СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачёва в новом формате (задание 27 ЕГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока для учителя: подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на основе содержательного анализа исходного текста, формирование практических умений анализа текста. Цель для учащихся: привести в систему знания о тексте и его особенностях, развивать практические умения анализа текста, учиться создавать свой текст.  

Просмотр содержимого документа
«Урок – практикум по написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачёва в новом формате (задание 27 ЕГЭ)»

Из Банка аргументов Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном» (1-46 письма)

 

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

 

№ ПИСЬМА/ПРОБЛЕМА

СОДЕРЖАНИЕ (АРГУМЕНТ)

№1 «Большое в малом»/ Проблема смысла жизни, жизненной цели

Если у человека есть цель, то она должна проявляться во всем, даже в самом малом, незначительном. Поговорка «цель оправдывает средства», по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, безнравственна и даже губительна. Автор призывает быть целеустремленным.

№2 «Молодость – вся жизнь»/ Проблема дружбы

Настоящие друзья приобретаются в молодости. Молодость – время сближения. Об этом нужно помнить и дорожить друзьями, ведь дружба очень помогает и в горе и в радости. Дмитрий Сергеевич Лихачев призывает беречь молодость и друзей до самой старости.

№3 «Самое большое»/ Проблема доброты, счастья

В чем самая большая цель в жизни? Увеличивать добро. А добро – это счастье. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человекам задачу, которую необходимо решить. Цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким.

№3 «Самое большое»/ Проблема патриотизма, национализма

Нужно быть патриотом, а не националистом. Не стоит ненавидеть каждую семью, потому что любишь свою. Не стоит ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом есть большая разница. Патриотизм – это любовь к своей стране, а национализм – это ненависть ко всем другим.

№3 «Самое большое»/ Проблема мудрости, хитрости

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость постепенно чахнет и оборачивается против самого хитреца. Потому что хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает. Мудрость приносит добро, прочное счастье и спокойную совесть.

№3 «Самое большое»/ Проблема верности

Верность – важное качество человека. Каждому из нас должна быть присуща верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек: верность молодости, родным, семье, друзьям, стране, народу. Верность себе есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.    

№4 «Самая большая ценность - жизнь»/ Проблема отношения людей друг к другу

К людям нужно быть открытым, терпимым, искать в них лучшее. Умение находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

№4 «Самая большая ценность - жизнь»/ Что такое жизнь?

Жизнь – это дыхание. Нужно избавиться от всего, что стесняет движение мысли, что давит душу. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая все заботы. Самая большая ценность в мире – жизнь. Жизнь бесконечно глубока.

№5 «В чем смысл жизни?»/ Проблема смысла жизни, ценности жизни, цели жизни

Самая большая ценность в мире – жизнь. Каждая жизнь важна: чужая, своя, животных и растений. Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть. Иначе не будет жизни.

№5 «В чем смысл жизни?»/ Проблема достоинства

Жизнь нужно прожить с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от некоторых удовольствий, уметь извиняться, признавать свои ошибки.

№5 «В чем смысл жизни?»/ Нужно ли творить добро?

Жизнь – это творчество, но это не значит, что каждый человек должен быть художником или ученым. Нужно творить добро вокруг себя. Жизненная задача должна диктоваться добротой. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп. Автор считает, что счастья достигает тот, кто старается других сделать счастливыми.

№5 «В чем смысл жизни?»/ Проблема уважения к природе

Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала. Дмитрий Сергеевич считает, что нужно ее уважать и прожить жизнь так, чтобы природа, которая нас же и создала. Не была обижена.

№6 «Цель и самооценка»/ Проблема цели , самооценки

Когда человек выбирает жизненную цель, он оценивает себя. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он оценивает себя на уровне этих благ. Если человек живет ради людей, то он оценивает себя на уровне человечества. Он ставит себе цель, достойную человека. Автор считает, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку жить с достоинством и получать от жизни радость.

№7 «Что объединяет людей?»/ Нужно ли заботиться о других?

Забота скрепляет отношения между людьми. С самого рождения человек окружен заботой. За заботу о себе дети платят заботой о родителях. Эта забота перерастает в память об ушедших родителях. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена на будущее. Незаботливый человек или беззаботный – человек недобрый и не любящий никого.

