода (угарный газ) - является опасным загрязнителем атмосферы, также это яд, который образуется при неполном сгорании угля в печи. Он является одной из причин отравления человека:

C(Г) + CO2(Г) 2CO(Г) – 173 кДж

Предложите хотя бы 1 способ смещения равновесия данной реакции влево – к относительно безопасным продуктам.



Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА »

Урок – практикум в 9 классе по теме: «Факторы, влияющие на скорость химической реакции»



Цель: создать условия для исследования учащимися факторов, влияющих на скорость химической реакции, ситуацию для самостоятельного мышления учащихся.

Задачи:

обучающие:

- продолжить формирование понятия скорость химической реакции;

- углубить знания учащихся о факторах, влияющих на скорость химической реакции;

- рассмотреть влияние различных факторов на скорость химической реакции на основании теории столкновения частиц при химических реакциях;

Развивающие:

- развивать умения делать выводы о зависимости скорости химической реакции от различных факторов;

- развивать навыки экспериментальной и практической работы с веществами;

- развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников, раскрытии практического значения новых знаний в процессе проведения эксперимента;

воспитательные:

- формировать научное мышление учащихся в процессе установления причинно-следственных связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, применения знаний и умений в новых ситуациях;

- формировать научное мировоззрение школьников при усвоении мировоззренческой идеи курса: зависимости протекания химических реакций от природы реагентов, внешних условий и др.

Форма работы: индивидуальная, парная.

Методы работы: частично проблемно – поисковый, лабораторный опыт как метод экспериментального изучения химии.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактические карточки, карточки – бонусы,

Лабораторное оборудование: пробирки, штативы, спиртовка, вода, Fe, Zn, Mg, HCl 10% и 20%, H2O2, MnO2, CaCO3 (кус), CaCO3 (порошок),раствор H2SO4, CuO.


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

С понятием «скорость» вы хорошо уже знакомы, оно не раз встречалось вам при решении задач по математике или физике (слайд №2), а на прошлом уроке мы познакомились с понятием «скорость химической реакции», узнали как можно её вычислить, познакомились со значением скорости протекания химических реакций для жизни и деятельности человека

Есть реакции, которые протекают очень быстро, практически мгновенно и реакции, протекающие медленно. Опыт демонстрационный (образование осадка). А вот реакция ржавления проходит медленно и, если мы попытаемся заложить этот опыт, то нам придется ждать результатов несколько дней (слайд 3)

Давайте вспомним, что такое скорость химической реакции?

Далее один из учеников даёт определение и записывает на доске формулу для расчёта скорости химической реакции (слайд 4)

III. Мотивация познавательной деятельности (создание проблемной ситуации):

Вокруг нас и внутри нас постоянно происходят какие-то химические реакции: на кухне, в организме, в лаборатории, на производстве. Одни реакции мы хотели бы ускорить, другие замедлить, например, разложение отходов, огромное количество которых стало существенной проблемой для всего человечества (слайд 5). Как вы думаете, куда идет тот мусор, который мы выбрасываем? Далее развивается дискуссия, на которой обсуждаются вопросы:

- Насколько быстро разлагается, например, пищевые отходы?

- А бумага, древесина, текстиль, металлы?

Учащиеся делают вывод, что огромное количество мусора лежит годами. Задача человека - научиться управлять скоростью химических процессов в своих интересах.

- Как связана данная проблема с нашим уроком химии?

- Что нужно знать, чтобы уметь управлять скоростью химической реакции?

- Какие факторы влияют на скорость химической реакции?

- Как мы можем это проверить?

Исходя из данной проблемы, как вы сформулируете тему нашего урока? (Н-р, «Определить факторы, влияющие на скорость химической реакции») слайд 6.

-Сегодня, с помощью эксперимента, мы попытаемся узнать, как некоторые факторы могут повлиять на скорость химической реакции.

Экспериментальные исследования показали, что основные факторы, влияющие на скорость химических реакций, это:

  1. природа реагирующих веществ;

  2. концентрация реагирующих веществ;

  3. площадь поверхности соприкосновения реагентов;

  4. температура, при которой проводится реакция;

  5. присутствие в реакции катализатора.

Сейчас вам предстоит экспериментально доказать влияние этих факторов на с.х.р.

