Открытый урок.
Урок - практикум «Осанка. Первая помощь при травмах скелета».
Сенькина Н.Н., учитель биологии МБОУ «СОШ №14»
г. Сергиев Посад, Московская область.
Цель занятия: дать понятия «осанка», «плоскостопие», познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы; разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены; воспитывать потребности в гигиенических знаниях.
Оборудование: компьютер с проектором и экран для демонстрации слайдов по теме урока.
УУД:
Личностные: оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения и использования информации;
Познавательные: умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы;
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование;
Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; осознанно использовать речевые средства для представления результат
ХОД УРОКА
Подведение к формулировке темы урока.
Учитель: Во всем мире подрастающее поколение вызывает серьезную тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным статистики Министерства здравоохранения РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет. За период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются.
Так, если среди поступающих в первый класс 12% практически здоровых детей, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%.
На VIII Конгрессе педиатров России в 2003 г. отмечалось, что в последние годы в реестре заболеваний школьников на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата школьников, осанки и органов зрения. Заболеванием опорно-двигательного аппарата является плоскостопие, наблюдается более чем у 60% учащихся.
Какова тема сегодняшнего урока?
Формулируется тема и записывается на доске и в тетрадях.
А как бы вы сформулировали определение, что такое осанка? Выслушиваются ответы детей, сверяются с определением в учебнике и записывается в тетрадь.
Основные термины:
• Осанка - это правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении.
• Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов.
В 19 веке в немецких аристократических семьях девочек привязывали за косички к спинке стула. Так родители заботились о безупречной осанке своих дочерей.
В свитах принцев и принцесс среди мамушек и нянюшек, учителей всегда был человек, в чьи обязанности вменялось обучать будущих монархов держаться истинно по-королевски. «Ваше высочество, держите спинку! – неустанно повторяли они. Подданные должны узнавать повелителя не по его одежде и короне. А по осанке. Величественную осанку – драгоценное наследие царской крови и воспитания приобретенную в детские годы, они сохраняли до конца своих дней.
Учитель задает вопрос классу: что вам известно по этой теме? Что бы вы хотели узнать? Что может стать причиной нарушения осанки? Ребята в тетрадях, прослушивая ситуации, которые зачитывает учитель, составляют кластер (схему) причины нарушения осанки.
Беседа с классом.
Как вы думаете, нарушения осанки проявляются у всех одинаково?
Степень нарушения может измениться?
Ребята работают с текстом учебника и читают информацию про степени нарушения осанки. Потом идет обсуждение в классе.
Подробно останавливаемся на нарушениях, которые затрагивают скелет. (демонстрация слайдов). По ходу демонстрации и объяснения учителя, ученики записывают в тетрадях термины и их пояснение: лордоз, кифоз, сколиоз, плоская спина, круглая спина.
Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. Встречается у беременных женщин, гимнастов, профессиональных танцоров.
Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Горбун из известного отечественного фильма «Место встречи изменить нельзя» страдал именно этим искривлением позвоночника. Кифоз также часто развивается у очень высоких людей.
Плоская спина – проявляется сглаженностью всех физиологических изгибов. Часто встречается у боксеров.
Круглая спина или сутулость – плечи опущены, голова наклонена вперед, шея напряжена.
Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого.
Учащиеся получают домашнее задание: прочесть п. 15 и выполнить лабораторные работы в конце параграфа. Учитель настраивает учащихся на самоисследование:
1) выявление нарушения осанки и 2) определение наличия плоскостопия»
Лист самоанализа
Фамилия, имя учащегося ____________________________________________________________
ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ ОСАНКУ
Наличие нарушений | Результаты наблюдений | Выводы (ДА или НЕТ) |
Выявление боковых искривлений | Углы лопаток на одном уровне Один плечевой сустав расположен выше другого Треугольники, образованные между туловищем и опущенными руками, равны Задние (остистые) отростки позвонков образуют прямую линию | |
|
|
|
Определение нарушений поясничного изгиба позвоночника | Встаньте спиной к стене. Просуньте ладонь между стеной и поясницей. Попробуйте просунуть кулак. Если второе удастся, то осанка нарушена. | Норма |
Осанка нарушена |
Возможные причины выявленных нарушений осанки:
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Наличие нарушений | Результаты наблюдений | Выводы |
Выявление плоскостопия | Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две эти точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет. | Подчеркните: Плоскостопие: а) выявлено б) не выявлено |
Возможные причины выявленного плоскостопия:
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Физминутка. Созвучна с темой сегодняшнего урока. Встать из-за парт, положить на голову дневник или учебник, не толстый и повторять за одной из учениц или учителем.