№7 «Что объединяет людей?»/ Проблема сострадания

Нравственности свойственно чувство сострадания.  В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром. Сострадание заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, за уважение памяти. Дмитрий Сергеевич считает, что забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

№8 «Быть веселым, но не быть смешным»/Проблема поведения. Каким должно быть поведение? Как следует себя вести?

В поведении нужно бояться быть смешным, а стараться быть скромным. Он призывает уважать людей, которые нас окружают. Не стоит бояться своих недостатков. Нужно быть правдивым, а не смешным простота в человеке, правдивость, отсутствие претензий – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится его самым элегантным «содержанием».

№9 «Когда следует обижаться?»/ проблема обидчивости

Автор считает, что чрезмерная обидчивость – признак недостатка ума. Он призывает нас быть умными. Обижаться нужно лишь тогда, когда нас действительно обижают. Не стоит обижаться на невнимательность. Старайтесь сами никого не обижать.

№10 «Честь истинная и ложная»/ Проблема чести и совести

Между честью и совестью есть одно различие. Совесть всегда исходит из глубины души, она не бывает ложной. А представления о чести бывают ложными, и эти ложные представления наносят ущерб обществу. Это так называемая «честь мундира». Честь истинная - всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне человеческой души.


№ ПИСЬМА/ПРОБЛЕМА

СОДЕРЖАНИЕ (АРГУМЕНТ)

№11 «Про карьеризм»/ Проблема карьеризма. Что такое карьеризм?

Человек всегда устремлен в будущее. После учебы наступает время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек видит цель в устройстве себя в выгодном положении.  По мнению Лихачева, это и есть карьеризм

№12 «Человек должен быть интеллигентен»/ Проблема интеллигентности. Должен ли человек быть интеллигентным?

 Человек должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.

№13 «О воспитанности»/ Проблема воспитанности. Кто такой воспитанный человек?

Получить хорошее образование можно и у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. По мнению Лихачева, воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению.

№14 «О дурных и хороших влияниях»/ Проблема дурного и положительного влияния

Сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка становятся взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Влияния бывают хорошие и плохие. Дмитрий Сергеевич призывает помнить об этом. Плохих влияний следует опасаться. Человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь.

№15 «Про зависть»/ Проблема зависти

Зависть – ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Чтобы избавиться от этого чувства, нужно развивать свои способности, склонности, свою неповторимость в этом мире, быть самим собой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете - значит не нашли себя.

№16 «О жадности»/ Проблема жадности

Жадность – это забвение собственного достоинства, попытка поставить свои материальные интересы выше себя. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.

№17 «Уметь спорить с достоинством»/ Проблема умения вести спор

В жизни часто приходится спорить, возражать, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, отстаивает свои убеждения. В споре обнаруживается интеллигентность, логическое мышление, вежливость, умение уважать людей и самоуважение. Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать, это пустой человек и спор пустой.

№18 «Искусство ошибаться»/ Проблема ошибок в жизни человека

Нужен опыт, чтобы после  совершенной ошибки как можно скорее и легче включиться в работу, продолжить ее. Надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Окружающим следует поддерживать того, кто признал свои ошибки.

№19 «Как говорить?»/ Проблема отношения к языку

 Язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру,  к самому себе. Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, потому что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, способности не поддаваться влияниям среды.

№20 «Как выступать?»/ Что такое ораторское искусство?

Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям – заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.  Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие

№21 «Как писать?»/ Нужно ли уметь писать?

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить. Его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.  Следует бояться пустого красноречия.

№22 «Любите читать»/ Проблема чтения, любви к книге, литературе

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Основной способ интеллектуального развития – чтение. Нужно развивать в себе интерес к чтению. Интерес может быть результатом самовоспитания. Нужно читать осознанно. Литература дает нам опыт жизни, делая человека интеллигентным, развивая в нем чувство красоты, понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрее.

№23 «О личных библиотеках»/ Проблема роли книги в жизни человека

Не бросайтесь на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Если человек покупает книги только для престижа, то напрасно это делает. В первой же беседе он выдаст себя. Станет ясно, что сам он книг не читал, а если и читал, то не понял. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

№24 «Будем счастливыми»/ Проблема бездуховности

Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить. Бездуховность – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

№24 «Будем счастливыми»/ Проблема счастья

Быть счастливым – значит иметь привязанности, любить глубоко и серьезно, уметь жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве мелких, низменных наслаждений.

