«Права человека и свобода-
это наивысшее завоевание человечества.
Тема урока: «Повторение-обобщение главы «Права человека. Нормы права» 9 класс
Тип урока: урок-практикум
Цель урока: Проверить практические навыки учащихся. Создание условий для формирования у обучающихся целостной системы знаний о правах человека и гражданина
Задачи урока: образовательная: формирование у обучающихся практико-ориентированных и актуальных для гражданина России правовых знаний, умений и навыков;
развивающая: организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите своих прав, развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в общественной жизни; воспитательная: воспитание правовой культуры.
Методы урока: работа в группах, урок с использованием мыслительных приемов и обучающей структуры «сингапурского» обучения
Оборудование: интерактивная доска
Ход урока
Эпиграф:
«Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов:
личной свободы и общего блага»
В. Соловьев.
I. Организационный момент. Приветствие. Создание доброжелательного климата. На нашем уроке присутствуют гости. Я думаю, что это не помешает вам работать активно и плодотворно на нашем уроке. И так начнем.
-Какие темы мы изучали на прошлых уроках?
-Сегодня на уроке мы поставим точку в изучении прав человек, норм прав. Изучение будет продолжаться в старших классах, на протяжении всей жизни. Но нам сегодня предстоит обобщить-повторить тему « Человек и его права» и проверить практические навыки изучения этих тем.
II. Основная часть
«В один холодный зимний день стадо дикобразов легло тесной кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако, вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод»
В чем смысл этой притчи? Чему она учит? Какими должны быть отношения между людьми? Можно ли построить такие отношения в наши дни? Что этому помогает?
Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом. А что же такое право? Какие права у человека? Какими документами они гарантированы? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.
2. Игра «Воображаемая страна» было задано заранее
Каждой группе предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что вы открыли новую страну, куда не ступала нога человека, и где нет ни законов, ни правил. Ваша группа будет первыми поселенцами на этой земле. Вы не знаете, какое социальное положение будете занимать там».Каждый ученик должен самостоятельно перечислить три права, которые, по его мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в этой стране. Затем ведется обсуждение в группе выбранных каждым прав, отбор 10 прав, являющихся, по общему мнению, наиболее важными. Каждая группа представляет свой список прав. По мере их представления на доске составляется сводный список. Ученикам предлагается отметить три права в сводном списке, являющиеся, по их мнению, наиболее важными или такими, без которых мы не могли бы жить.
Было задано заранее
1. В каком документе можно узнать гражданину РФ о своих правах и обязанностях.
2.Когда была принята наша конституция?
3 Представьте Конституцию РФ так, чтобы ее захотели принять.
Давайте назовем права человека по конституции по группам
Гражданские
Политические
Социально-экономические
I БЛОК ЗАДАНИЙ.
«ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ»
-Какая отрасль права вам больше понравилась?
Давайте посмотрим правовые задачи.. Каждой группе даются правовые задачи. Нужно прочитать задачу, обдумать. Проговорим ответы на данный вопрос по кругу один раз Начинает ученик под номером 1. Озвучит ученик №2.
1. 15 летний Антон устраивается на работу. В отдел кадров предприятия он принес трудовую книжку, паспорт, заявление, документы воинского учета, ИНН.
Можно ли оформить с Антоном трудовой договор?
Ответ. Нет, так как все несовершеннолетние должны пройти предварительный медицинский осмотр и предоставить справку.
2. 8.В адрес администрации предприятия, где в свободное от учебы время работает 14-летняя школьница Ирина, пришло письмо из школы. В письме указывалось, что в последнее время Ирина часто пропускает уроки, особенно те, которые проходят в утренние часы, часто приходит не подготовленной к занятиям. Директор школы обращается с просьбой к администрации предприятия расторгнуть е Ириной трудовой договор.
Должен ли быть расторгнут трудовой договор?
Ответ. Да.
3. Несовершеннолетний 17 летний Иванов на заработанные деньги купил велосипед. Через 2 месяца продал соседу без разрешения родителей.. Родители потребовали возвратить обратно велосипед и получить деньги. Как разрешить эту ситуацию?
4. Двое несовершеннолетних Гриша и Вася 13 и 14 лет разрисовали баллончиками красок памятник героям ВОВ. К какой ответственности их привлекут?
5. Карпов и Сазанов (13 и 14 лет) ночью на улице угрожая ножом, отобрали у мужчины дипломат, в котором находились документы и деньги. Документы и портфель выбросили в реку, деньги они поделили между собой. К какой ответственности их привлекут?
6. Бочкин и Кружкин (15 и 16 лет) учащиеся школы № 5 во время урока на территории школы у забора курили. Так вышло, что их увидел участковый Иванов. К какой ответственности они подлежат?