Это лоб, а это ушки, нос, язык, а это брюшко. Локти, плечи и лопатки. Талия, коленки, пятки. Задача состоит в том, чтобы учебник не упал на пол.
Обобщение и закрепление материала
Предупреждение и лечение искривлений позвоночника Просмотр (Слайд 7)
Сидя за партой, следует держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять вперед
Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3-4 см, а предплечья должны свободно лежать на столе, ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны опираться на пол или подножку парты.
При сидении человек должен занимать весь стул
Расстояние от глаз до рабочего места - 30-35 см
Школьникам младших классов лучше всего пользоваться ранцем.
Следить за осанкой
Систематически заниматься физической культурой, спортом
Лечение искривлений позвоночника - (рассказ учителя с элементами беседы).
Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении искривления позвоночника включает: (Слайд 8)
- лечебную гимнастику
- упражнения в воде
- массаж
- коррекцию положением
- элементы спорта
Плоскостопие – дефект развития опорно-двигательной системы.
Признаки плоскостопия: ( беседа по таблице и слайду) (Слайд 9)
- уплощение свода стопы (форма стопы меняется, становится плоской)
- перенапряжение мускулов приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях,
-изменение походки
2. Причины плоскостопия:
-большие нагрузки, тесная, неудобная обувь, туфли на каблуках,
стоячая работа, долгая ходьба
Профилактика развития плоскостопия. (Слайд 10)
носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластично гнущейся подошвой и на невысоком каблуке.
следить за правильностью походки
полезно ходить босиком, на цыпочках, заниматься плаванием, подвижными играми
Перед концом урока проводится закрепление материала: значение осанки, причины плоскостопия, профилактика нарушений.
При ходьбе корпус должен как бы плыть по горизонтали, не «ныряя» вверх-вниз. Главные помощники – ноги. Колени ведают чёткостью походки. Если колено расслаблено, стопа «вихляется» вкривь и вкось. При ходьбе колени должны полностью распрямляться, иначе походка лишится упругости, будет выглядеть вялой. И откажитесь от слишком свободной обуви, иначе ноги будут волочиться.
Выводы.
Причины иметь правильную осанку
1. Чем красивее спина, тем увереннее личность.
Хорошая осанка повысит уверенность в себе. Пробуйте это: глубоко вздохните и стойте прямо. Вы чувствуете себя лучше? Более уверенно?
2. Дыхание становится легким и более глубоким.
Попробуйте сделать следующее: сядьте и сгорбитесь. Попробуйте сделать вдох. Заметьте, что так тяжелее дышать. Это пример того, как наши мышцы и сухожилия сковываются и вызывают затруднения в дыхании.
3. Улучшается дыхание и пищеварение.
Хорошая осанка увеличивает вместимость легких, помогая обращению кислорода и пищи в организме. Улучшается здоровье, органы функционируют лучше.
4. Вы выглядите более стройными и молодыми.
Имея хорошую осанку, вы будете казаться на 3-5 фунтов (2-2,5 кг.) стройнее, моложе и одежда будет лучше на вас сидеть.
5. Голос будет казаться лучше.
Когда вы держите осанку, диафрагма открывается. В результате этого ваш голос лучше звучит.
6. Помогает мышцам и суставам.
Хорошее положение позволяет мышцам работать более эффективно, позволяя телу использовать меньше энергии и, тем самым, предотвращая усталость. Это также уменьшает вероятность растяжений и даже спинную и мышечную боль.
7. Улучшается мышление.
Список использованных источников
1.А.Г. Драгомилов, Р.Д.Маш, Биология. Человек. 8 класс учебник для общеобразовательных учреждений М: «Вентана-Граф» 2010
2. Лабораторный практикум по биологии 6-11 класс Республиканский мультимедиа центр2004
6