Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым « Специализированная школа №1 с углублённым изучением английского языка имени Володи Дубинина»
Тема. Урок – практикум «Повторение темы. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».
(10 класс)
Разработала учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Бодрова Т.В.
Цель: обобщить знания по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.
Задачи урока:
Образовательная:
создать условия для выяснения усвоения программного материала при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».
Развивающая:
создать условия для развития умений и навыков обучающихся, полученных при изучении разделов науки о языке: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография» и логического мышления.
Воспитательная:
создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирования личности обучающихся через трудолюбие, внимания на уроке, интереса к урокам русского языка, воспитания любви к русскому языку.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография».
Форма урока: урок-практикум.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, учебная презентация
Ход урока.
I. Подготовительный этап.
- Организация класса;
- Проверка домашнего задания.
II. Актуализация опорных знаний.
Слайд 1
Слайд 2
Работа с транскрипцией слова
Транскрипция - совокупность специальных знаков, при помощи которых передается произношение, а также соответствующая запись.
Слайд 3
Задание № 1: запишите высказывание
[Б’ир’иг’`ит’э н`аш й’из`ык/ н`аш пр’икр`асный’ р`уск’ий’ й’из`ык / - `эта кл`ат / `эта дастай’ан’ий’э / п’`эр’иданай’э н`ам н`ашым’и пр’итш`эств’ин’икам’и! Абращ’`ай’т’ис’ пач’т’`ит’ил’на с `эт’им маг`ущ’иств’иным ар`уд’ий’им.]
Слайд 4 Проверь себя
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.
- И. С. Тургенев
III. Формирование мотивации.
Слово учителя. Мы поработали с несколькими слайдами, по которым можем сформулировать тему урока, его цели и задачи.
- Начнём с транскрипции (Фонетика), записали в тетради.
- Используем какие знаки?
-Буквы (Графика). Выделены гласные ударные.
- Произносятся согласно ударению?
- Нет. (Орфоэпия)
- Самый первый слайд - с ошибками – (Орфография)
- Всё это мы изучили?
- Да.
- Что будем повторять?
(Обучающиеся самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока)
Слайд № 5
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка (звуки и их классификацию, звуковые изменения, ударение, слог, соотношение между звуками и буквами).
Нормы литературного произношения изучает орфоэпия.
Звук является наименьшей единицей языка. Звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных звуков участвует только голос, а в образовании согласных – шум или голос и шум.
IV. Работа над темой урока.
Слайд №6
Задание №1
Задание №2: Задание по орфоэпии
Поставить ударение
Давнишний, закупорив, засветло, верба, дозвонятся, досуг, избалованный, иксы, каталог, кремень, кровоточащий, ободришься, осведомиться, отрочество, некролог, ногтя, подняв, озлобить, намерение, километр.
Слайд № 7
Проверь себя
ДавнИшний, закУпорив, зАсветло, вЕрба, дозвонЯтся, досУг, избалОванный, Иксы, каталОг, кремЕнь, кровоточАщий, ободрИшься, освЕдомиться, Отрочество, некролОг, нОгтя, поднЯв, озлОбить, намЕрение, киломЕтр.
Слайд №8.
Задание № 3: Задание по фонетике
Записать слова в фонетической транскрипции
Занятый, местностей, обострённый, щёлкать
Слайд №9.
Проверь себя
[зан’итый’], [м’эснаст’ий’],[абастр’он:ый’], [щ'олкат']
Слайд № 10
Задание №4: Задание по фонетике
Выполнить фонетический разбор слова
Черпать
Слайд №11
Проверь себя
Че́рпать, [ч'эрпат'] — слово из 2 слогов: че-рпать. Ударение падает на 1-й слог.
ч → [ч']: согласный, непарный глухой, непарный мягкий;
е → [э]: гласный, ударный;
р → [р]: согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый;
п → [п]: согласный, парный глухой, парный твёрдый;
а → [а]: гласный, безударный;
т → [т']: согласный, парный глухой, парный мягкий.