7.Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Ответ: Сын обязан оказывать отцу материальную помощь.
Приведены два аргумента:
— согласно Конституции РФ взрослые дети должны оказывать материальную поддержку своим нетрудоспособным родителям;
— несмотря на то, что отец не принимал непосредственного участия в воспитании сына, он не уклонялся от оказания ему материальной помощи до достижения совершеннолетия;
— согласно Семейному кодексу суд может взыскать с сына алименты в пользу нетрудоспособного отца;
8 Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю, с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении договора? (Укажите три нарушения.)
Ответ:В правильном ответе могут быть указаны следующие нарушения:
- продолжительность рабочего дня несовершеннолетних не может превышать 5 часов, здесь больше;
- рабочая смена не может заканчиваться позднее 22 часов, здесь до 23.00;
- можно привлекать к работе только во внеучебное время, а здесь с 12.00;
- договор заключается только, с лицами достигшими 16-летнего возраста.
II.БЛОК ЗАДАНИЙ.
Работаем в парах.
Каждый проговариваетдруг-другу термины. Дальше я спрошу любого повторить это вслух.
ГРАЖДАНСТВО
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
Физическое лицо
ПРОСТУПОК
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
ПРАВОСПОСОБНОСТЬ
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЭПАНСИПАЦИЯ
ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ
БРАК
Право
Нормы права
Задание «Сказочный калейдоскоп»
Группам предлагается цветок, на лепестках которого написаны задания. Каждая группа выбирает лепесток и выполняет указанные на нем задания.
ЛЕПЕСТОК 1: Вопросы к сказке «Сестрица Аленушка братец Иванушка»
1Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
2Чьи права были нарушены в этой сказке?
ЛЕПЕСТОК 2: Вопросы к сказке «Лиса и заяц».
1Какое право нарушила лиса?
2Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?
ЛЕПЕСТОК 3: Вопросы к сказке «Красная шапочка»
1Какое право персонажей этой сказки было нарушено и кем?
ЛЕПЕСТОК 4: Вопросы к сказке «Золушка».
1 Какие права Золушки нарушала злая мачеха?
ЛЕПЕСТОК 5: Вопросы к сказке «Аленький цветочек»
1 Какое право нарушила злая волшебница, когда украла малолетнего принца, прогневавшись на его отца?
2 Каким правом пользовался купец, отправляясь по торговым делам?
Лепесток 6: Вопросы к сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»
1Какие права главного героя этой сказки нарушались?
4 Блок заданий «наши обязанности»
5. Права и обязанности.
Представьте себе, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, где обсуждаются следующие вопросы:
Как вы считаете, бывают ли права без обязанностей, а обязанности без прав?
Определите свою позицию и аргументируйте ее.
Следовательно, наличие огромного количества прав не предполагает анархии и беспорядка. Однако появляется проблема границ свободы, возможности и разумности ее определенных ограничений.
Хорошо известна одна история о хулигане, утверждавшем, что, будучи свободным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движения кулака ограничена положением носа вашего соседа».
ИтакНаши обязанности по конституции
соблюдать Конституцию РФ и законы;
уважать права и свободы других граждан,
каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы,
сохранять природу и окружающую среду,
обязанность родителей заботиться о детях, об их воспитании,
обязанность совершеннолетних трудоспособных детей - заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
защита Отечества является долгом граждан РФ.
Приведи примеры выполнения этих обязанностей
Задание:Если бы министром образования был я, если бы главой города был я и т. д. Внести 5 обоснованных предложений. Права и обязанности учащихся.( школа будущего )
1
2
3
4
5
V блок.заданий«Учитель на уроке отобрал записку, которую учащийся передал своему однокласснику и прочитал ее вслух».
Мы считаем, что в ситуации на уроке ученик нарушил правила поведения в школе, а учитель нарушил право на тайну переписки (статья 23 Конституции РФ). На наш взгляд, причиной невыполнения обязанностей учеником может быть неуважительное отношение не только к учителю, но и к одноклассникам. Так как их право на получение знаний (статья 43, право на образование) было нарушено. Учитель не имел права читать записку перед классом.Может, он хотел так наказать ученика, или показать всему классу, что нельзя отвлекаться ученик нарушил право учителя на труд статья 37). А причиной нарушения прав стало невыполнение обязанностей и учеником, и учителем. Последствием этого может быть обида или грубость ученика, замечание в дневник. Можно сделать вывод: очень часто, мы создаем проблемы со своими правами, не выполняя своих обязанностей». на уроке. И не подумал, что нарушил еще и право ученика на достоинство, статья
V1 БЛОК ЗАДАНИЙ.
