СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум по подготовке к огэ по русскому языку в 9 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по подготовке к огэ по русскому языку в 9 классе.»



УРОК-ПРАКТИКУМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ

(ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ)




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При подготовке девятиклассников к ОГЭ по русскому языку учителя ещё испытывают трудности и нуждаются в определённой методической помощи. Методическая разработка данного урока является примером того, как в рамках учебного занятия можно повторить, закрепить знания и отработать навыки, которые необходимы для успешного выполнения заданий 3, 13, 14, 15.3 экзаменационной работы ОГЭ по русскому языку.

Всё, сказанное выше, указывает на актуальность данного методического материала.

Данная методическая разработка урока-практикума была апробирована: открытый урок-практикум был дан в рамках школьного мероприятия «Грани мастерства» по теме «Системно - деятельностный подход».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая,

Цель урока: отработка умения выполнять задания 3,13,14,15.3 ОГЭ по русскому языку; расширение представлений о возможных тематических направлениях, предлагаемых в текстах для анализа и написания сочинения-рассуждения на ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

повторить и закрепить знания орфоэпических норм языка; повторить и закрепить знания о выразительных средствах языка и их значении, отработать умение различать средства художественной выразительности и находить в предложенном языковом материале (задание 3 ОГЭ); отработать навык синтаксического анализа сложного предложения с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью (задания 13,14 ОГЭ); отрабатывать практические умения по текстоведению (способность точно воспринимать содержание прочитанного текста, его проблемы, определять основную мысль, позицию автора (задание 15.3 ОГЭ); опознавать языковые средства, разнообразные синтаксические конструкции);

развивать умение сотрудничать; развивать умение владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи, умение оценивать выразительную сторону речи; развивать мышление;

воспитывать культуру речи; воспитывать культуру общения, взаимопонимание; воспитывать внимательное отношение к выбору будущей профессии как жизненному пути

Планируемый результат: уметь выполнять задания 3, 13, 14, 15.3 ОГЭ: владеть языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, проверяемых во время ОГЭ по

русскому языку; понимать важность правильного выбора профессии как залога счастливой жизни человека.

Оборудование : ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с заданиями и текстами).



ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1.Проверка готовности к уроку.

2.Импульс (дать положительный настрой на урок).

3.Мотивация (знакомство с эпиграфом).

Для жизни, а не для школы учимся мы.

Сенека

(римский философ, поэт,

государственный деятель)

Вопрос: Объясните, как вы понимаете данное высказывание?

Согласны ли вы с ним (применительно к предмету «Русский язык»)? Почему?

(Предполагаю, что ученики ответят, что с высказыванием трудно не согласиться, потому что всё, чему учатся они в школе, так или иначе пригодится им в жизни)

4.Сообщение цели урока.

Сегодня наш урок-это практикум по подготовке к ОГЭ, то есть вся работа будет направлена на то, чтобы в скором времени вы смогли успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку. Формат нашего урока предполагает, что большей частью нам придётся работать устно.

II. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Найдите и исправьте орфоэпические ошибки. Прочтите слова, соблюдая орфоэпические нормы.


красивее

средства

каталог

звонишь

банты

квартал

обеспечение



жалюзи

ходатайство

мастерски

углубленный

шарфы

торты

Ответ: 1,3,4,8

Вопрос: Кроме того, что данные знания вам обязательно необходимы для сдачи ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (а большинство из вас идут учиться в 10 класс), как ещё в жизни может помочь вам соблюдение орфоэпических норм?

III. ПРАКТИЧЕСКОЕ ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

(подготовка к выполнению заданий 2; 3; 13; 14; 15.3)

Моделирование сочинения

Напомните модель сочинения – рассуждения задания 15.3

Тезис + комментарий



Аргумент из текста

+

Аргумент из жизненного опыта





Вывод

- О каких понятиях чаще всего вас просят порассуждать в задании 15.3?

(Совесть, долг, героизм, нравственность, дисциплина, дружба, семья, Родина и т.д.)

А сегодня мы с вами немного поговорим о таком понятии, как счастье.

Работа в группах (группы по 4 человека).

Задание

Продолжите следующую фразу: «Счастье для человека – это…».

В течение 30 секунд составьте предложение. Постарайтесь ответить коротко и искренне.

-После того как все написали предложение, в группе по очереди озвучьте свой вариант (возможно, ваши ответы совпадут), выкладывая листочек с записанным предложением на середину стола. Затем обсудите в группе получившиеся ответы и сформулируйте предложение, которое вы представите в качестве ответа от группы. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

(Представитель каждой группы зачитывает получившееся предложение).

- Безусловно, представление о счастье у всех людей разное, своё (один человек счастлив, потому что любим, а другой счастлив, потому что у него машина представительского класса). Но всё-таки есть какие-то основные моменты, которые, пожалуй, назовёт почти каждый человек, которого спросят о счастье.

На слайде:

Любовь – это счастье.

Понимание окружающих – это счастье.

Иметь надёжного друга – это счастье.

Жить под мирным небом– это счастье.

Благополучие – это счастье.

Быть здоровым – это счастье.

Богатство – это счастье.

Исполнение заветной мечты - это счастье.

2. Чтение текста (в тексте можно делать пометки карандашом)

Давайте посмотрим, увеличится ли этот список после того, как вы познакомитесь с текстом, предложенным для анализа.

(1)Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. (2)Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню.(3) Найти свое призвание, утвердиться в нем - это источник счастья.

(4 )Есть у Марка Твена интересный рассказ. (5) В нем говорится, что на "том" свете живут люди такой же трудовой жизнью, как и на грешной земле, но только каждый занимается делом по своему призванию. (6)Безвестный на земле сапожник становится после смерти знаменитым полководцем, бездарный при жизни, но обладающий каллиграфическим почерком генерал - писарем. (7) А человек, случайно попавший в педагоги, всю жизнь мучивший и себя, и учеников, оказывается прекрасным бухгалтером.

