СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - практикум «Осанка. Первая помощь при травмах скелета».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать потребности в гигиенических знаниях, обосновывать правила гигиены.

Просмотр содержимого документа
«Урок - практикум «Осанка. Первая помощь при травмах скелета».»

Открытый урок.

Урок - практикум «Осанка. Первая помощь при травмах скелета».


Сенькина Н.Н., учитель биологии МБОУ «СОШ №14»

г. Сергиев Посад, Московская область.


Цель занятия: дать понятия «осанка», «плоскостопие», познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы; разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены; воспитывать потребности в гигиенических знаниях.

Оборудование: компьютер с проектором и экран для демонстрации слайдов по теме урока.

УУД:

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения и использования информации;

Познавательные: умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы;

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование;

Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; осознанно использовать речевые средства для представления результат

ХОД УРОКА

Подведение к формулировке темы урока.

Учитель: Во всем мире подрастающее поколение вызывает серьезную тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным статистики Министерства здравоохранения РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет. За период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются.

Так, если среди поступающих в первый класс 12% практически здоровых детей, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%.

На VIII Конгрессе педиатров России в 2003 г. отмечалось, что в последние годы в реестре заболеваний школьников на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата школьников, осанки и органов зрения. Заболеванием опорно-двигательного аппарата является плоскостопие, наблюдается более чем у 60% учащихся.

Какова тема сегодняшнего урока?

Формулируется тема и записывается на доске и в тетрадях.

А как бы вы сформулировали определение, что такое осанка? Выслушиваются ответы детей, сверяются с определением в учебнике и записывается в тетрадь.

Основные термины:

• Осанка - это правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.

• Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов.

В 19 веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители заботились о безупречной осанке своих дочерей.

В свитах принцев и принцесс среди мамушек и нянюшек, учителей всегда был человек, в чьи обязанности вменялось обучать будущих монархов держаться истинно по-королевски. «Ваше высочество, держите спинку! – неустанно повторяли они. Подданные должны узнавать повелителя не по его одежде и короне. А по осанке. Величественную осанку – драгоценное наследие царской крови и воспитания приобретенную в детские годы, они сохраняли до конца своих дней.

Учитель задает вопрос классу: что вам известно по этой теме? Что бы вы хотели узнать? Что может стать причиной нарушения осанки? Ребята в тетрадях, прослушивая ситуации, которые зачитывает учитель, составляют кластер (схему) причины нарушения осанки.

Беседа с классом.

Как вы думаете, нарушения осанки проявляются у всех одинаково?

Степень нарушения может измениться?

Ребята работают с текстом учебника и читают информацию про степени нарушения осанки. Потом идет обсуждение в классе.

Подробно останавливаемся на нарушениях, которые затрагивают скелет. (демонстрация слайдов). По ходу демонстрации и объяснения учителя, ученики записывают в тетрадях термины и их пояснение: лордоз, кифоз, сколиоз, плоская спина, круглая спина.

Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.

Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма «Место встречи изменить нельзя» страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.

Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.

Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.

Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.







Учащиеся получают домашнее задание: прочесть п. 15 и выполнить лабораторные работы в конце параграфа. Учитель настраивает учащихся на самоисследование:

1) выявление нарушения осанки и 2) определение наличия плоскостопия»


Лист самоанализа


Фамилия, имя учащегося ____________________________________________________________


ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ОСАНКУ


Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Выводы

(ДА или НЕТ)

Выявление боковых искривлений

  1. Углы лопаток на одном уровне

  2. Один плечевой сустав расположен выше другого

  3. Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны

  4. Задние (остистые) отростки позвонков образуют прямую линию





Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника

Встаньте спиной к стене.

  1. Просуньте ладонь между стеной и поясницей.

  2. Попробуйте просунуть кулак.

Если второе удастся, то осанка нарушена.

Норма

Осанка нарушена



Возможные причины выявленных нарушений осанки:

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


Наличие нарушений

Результаты наблюдений

Выводы


Выявление плоскостопия

Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две эти точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Подчеркните:


Плоскостопие:

а) выявлено

б) не выявлено


Возможные причины выявленного плоскостопия:

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


Физминутка. Созвучна с темой сегодняшнего урока. Встать из-за парт, положить на голову дневник или учебник, не толстый и повторять за одной из учениц или учителем.

Это лоб, а это ушки, нос, язык, а это брюшко. Локти, плечи и лопатки. Талия, коленки, пятки. Задача состоит в том, чтобы учебник не упал на пол.

Обобщение и закрепление материала

Предупреждение и лечение искривлений позвоночника Просмотр (Слайд 7)

  1. Сидя за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять вперед

  2. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см, а предплечья должны свободно лежать на столе, ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны опираться на пол или подножку парты.

  3. При сидении человек должен занимать весь стул

  4. Расстояние от глаз до рабочего места - 30-35 см

  5. Школьникам младших классов лучше всего пользоваться ранцем.

  6. Следить за осанкой

  7. Систематически заниматься физической культурой, спортом

Лечение искривлений позвоночника - (рассказ учителя с элементами беседы).

Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении искривления позвоночника включает: (Слайд 8)

- лечебную гимнастику

- упражнения в воде

- массаж

- коррекцию положением

- элементы спорта

Плоскостопие – дефект развития опорно-двигательной системы.

  1. Признаки плоскостопия: ( беседа по таблице и слайду) (Слайд 9)

- уплощение свода стопы (форма стопы меняется, становится плоской)

- перенапряжение мускулов приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях,

-изменение походки

2. Причины плоскостопия:

-большие нагрузки, тесная, неудобная обувь, туфли на каблуках,

стоячая работа, долгая ходьба

Профилактика развития плоскостопия. (Слайд 10)

  • носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластично гнущейся подошвой и на невысоком каблуке.

  • следить за правильностью походки

  • полезно ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми

Перед концом урока проводится закрепление материала: значение осанки, причины плоскостопия, профилактика нарушений.

При ходьбе корпус должен как бы плыть по горизонтали, не «ныряя» вверх-вниз. Главные помощники – ноги. Колени ведают чёткостью походки. Если колено расслаблено, стопа «вихляется» вкривь и вкось. При ходьбе колени должны полностью распрямляться, иначе походка лишится упругости, будет выглядеть вялой. И откажитесь от слишком свободной обуви, иначе ноги будут волочиться.

Выводы.

Причины иметь правильную осанку

1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.

Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?

2. Дыхание становится легким и более глубоким.

Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.

3. Улучшается дыхание и пищеварение.

Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.

4. Вы выглядите более стройными и молодыми.

Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.

5. Голос будет казаться лучше.

Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит.

6. Помогает мышцам и суставам.

Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.

7. Улучшается мышление.


Список использованных источников

1.А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш, Биология. Человек. 8 класс учебник для общеобразовательных учреждений М: «Вентана-Граф» 2010

2. Лабораторный практикум по биологии 6-11 класс Республиканский мультимедиа центр2004






6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!