IV. Решение проблемы. Изучение нового материала

При выполнении химического эксперимента вы будите пользоваться инструктивными картами (путевой лист урока). В которые запишите свои наблюдения, уравнения химических реакций и выводы по результатам проведенных экспериментов. В конце урока вы сдадите мне их на проверку. Итак. Первый фактор, влияющий на скорость химической реакции это…

1. Природа реагирующих веществ

У каждого вещества свой характер, свой темперамент, своя скорость взаимодействия с другим веществом.

Обратимся к хорошо известной реакции металла с кислотой. Перед вами 3 пробирки c разными металлами: Mg , Zn, Fe. Прочтите в инструктивной карте, что вам необходимо сделать с предложенными металлами. ( Провести химическую реакцию между металлами и соляной кислотой) Учащиеся читают инструктивные карты. Выполняют самостоятельно эксперимент, записывают свои наблюдения и делают вывод по полученным результатам.

По скорости выделения пузырьков водорода убеждаются во влиянии природы вещества на скорость реакции. Записывается вывод: чем активнее металл, вступающий в реакцию, тем быстрее идет эта реакция (слайд 7, 8)

Вопрос учителя: как вы можете определить, какой из металлов более активен не проводя эксперимента? (Работа с рядом активности металлов)

2. Температура

В пробирку с оксидом меди (II) добавили раствор разбавленной серной кислоты. Что наблюдаете? Осторожно нагрейте смесь. Что изменилось? Почему? Какой вывод можно сделать на основании результата этого опыта? Вывод: При повышении температуры скорость большинства химических реакций существенно увеличивается (слайд 7, 8)

3. Площадь поверхности соприкосновения

В пробирку с кусочком мела и порошком мела добавьте немного раствора соляной кислоты. Одинаково ли протекают реакции? Почему? Сделайте вывод (слайд 11.12)

Вывод: Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции

4. Концентрация реагирующих веществ

Все вещества состоят из молекул, поэтому естественно предположить, что для того чтобы вступить в реакцию, две молекулы должны достаточно сблизиться.

Как вы думаете, когда более вероятно столкнуться с другими людьми в метро рано утром, вечером или в час пик? Так и в химической реакции, чем выше концентрация реагирующих веществ, тем чаще происходят столкновения молекул, тем быстрее будет протекать реакция. Давайте проверим это предположение экспериментально. Налейте в 2 пустые пробирки немного раствора соляной кислоты, содержимое одной пробирки разбавьте водой приблизительно в 2 раза. В каждую пробирку опустите по 1 грануле цинка. Что наблюдаете? Подтвердилось ли наше предположение? (Слайд 13,14).

5. Влияние катализатора

1) Налейте в пробирку немного раствора H2O2. Видны ли признаки реакции? Добавьте в пробирку небольшое количество оксида марганца (II). Что наблюдаете?

2) Положите в пробирку гранулу цинка и добавьте немного раствора соляной кислоты, что наблюдаете? Опустите в реакционный раствор медную проволоку. Изменился ли ход реакции? Что наблюдаете? Почему? Как вы думаете какую роль выполняют в этих реакциях оксида марганца (II) и медь? Сделайте выводы?

Вывод: Катализаторы – вещества, ускоряющие протекание химической реакции. Ингибиторы – вещества, замедляющие протекание химической реакции.

Как называются вещества, выступающие в качестве катализаторов в живых организмах? (Слайд 15,16)

V. Оформление полученных результатов

Самостоятельная работа учащихся.

VI. Закрепление и обобщение новых знаний

Вернёмся к вопросу утилизации отходов. Предложите способы ускорения разложения бытовых отходов:

• сортировка (разные вещества разлагаются с различной скоростью);

• сжигание (влияние температуры), выделяющуюся при этом тепловую энергию используют, например, для подогрева воды.

-Могут ли пригодиться знания о скорости химической реакции в быту?

(Например, использование эффективных стиральных порошков, содержащих энзимы (ферменты).

Объясните, почему при использовании таких порошков белье замачивают на несколько часов в теплом мыльном растворе, но, ни в коем случае не кипятят в нем?

(При температуре 50-600 ферменты разрушатся («сварятся»), а пятна останутся).

-Почему продукты хранят в холодильнике?

- Для консервирования продуктов используют вещества консерванты. Какое другое название можно дать этим веществам?