№24 «Будем счастливы»/ Что такое духовная культура?

Все, что сделано с душой, идет от души, нужно для души, - это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к изучению, к товарищам и знакомым, к искусству нет этой «духовной культуры».

№26 «Будем учиться»/ Проблема нравственной ответственности за научные достижения

На человеке лежит тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

№26 «Учитесь учиться»/ Проблема учения

Учение – все, что нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда. Все крупные ученые учились до конца жизни. Перестанешь учиться – не сможешь жить. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учебы – молодость. Именно в этом возрасте ум человека более восприимчив. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков.

№27 «Четвертое измерение»/ Проблема исторической памяти

Человек рождается и оставляет о себе память. Какую он оставит о себе память? Об этом нужно заботиться не с определенного возраста, а с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он оставит. Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Нужно знать  историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. И нужно защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой, одухотворенной.

№28 «Быть вместе»/ Проблема замены книги телевизором

Почему телевизор частично вытесняет книгу? Да потому, что телевизор заставляет нас не торопясь смотреть какую-нибудь передачу, сесть поудобнее, отвлекает нас от забот. Нужно выбирать книги по своему вкусу, отвлекаться на время от забот, понимать, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

№ ПИСЬМА/ПРОБЛЕМА

СОДЕРЖАНИЕ (АРГУМЕНТ)

№29 «Путешествуйте!»/ Для чего нужно путешествовать?

Одно из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам. Любой город,  страна, место, к поездке в которые мы не подготовились, неинтересны и скучны. И наоборот, если, по мнению Лихачева, мы знаем историю места, оно становится в десять раз интереснее. Путешествия многое нам открывают, о многом заставляют думать, мечтать

№30 «Нравственные вершины и отношение к ним»/ Проблема русского национального характера

По мнению академика, основные черты русского характера – это доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства, благожелательность

№30 «Нравственные вершины и отношение к ним»/ Проблема толерантности

О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу – самая верная позиция.  Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации

№31 «Круг нравственной оседлости»/ Проблема ценности жизни

Жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек

№32 «Понимать искусство»/ Проблема отношения к искусству

Искусство играет очень важную роль в жизни человека. Наделенный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, счастливее. А самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Искусство заставляет человека с большим вниманием и пониманием относиться к чужой беде, к чужой радости. Искусство человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку. Пониманию искусства следует учиться у самого себя – у своей искренности

№32 «Понимать искусство»/ Проблема зла

Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с чувством зависти, недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, со злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя злобой

№34 «О русской природе»/ Проблема взаимоотношений человека и природы

У природы есть своя культура. Культура социальна. Социальность ее в том, что оно может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если он в свою очередь бережет ее. Не хранить родную природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа. Чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком

№37 «Ансамбли памятников искусства»/ Проблема сохранения городов, истории

Академик считает одна из важных задач наших градостроителей  - сохранить разнообразие наших городов и сел, их историческую память и своеобразие. Вся страна - грандиозный культурный ансамбль

№38 «Сады и парки»/ Проблема взаимоотношений человека и природы

Сады и парки должны быть сохранены. Они одинаково важны и в городе, и за пределами города. Сад – идеальная культура, в которой облагороженная культура идеально слита с добротой человека. Не случайно Достоевский мечтал превратить самые злачные места Петербурга в сады

№41 «Память культуры»/ Проблема сохранения культурной среды

Человек живет не только в природной среде, но и в среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, следования заветам предков

№41 «Память культуры»/ Проблема понимания красоты мира

Мы сами должны быть интеллигентны, культурны, воспитанны, понимать красоту и быть добрыми – именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую мы порой не умеем опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и защищать. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет

№41 «Память культуры»/ Проблема сохранения культурного прошлого

Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом. Необходимо не только сохранять отдельные здания или пейзажи и ландшафты, но и сохранять сам характер и природный ландшафт. А это значит, что необходимо, чтобы новое строительство как можно меньше противостояло старому

№43 «Еще о памятниках прошлого»/ Проблема патриотизма

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это и любовь к своему городу, к местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя призывать, его нужно воспитывать

№46 «Путями доброты»/ Проблема служения людям, смысла жизни

Если жить только для себя, своими мелкими заботами, то от прожитого не останется и следа. Если же жить ради других, то они сберегут то, чем служили, чему отдавали силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго.



Скачать

© 2021 391 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!