СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - практикум по культуре речи "Заговори, чтоб я тебя увидел"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка был разработан для 11 класса. Материалы урока содержат практические задания по культуре речи. Могут  служить хорошим помощником при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок - практикум по культуре речи "Заговори, чтоб я тебя увидел"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым» « Специализированная школа №1 с углублённым изучением английского языка имени Володи Дубинина»


Тема: Урок-практикум по культуре речи

«Заговори, чтоб я тебя увидел»

11 класс

Учитель русского языка и литературы Бодрова Т.В.


Цель: закрепить на практике полученные знания по культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;


формировать и развивать навыки грамотной речи, коммуникативные способности; готовить к сдаче ЕГЭ;


воспитывать любовь и уважение к родному языку, его нормам, формировать навыки речевого общения.


Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.


Оборудование: мультимедийное оборудование, учебная презентация,

карточки, творческие проекты обучающихся, словари.


Ход урока:


  1. Подготовительный этап.

  2. Мотивация учебной деятельности.


1. Вступительное слово учителя


«Заговори, чтоб я тебя увидел» - эти мудрые слова принадлежат древнегреческому философу Сократу. Вдумайтесь, какой глубокий смысл заложен в афоризм, рождённый в далёкие античные времена… Ведь именно по речи человека мы судим о его индивидуальных качествах. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, содержание и глубина его мыслей, уровень его воспитанности.


Слайд 1 Французский философ Вольтер говорил:

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена.» Нельзя не признать справедливость этих слов. Для того чтобы наши мысли не потеряли своей цены, они должны быть выражены правильно, ясно, доступно, ярко, образно и выразительно. Именно такие требования предъявляются современному русскому языку.

Одним из признаков русского языка является его нормированность.


  1. Актуализация полученных знаний


Слайд 2

Вопрос: Что предполагает нормированность?

  • Общие правила употребления

  • Произношения

  • Образования и написания слов

  • Изменение слов и сочетание друг с другом


Слайд 3

Вопрос: Какие типы норм русского языка вам известны?

  • Орфографические

  • Пунктуационные

  • Акцентологические

  • Орфоэпические

  • Лексические и фразеологические

  • Словообразовательные

  • Морфологические

  • Синтаксические


  1. Работа над темой урока


Слайд 4

2. Одним из необходимостей признаков культурной, грамотной речи является правильная постановка ударения. Но, к сожалению, не все люди придерживаются акцентологических норм. А в результате – «подруга нам звОнит», носим мы «бантЫ и шарфЫ», в Фуршете покупаем «тортЫ». А уж если пришли на рынок купить в подарок брелОки, то и вовсе рискуем остаться без покупки, потому что нас вряд ли поймут. Не поймут вас и в столовой, если вдруг вы решите заказать тЕфтели. Вот и получается, что говорим на одном языке, но порой не понимаем друг друга. Стоит задуматься – есть над чем.

Я предлагаю вам сейчас проверить свое произношение и при необходимости скорректировать его.


Слайд 5

Задание: Поставить ударение в словах


АлфавИт, аэропОрта, апострОф, баловАть, бАнты, бутЫль, газопровОд, жалюзИ, звонИт, завИдно, исчЕрпать, каталОг, квартал, красИвее, кухонный, на круги своя, мытАрство, намЕрение, обеспЕчение, облегчить, тОрты, понялА, слИвовый, столяр, танцовщИк, углубИть, цепОчка, цыгАн, щавЕль, шАрфы, шелковица, запыхАлся, украИнский, ходАтайствовать, тЕфтели, тефтЕлька, исчЕрпать.


Ответ: Слайд 6

Задание: составить предложение с одним из этих слов


- Ну что ж, есть над чем поработать. Главное – ваше желание. В связи с этим я хотела бы вам рассказать очень поучительную историю, которая когда-то произошла с Корнеем Ивановичем Чуковским. Вот о чем он вспоминал:

«Когда я приехал из Одессы в Петербург и впервые выступил с докладом на литературном вечере, то сделал 92 неправильных ударения. Городецкий подсчитал и сказал мне об этом. Я тот час сел за словарь и больше этого никогда не повторялось.» Думаю, эта история должна каждого чему – то научить.


Слайд 7

Вывод: особенности ударения придают нашей речи мелодичность, ритмически разнообразят её. А вот незнание и несоблюдение этих норм серьезно затрудняют общение, отвлекает от предмета разговора, вызывает нежелательные ассоциации.


3. Чтение юморески «Что это за нож»

Исковерканное слово оскорбляет и слух, и глаз (если оно написано), затрудняет общение и поэтому осуждается в любой культурной среде.

Вот примеры этих слов – уродцев:


Слайд 8

Пирожно, нервопатолог, уплотит, уплоченный, троллебус, дерматин, друшлаг.

Какие литературные нормы языка здесь нарушены?


Слайд 9

Задание: из данных вариантов выберите правильные (нормативные) и запишите.

Насморок – насморк

Резетка – розетка

Друшлаг – дуршлаг

Свекла – свёкла

Афера – афёра

Брелки – брелоки

Полувер – пуловер

Опека – опёка


Слайд 10 Проверь себя


Слайд 11

Задание: найдите четвертое лишнее

1. Теннис, партер, музей, свитер

2. Фанера, термин, пионер, детектив

3. Нечто, что, чтобы, ни за что


(Взаимопроверка)


Слайд 12

Вывод: да, наша речь начинается со звуков. Ни одно слово не может существовать без звуковой оболочки. Поэтому очень важно, чтобы произносилось оно единообразно, а не по желанию говорящего, чтобы его звуковая одежда была узнаваема всеми.