VII. Рефлексия

Заполнение карты самооценки (см. путевой лист урока)

VIII. Домашнее задание (дифференцированное), подведение итогов урока

Просмотр содержимого документа
«ПАМЯТКА»

ПАМЯТКА

Принцип действия различных факторов на скорость химической реакции




Природа реагирующих веществ



Особенности электронного строения атомов, прочность химических связей.






Концентрация реагирующих веществ



Число столкновений частиц в одном случае больше, чем в другом во столько раз, во сколько выше концентрация вещества





Температура


При повышении температуры число активных молекул возрастает в геометрической прогрессии, так как нагревание сообщает частицам необходимую энергию активации. Голландский ученый, Вант – Гофф, вывел правило зависимости с.х.р. от температуры: с ростом температуры на каждые 10°С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза.




Катализатор



Понижение энергии активации основной реакции за счёт образования промежуточных продуктов. Катализатор не входит в состав конечного продукта реакции (т.е. не расходуется)



Площадь поверхности соприкосновения реагирующих веществ





Чем больше поверхность соприкосновения, тем больше число активных столкновений, а, значит, скорость реакции.





Просмотр содержимого документа
«Путевой лист урока»

Путевой лист урока-практикума Ф.И. класс_________________________

Цель урока: выяснить, какие……___________________________________________________________________________________________________

Приборы и реактивы: металлы – Mg, Zn, Fe, Cu, оксид меди (II), карбонат кальция (CaCO3), растворы соляной (HCl) и серной кислот (H2SO4), раствор перекиси водорода (H 2O2), порошок оксида марганца (IV)

Фактор

Ход работы

Наблюдения


Выводы

1.Природа реагирующих веществ


В пробирки с металлами добавили немного раствора соляной кислоты. Что вы наблюдаете? В какой пробирке выделение газа идет интенсивнее? Как вы думаете, почему?



Уравнения реакций в молекулярном виде

Mg + HCl =


Zn + HCl =


Fe + HCl =


2. Температура

В пробирку с оксидом меди (II) добавили раствор разбавленной серной кислоты. Что наблюдаете? Осторожно нагрейте смесь. Что изменилось?




Уравнение реакции


CuO + H2SO4 =

3. Площадь поверхности соприкосновения

Ход работы

Наблюдения


Выводы

В пробирку с кусочком мела и порошком мела добавьте немного раствора соляной кислоты. Одинаково ли протекают реакции?





Уравнение реакции (записать в молекулярном и ионном видах)


CaCO3 + HCl =




4. Концентрация

Налейте в 2 пустые пробирки немного раствора соляной кислоты, содержимое одной пробирки разбавьте водой приблизительно в 2 раза. В каждую пробирку опустите по 1 грануле цинка



5. Катализатор

1) Налейте в пробирку немного раствора H2O2. Видны ли признаки реакции? Добавьте в пробирку небольшое количество оксида марганца (II). Что наблюдаете?

2) Положите в пробирку гранулу цинка и добавьте немного раствора соляной кислоты, что наблюдаете? Опустите в реакционный раствор медную проволоку. Изменился ли ход реакции?



Уравнение реакции в молекулярном виде

MnO2

H2O2

Cu

Zn + HCl



Лист самооценки

хорошо

Нужно немного подучить

Тема для меня слишком сложна, требует серьезной доработки

1. Я знаю, что такое скорость химической реакции




2. Я могу назвать факторы, влияющие на скорость химической реакции




3. Я могу объяснить, как действует каждый фактор




4. Я научился проводить исследование каждого фактора на практике, соблюдая ТБ




5. Я умею правильно писать уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном видах




6. Я смогу применить полученные знания в повседневной жизни






Просмотр содержимого презентации
«Факторы, влияющик на схр »

УРОК-ПРАКТИКУМ Факторы, влияющие на скорость химической реакции 9 класс

УРОК-ПРАКТИКУМ

Факторы, влияющие на скорость химической реакции 9 класс

160 км/час 125 км/час 24 км/час 5 м 40см/час До 65 км/час

160 км/час

125 км/час

24 км/час

5 м 40см/час

До 65 км/час

Медленно протекающие реакции Быстро протекающие реакции

Медленно протекающие реакции

Быстро протекающие

реакции

Скорость   химической   реакции  — изменение количества вещества одного из реагирующих веществ за единицу времени в единице реакционного пространства.