В слове 7 букв и 6 звуков.
V. Динамическая пауза
VI. Практическая работа
Слайд №12
Тренажёр по орфографии и пунктуации
Переписать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
(I вариант):
Хотя для настоящего охотника дикая утка (не)представляет (н...)чего особе...ого но за (не)имением другой дичи дело было в начале сентября мы отправились в Льгов. Льгов большое степное село расположе...ое на болотистой речке Росоте. Эта речка вёрст за пять от Льгова преращается в широкий пруд заросший густым трос...ником. Здесь водилось бе...числе...ое множество уток. Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда но (во)первых у самого берега утка (не)держится (во)вторых наши собаки не были в состояни... достать убитую птицу из сплошного к...мыша. Надо достать лодку пойдёмте назад в Льгов промолвил (на)конец Ермолай. Через четверть часа мы сев в лодку Сучка когда(то) господского рыболова плыли по пруду. К счастью погода была тихая и пруд словно заснул. Наконец мы добрались до
трос...ников и пошла потеха.
Слайд №13
Проверь себя
Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенного, но за неимением другой дичи (дело было в начале сентября) мы отправились в Льгов. Льгов - большое степное село, расположенное на болотистой речке Росоте. Эта речка вёрст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, заросший густым тростником. Здесь водилось бесчисленное множество уток. Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка не держится, во-вторых, наши собаки не были в состоянии достать убитую птицу из сплошного камыша. «Надо достать лодку, пойдёмте назад в Льгов!» - промолвил наконец Ермолай. Через четверть часа мы, сев в лодку Сучка, когда-то господского рыболова, плыли по пруду. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул. Наконец мы добрались до тростников, и пошла потеха.
Слайд №14
Тренажёр по орфографии и пунктуации
Переписать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
(II вариант):
Впечатления связа...ые с весе...ей охотой на глухарей (не)изгладимы в моей памяти. Ещё совсем (не)ра...вело и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина в которой ясно слышится каждый ш...рох и ш...пот. Хрус...нет под ногой ветка треснет лед...ная корка затянувшая (не)глубокое но широкое болотце и снова тиш... . Когда идёш... по лесу то время(от)времени останавливаеш...ся и прислушиваеш...ся. Хочет...ся (в)срок добрат...ся до места тока когда глухарь ещё не начинал своей песни. Внимательно слушаеш... и вдруг неожида...о раздаётся в воздухе резкий отрывистый крик. Ему отвечает другой и на болоте начинает...ся звонкая перекличка. Напряжё...о вслушиваеш...ся в лесную мглу поминутно взглядывая на стрелки часов.
Слайд №15
Проверь себя
Впечатления, связанные с весенней охотой на глухарей, неизгладимы в моей памяти. Ещё совсем не рассвело, и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина, в которой ясно слышится каждый шорох и шёпот. Хрустнет под ногой ветка, треснет ледяная корка, затянувшая неглубокое, но широкое болотце, и снова тишь. Когда идёшь по лесу, то время от времени останавливаешься и прислушиваешься. Хочется в срок добраться до места тока, когда глухарь ещё не начинал своей песни. Внимательно слушаешь, и вдруг неожиданно раздаётся в воздухе резкий, отрывистый крик. Ему отвечает другой - и на болоте начинается звонкая перекличка. Напряжённо вслушиваешься в лесную мглу, поминутно взглядывая на стрелки часов.
Слайд №16
VII. Итоги урока. Рефлексия. Оценки.
- Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?
- Что вспомнили? Какими навыками овладели?
- Как вы можете оценить свою работу на уроке?
- Какие задания давались легко? Какие – вызвали затруднения?
Слайд №17.
VIII. Домашнее задание
Стр.268 (ответить устно на вопросы)
Упр.261
Слайд №18.
Спасибо за работу!
6