(8)Я не один раз перечитывал этот замечательный рассказ. (9)Хорошо было бы добиться такого положения уже на "этом" свете. (10)Но, к сожалению, очень часто бывает совершенно по-другому. (11)Я знаю много никудышних специалистов: агрономов, учителей, инженеров, артистов. (12)Они, как говорится, маются всю жизнь, равнодушны к своему делу, отбывают день до вечера. (13) Самое прискорбное то, что эти люди не знают радости труда, трудовой одухотворенности, одержимости.

(14) В чем же высшее наслаждение (счастье) в жизни? (15) По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. (16) Надо, чтобы в каждом человеке разгорелась его «искра». (17) Вот тогда и получится настоящий человек.

(По В.А.Сухомлинскому)



3.Возврат к слайду. Ответы на вопросы

- Изменилось ли или расширилось ваше представление о счастье после прочтения текста В.А.Сухомлинского?

Слайд: Любовь – это счастье.

Понимание окружающих – это счастье.

Иметь надёжного друга – это счастье.

Жить под мирным небом– это счастье.

Благополучие – это счастье.

Быть здоровым – это счастье.

Богатство – это счастье.

Исполнение заветной мечты - это счастье.

+ результат прочтения и осмысления текста

Найти своё призвание – это счастье.

-Объясните, что такое, по-вашему, призвание(Склонность к тому или иному делу, профессии; жизненное дело, назначение; совпадение способностей и интересов)

- Согласны ли вы с В.А.Сухомлинским, что найти своё призвание – это счастье?

-Действительно ли важно найти своё призвание в жизни? Это актуально для вас?

-Сформулируйте тезис.

-Найдите предложения в тексте, которые можно использовать в качестве аргумента.

-Подумайте и обсудите в группе, какие примеры-аргументы вы можете привести из жизненного опыта. (Если возникают трудности, можно дать подсказку: Шеронов Г.А., Егорова О.Н., Выжленкова О.В.)

5. РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ 13, 14 ОГЭ.

1.)Работа по карточкам в парах с взаимопроверкой.

Прочитайте предложения вслух, их содержание имеет прямое отношение к нашему разговору и к вам лично, так как вы стоите на пороге важного шага – выбора будущей профессии.

1 вариант:

[Профессия может осчастливить того], (кто имеет к ней призвание), но [она обрекает на гибель того], (кто принялся за неё поспешно, необдуманно, поддавшись моменту). (Карл Маркс)

(Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью; придаточные изъяснительные)

2вариант

[Cамая важная задача для молодого человека состоит в том], (чтобы составить себе понятие о счастье) и (чтобы отыскать свою дорогу).

(Сложное предложение с подчинительной связью с однородным подчинением придаточных изъяснительных)

На карточках у каждого ученика даны предложения. Нужно, не используя карандаш, построить схему и указать тип предложения. После чего партнёры обмениваются карточками с целью взаимопроверки, подписывают работу, исправляют ошибки и дополняют исключительно карандашом. Работы сдаются на проверку, оценка складывается из двух: за схему и определение типа предложения и за проверку работы.

2.)Задание «Расскажи о предложении по схеме»

[ , (в которую… ), ] , и [ ] , (с кем… ) и (кому… ).

[ ], (который… ), (где … ), (что…)

(Если…), […], (чтобы …)

[ …]: [ …], а [ …], (которого…)

3. Работа с текстом

Найдите предложение среди предложений 4-7 сложное с подчинительной и сочинительной связью. (Ответ: 5)

6.ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 3

1.)Вопросы:

- С какой целью используются ИВС?

- О каких средствах выразительности чаще всего идёт речь в задании 3?

(Эпитет, метафора, фразеологизм, сравнение, олицетворение)

2.)Индивидуальная работа с текстом. Найдите метафору в первом и последнем абзацах.

3.)Цифровой распределительный диктант.

1- эпитет

2-обычное определение

железная воля

стальной характер

чистый лист

железный сундук

стальная труба

хрустальный воздух

золотые руки

ужасная жара

горькая правда

Код: 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 1,1

4.)Групповая работа по классификации ИВС.

Каждая группа получает комплект карточек с примерами различных ИВС . Из предложенных примеров ИВС нужно отобрать только те, которые указаны в задании. При ответе нужно обязательно дать определение ИВС

Задания для групп:

1 группа - найти примеры олицетворения

2группа - найти примеры метафор

3группа – найти примеры сравнений

4группа – найти примеры фразеологизмов

Олицетворение

Когда, бушуя в чёрной мгле, играло море с берегами.



Отговорила роща золотая.



Сыпет черёмуха снегом.



О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно?



Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.



На улице в шагах в пяти,

Стоит, стыдясь, зима у входа

И не решается войти.



Тихо шепчет осенний дождь.

Метафора

Горит костёр рябины красной.



Одевался морозный мир синим шёлком.



Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья

Я родилась.



Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Сравнение

И стройных жниц короткие подолы, 
Как флаги в праздник, по ветру летят.



Капельки росы блестят, как бриллианты.



Снежная пыль, как столб, стоит в воздухе.



Её уста, как роза рдеют.



Фразеологизм

Он целый день баклуши бьёт.



Он долго водил нас за нос, пока мы не поняли, в чём дело.



Поговорили мы с глазу на глаз.

IV. Рефлексия

Я доволен (довольна) своей работой

Я не совсем доволен (довольна) своей работой

Я смог (смогла) справиться…

Мне было трудно…

Мне необходимо поработать над…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!