Скорость   химической   реакции  — изменение количества вещества одного из реагирующих веществ за единицу времени в единице реакционного пространства.

До 3 месяцев Около 30 дней

До 3 месяцев

Около 30 дней

Тема урока. Факторы, влияющие на скорость химической реакции основные факторы, влияющие на скорость химических реакций, это : природа реагирующих веществ; концентрация реагирующих веществ; площадь поверхности соприкосновения реагентов; температура, при которой проводится реакция; присутствие в реакции катализатора. Девиз урока:«Практика есть основа познания и критерий истины»

Тема урока. Факторы, влияющие на скорость химической реакции

основные факторы, влияющие на скорость химических реакций, это :

  • природа реагирующих веществ;
  • концентрация реагирующих веществ;
  • площадь поверхности соприкосновения реагентов;
  • температура, при которой проводится реакция;
  • присутствие в реакции катализатора.

Девиз урока:«Практика есть основа познания и критерий истины»

Мой университет -www.moi-mummi.ru Ме + HCl разб   МеCl x + H 2 Природа реагирующих веществ Чем активнее вещество, вступающее в реакцию, тем быстрее идет эта реакция Mg Zn Fe

Мой университет -www.moi-mummi.ru

Ме + HCl разб МеCl x + H 2

Природа реагирующих веществ

Чем активнее вещество, вступающее в реакцию, тем быстрее идет эта реакция

Mg

Zn

Fe

Природа реагирующих веществ  Факторы, влияющие на с.х.р.

Природа

реагирующих

веществ

Факторы, влияющие на с.х.р.

Мой университет -www.moi-mummi.ru Температура реагирующих веществ При повышении температуры скорость большинства химических реакций существенно увеличивается Время протекания реакции. Т=20 о С Т=50 о С t t 30 с 5 с

Мой университет -www.moi-mummi.ru

Температура реагирующих веществ

При повышении температуры скорость большинства химических реакций существенно увеличивается

Время протекания реакции.

Т=20 о С

Т=50 о С

t

t

30 с

5 с

Природа реагирующих веществ  Температура  Факторы, влияющие на с.х.р.

Природа

реагирующих

веществ

Температура

Факторы, влияющие на с.х.р.

Мой университет -www.moi-mummi.ru  Поверхность соприкосновения реагирующих веществ (для твердых) Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции

Мой университет -www.moi-mummi.ru

Поверхность соприкосновения реагирующих веществ (для твердых)

Чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем выше скорость химической реакции

Природа реагирующих веществ  Температура  Факторы, влияющие на с.х.р. Площадь поверхности соприкосновения

Природа

реагирующих

веществ

Температура

Факторы, влияющие на с.х.р.

Площадь

поверхности

соприкосновения

Мой университет -www.moi-mummi.ru Концентрация реагирующих веществ При повышении концентрации скорость большинства химических реакций существенно увеличивается

Мой университет -www.moi-mummi.ru

Концентрация реагирующих веществ

При повышении концентрации скорость большинства химических реакций существенно увеличивается

Природа реагирующих веществ  Температура  Факторы, влияющие на с.х.р. Площадь поверхности соприкосновения концентрация

Природа

реагирующих

веществ

Температура

Факторы, влияющие на с.х.р.

Площадь

поверхности

соприкосновения

концентрация

Мой университет -www.moi-mummi.ru Влияние катализаторов и ингибиторов Катализаторы – вещества, ускоряющие протекание химической реакции, но сами при этом не расходующиеся. Ингибиторы – вещества, замедляющие протекание химической реакции, но сами при этом не расходующиеся. Катализатор ингибитор

Мой университет -www.moi-mummi.ru

Влияние катализаторов и ингибиторов

Катализаторы – вещества, ускоряющие протекание химической реакции, но сами при этом не расходующиеся.

Ингибиторы – вещества, замедляющие протекание химической реакции, но сами при этом не расходующиеся.

Катализатор

ингибитор

Природа реагирующих веществ  Катализатор, ингибитор Температура  Факторы, влияющие на с.х.р. Площадь поверхности соприкосновения концентрация

Природа

реагирующих

веществ

Катализатор,

ингибитор

Температура

Факторы, влияющие на с.х.р.

Площадь

поверхности

соприкосновения

концентрация


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!