4


. Мне как учителю приходится очень часто иметь дело с вашими письменными работами. Ошибки, допущенные в сочинениях, изложениях, учитель должен не только исправить, но и дифференцировать. Работа не из легких. Но сегодня эту роль я предлагаю вам. Перед вами лежат карточки, в них – словосочетания, предложения с различными нарушениями норм русского литературного языка. Ваша задача – отредактировать эти ошибки.


  1. Работа в парах. Карточки - на партах.


Карточка

1) Из данных словосочетаний выберите правильные. Выбор аргументируйте


Играть значение – играть роль

Более – менее интересный – более или менее интересный

Где-то в конце дня – примерно в конце дня

Бывай здоров – будь здоров

Обратно заселился – опять заселился


2) Отредактируйте

Красное чернило, вкусная консерва, обеих кандидатов, нет помидор, более красивее, езжай, ложить, покласть


3) Устраните синтаксические ошибки

Оплачивайте за проезд

Плюшкин – ужасная скряга

Половина больных нуждались в особом внимании


4) Составьте слово с данными так, чтобы была видна разница в их лексическом значении

Гуманный – гуманистический

Праздный – праздничный


5) Устраните плеоназмы

В данный период времени

В мае месяце

Самые высшие оценки

В сентябре месяце

Ведущий лидер


6) Устраните тавтологию

Одинокий дом одиноко стоял на краю села

Девочка с маленьким малышом на руках тяжело шла по дороге


7) Устраните анахронизмы

Печорин добивался любви Мэри ради спортивного интереса.

Евгений Базаров, закончив вуз, приехал погостить к Кирсанову.


8) Устраните стилистические неточности

Татьяна никому не болтала о своей любви к Онегину.

Уже с детства А.С. Пушкин занимался писаниной.


9) Устраните канцеляризмы

Софья любила Молчалина, но не высказывала Чацкому мнения по этому поводу.


10) Подберите синонимы – фразеологизмы к следующим устойчивым сочетаниям. С одним составьте предложение.

Подняться чуть свет; Бегать во весь дух; Кот наплакал; Ни слуху ни духу


Для справок:

«Всего ничего», «Попасть впросак», «Как сквозь землю провалился», «Дать маху», «Как в воду канул», «Ни свет, ни заря», «Сломя голову», «Во всю прыть».

( Проверка работы, коррекция)


Слайд 13 А теперь я предлагаю вам улыбнуться и исправить логические ошибки в данных предложениях.


Примеры из школьных сочинений (речевые алогизмы)


  • Пес улегся животом на спину и сладко уснул.

  • В нашем плане в ближайшее время посетить городской музей и вынести из него самое полезное, самое интересное.

  • Он повернулся и оторопел: перед ним, сидя на коне, стоял Тарас Бульба.

  • Если наш товарищ будет тонуть, то мы ему поможем.

  • Еще в детском саду воспитатели детей, которые не умеют читать, учат детей началам грамоты.

  • Выставка на славу. Спасибо от всей души организаторам выставки за прекрасную путевку в мир иной.

  • Когда князь Игорь увидел, что его войско перебито, и он в том числе, он решил бежать.


Слайд 14

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии творить чудеса!»

И. С. Тургенев


«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»

К. Паустовский


  1. Подведение итогов урока. Выводы.


Учиться хорошей речи надо долго и внимательно…

Наша речь – это часть нашей способности не поддаваться влияниям среды, даже если она «затягивает», - писал Д. Лихачев

Нормативность речи включает в себя также такие её качества, как точность, ясность, чистоту.

Чистота речи – это незасоренность её внелитературными элементами (диалектизмами, просторечными словами, узкопрофессиональными выражениями). И уже совершенно непозволительно использование в нашей речи жаргонизмов, вульгаризмов, бранных слов.

Мы должны всегда помнить, что речь человека – это его лицо, это показатель не только речевой культуры, но и его общей культуры, воспитанности, уровня его духовного развития.

Каждое слово имеет свою историю. Об этом нам может рассказать «Этимологический словарь русского языка».

Русский язык постоянно развивается, изменяется.

Культура речи включает в себя 2 аспекта:

- правильность (нормативность речи);

- речевое мастерство.

Признаки хорошей речи – это также богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность, логическая стройность.

Мы должны стремиться к тому, чтобы наша речь была красивой, образной, интересной. Для этого необходимо больше читать художественной литературы, использовать в своей речи богатство родного языка: эпитеты, сравнения, олицетворения, пословицы, поговорки, афоризмы, фразеологические обороты – ведь в них вся мудрость нашего народа, активнее использовать синонимическое богатство русского языка; чаще обращаться к различным словарям и справочникам.

Так, например, «Толковый словарь живого русского языка» В. И. Даля 4-х томный включает в себя 250000 слов.

А «Толковый электронный словарь TRANSLATE» (транслейт) – истинное сокровище, настоящая находка для лингвиста, энциклопедиста и эрудита, включает в себя – 483672 слова.

Словарный запас А.С. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас значительно скромнее – около 4 тысяч слов, по другим данным не превышает 7 – 9 тысяч слов. Сегодня словарный запас школьника не превышает 2- 3 тысяч слов.

Активный словарный запас среднестатистического человека составляет всего лишь 2-3500 слов. Задумайтесь.

Знакомство со словарями (выставка).


  1. Рефлексия. Оценки.

- Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

- Что вспомнили? Какими навыками овладели?

- Как вы можете оценить свою работу на уроке?

- Какие задания давались легко? Какие – вызвали затруднения?

- О чём каждый из вас сегодня задумался?



  1. Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру « Язык, на котором я думаю»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!