о правах и взаимных правах и обязанностях.
Я имею на это право? Почему вы нарушаете мои права? Эти слова, к сожаленью, часто произноситься, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества.
Перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Вам нужно составить грамотный ответ взрослого на капризы зарвавшегося ребенка.
Мать. Сколько раз тебе говорить- после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын . Но, мама! Ты все равно в 11 еще не спишь. Кроме того я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?
Ведущий. О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?
( Статья 15 конвенции , утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и второй пункт, предусматривающий определенные и ограничения.
2. Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой посуду, сходи в магазин.
Сын. Мама, у меня завтра контрольная.
Мама. Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме беспорядок.
Сын. Конвенцией по правам ребенка я защишен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования
Ведущий. Как вы разрешите подобную ситуацию?
(Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования.В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплутации, приеме на работу и условиях труда детей.)
3. Ведущий. 15 летняя Ольга заявляет родителям.
Дочь. Вы обязаны обеспечить мне достойную жизнь. Я должна, как Светлана- моя подруга, заниматься с репетитором, ходить на дорогостоящие курсы английского языка, ездить отдыхать за границу.
Мама. У нас нет, дочь, таких средств, как у отца Светланы , директора одного из крупнейших российских банков.
Дочь. Но по конвенции, по 27 статье говориться о признании права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и социального развития. Почему же вы ее не решаете?
ИТОГ.
Сегодня мы не только вспомнили свои права и обязонностях, но и увидели значимость этих заданий в повседневной жизни человека. Личность, живущая в демократическом обществе, не только способна и должна отстаивать свои права, но и уважать права других людей. Каждый человек должен понимать, что не бывает прав без обязанностей.
7 БЛОК ЗАДАНИЙ 1.Письменное задание « Верно ли данное утверждение» Из заданий ОГЭ.
1. 18 лет начинается полная дееспособность
2. По семейному кодексу гражданский брак-это брак зарегистрированный в органах ЗАГСа
3.Конституция обладает высшей юридической силой.
4. К публичному праву относится трудовое, семейное, уголовное право.
5.Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами гражданского права.
6. В первые 5 лет жизни, когда ребенок наиболее нуждается в материнской заботе, большой объем прав закон предоставляет матери, а впоследствии права родителей равны.
7. В определенных законом случаях мнению ребенка, достигшего 6-летнего возраста, придается правовое значение.
8. Родители несут полную материальную ответственность за вред ( например, разбитое стекло, выжженная кнопка лифта) причиненный их детьми в возрасте до 14 лет.
Определить с какого возраста наступает определенный вид права. С 14 или 16 лет.
Вносить вклады в банк.
Быть членом кооператива.
Эмансипация.
Обращаться в суд.
Заниматься предпринимательством.
8 блок заданий. «Билет на выход»
Нет более вредного животного,
Чем человек, не следующим законам.
(Савонорола Д.)
Давайте попробуем объяснить эти слова, исходя из того, что мы изучали на предыдущих уроках обществознания на правовом языке.
Нужно объяснить:
ОПРЕДЕЛИТЬ СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
ОБОСНУЙТЕ ВАШ ВЗГЛЯД ТЕОРЕТИЧЕСКИ.
ФАКТЫ, ПРИМЕРЫ.
III.Подведение итогов.
Домашнее задание повторить понятия по главе « Право»
2. Подготовиться к контрольной работе
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Самоанализ проведенного урока по обществознанию в 9 классе .
Тема урока «ПОВТОРЕНИЕ-ОБОБЩЕНИЕ ГЛАВЫ « ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
Тип урока: урок-практикум
Цель урока: Проверить практические навыки учащихся.Создание условий для формирования у обучающихся целостной системы знаний о правах человека и гражданина
Задачи урока: образовательная: формирование у обучающихся практико-ориентированных и актуальных для гражданина России правовых знаний, умений и навыков;
развивающая: организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите своих прав, развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в общественной жизни; воспитательная: воспитание правовой культуры.
Методы урока: активные, интерактивные методы.работа в группах, урок с использованием мыслительных приемов и обучающей структуры «сингапурского» обучения
ЭТОТ урок является уроком- практикум.
На уроках обществознания практическим урокам уделяется особое внимание. По программе 25 % уроков это обязательный практикум.
Поэтому главная цель это овладение практическими знаниями.
Сложность построения урока было в том, что не письменно , провести повторение-обобщение огромного материала.
ИСПОЛЬЗОВАЛА РАБОТУ в группах, при работе с понятиями использовала дифференцированный подход.
11