СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Повторение изученного по теме "Наречие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-повторение по теме "Наречие" содержит интеллектуальную разминку,карточки по видам орфограмм,поэтические тексты,также тексты с остановками и комплексный анализ текста

Просмотр содержимого документа
«Урок "Повторение изученного по теме "Наречие"»

Урок «Повторение изученного по теме «Наречие»


7 класс


Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2016.


Тип урока: повторительно-обобщающий


Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока), карточки с заданиями, распечатанные тексты


Цели урока:

Образовательная:

1. Повторить и обобщить знания о наречиях;

2. Знать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

3. Повторить орфограммы в наречиях;

4.Формировать умения находить наречия в тексте, показать роль наречия как средства связи предложений в тексте для «живописания действий», расширить словарный запас учащихся.

Воспитательная:

1. Прививать любовь к слову, к русскому языку;

2. Прививать интерес к учебному материалу через умение самостоятельно анализировать информацию и работать в парах и в группе.

Развивающая:

1.Развивать творческие способности учащихся;

2.Развивать воображение, память, внимание, логическое мышление.

3.Побуждать школьников пробовать перо.


Ход урока

I. Организационный момент


II. Работа по теме урока

1. Задание. Прослушайте стихотворение, подумайте, о чем это стихотворение, какие слова являются наречиями и почему, поставьте к ним вопросы (как?)

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи «кругом белым-бело»-

И увидишь зимнее село.

С зимних крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер постучит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво»-

Пред тобою вся Россия.

Вы правильно назвали наречия. А теперь определите цель урока? Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Дети называют цели урока).



2. Постановка проблемных вопросов («Вопросы на засыпку»)-

-Сегодня мы с вами отправляемся в лингвистическую экспедицию, чтобы получить ответы на непростые вопросы:

1. Как наречие сдружилось с частью слов и отгородилось от них дефисом?

2. Как и от кого отгораживается наречие?

3. Какое правило наречие берет взаймы у прилагательного?

4. Какую роль играют суффиксы и приставки в наречиях?

5. Как наречия изменяют нашу речь.

А для того, чтобы ответить на эти вопросы, вспомните теоретические сведения о наречиях.

3. Интеллектуальная разминка

Вы подготовили вопросы друг другу на знание правил о наречии, задавайте по рядам.

1.Что такое наречие?

2.Чем наречия отличаются о других частей речи?

3.Приведите примеры обстоятельственных и определительных наречий.

4. С помощью каких способов образуются наречия?

5.Как отличить наречия в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?

6. Когда НЕ с наречиями пишется слитно, а когда раздельно?

7. В каких наречиях пишется одна Н, а в каких две НН?

8. В каких случаях на конце наречий пишется суффикс -А, а когда -О?

9. Когда на конце наречий пишется -О, а когда -Е?

10. При каких условиях пишется дефис в наречиях?

11. Когда в наречиях пишется Ь?

12.В каких наречиях пишется приставках НЕ-,а в каких НИ-?

4.Работа с каточками по всем видам орфограмм.

Каждый из вас получает карточку с орфограммами по теме «Наречие»

Вы вставляете буквы и раскрываете скобки ,вспоминая правила.

Время выполнения-5 минут



5. Работа с поэтическим текстом для уточнения роли наречий в тексте

Прочитайте отрывки из стихотворений ,(по рядам по 4 человека)найдите наречия, выпишите со словом, к которому относятся. Сделайте вывод о роли наречий в поэтических текстах

Деревья жалобно шумели,

Когда настали холода;

Лишь ель молчала равнодушно

И зеленела, как всегда.

(И.Плещеев)

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

(Ф.Тютчев)

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

(С.Есенин)

Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо

На стене часы стенные

Языком неутомимо.

(А. Фет)

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу! За тучей прогремело,

Принахмурилась земля!

(Ф.Тютчев)

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлён, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

(А.Фет)

Наречия эмоционально окрашивают детали, являются эпитетами, входят в олицетворения или метафоры. Характеризуют действие, уточняют и конкретизируют описание в целом, например .указывают на время ,место, образ действия, цель, меру и степень. Авторские характеристики приобретают живописность. эмоционально-экспрессивную окраску и точность.


5. Чтение с остановками

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы.

(Раздаются листочки. Текст читается сначала учителем вслух)


1. Какие ассоциации вызывает у вас начало текста «Живут два наречия..»

2. За что держатся два наречия?

3.Как вы думаете, что может появиться между ними? (предупредительный вопрос0

4.Ради чего они живут?

5.Что потерялось между ними?

6.Как им раньше жилось и теперь?

7.Как вы думаете, что же соединяло два наречия?

8.Что хотел сказать своей миниатюрой автор? Только ли о наречиях здесь речь? Или мы услышали еще что-то? 9.Как еще можно назвать по жанру это произведение? (грамматической сказкой) А притчей можно назвать? (Притча- иносказательный рассказ с нравоучением). Феликс Кривин написал их очень много, мы еще с ними встретимся)

10. Какой заголовок можно подобрать к тексту? (авторское название – Два слова в одном)

11. Какие виды наречий использовал в тексте автор?

12. Найдите фразеологизмы и замените их синонимами, сравните.


(прочно, смиренно, красиво, много, немного, наоборот или наперекор)

Крепко-накрепко

Тихо-смирно

Любо- дорого

Полным полно

Мало-мальски

Шиворот - навыворот

Рука об руку

Бок о бок

Душа в душу

Честь по чести

Час от часу не легче

(вместе, рядом, дружно, достойно,

чем дальше, тем хуже)







6. Комплексный анализ текста.

Речеведческий (определение темы, главной мысли, микротем, особенности композиции, стилистический (характерные для данного текста языковые средства и стилистические приёмы) и лингвистический (как текст создан и какую функцию выполняет каждая деталь) анализы текста).


-Сейчас мы свами проведем комплексный анализ текста. Он очень интересный и поучительный. Я вам напомню, что с автором этого текста мы встречались на литературе.

Читаем текст и отвечаем на вопросы.

Вопросы:

1. О чем говорится в тексте? 2. Почему слово Совесть написано с большой буквы? 3. Найдите слова, показывающие отношение людей к Совести и её чувства. Можно по ним сказать об отношении общества к ней? 4. Почему Совесть не нашла себе места в мире 5.К кому и с какой просьбой обратилась Совесть? 6. Назовите главную мысль текста. 7.К какому жанру можно отнести текст и кто его автор?(обратите внимание на стиль и языковые средства ) 8. Как вы думаете, последние слова текста об исчезновении неправды и насилия оправдались? Почему? 9. Какой части текста не хватает для ответа на вопрос? Придумайте окончание текста(3 предложения) и озаглавьте его. А потом мы сравним с авторским. 10. Найдите наречия, написанные через дефис, выпишите их и разберите по составу в тетради. 11. Какие наречия еще есть в этой сказке? 12.Скажите о роли наречий в тексте.

Читаем получившиеся микротемы, сравниваем текст Салтыков-Щедрина со своим.

Выписываем наречия.

(как-то, волей-неволей ,по –свойски. кого-нибудь, кое-как, день-другой, по-новому, по-моему; некогда, на лету.попусту,начерно,вовремя,напоказ,досыта,сначала.потом,запросто,прочь,невольно.в сердцах, навсегда -22 наречия! Из 82 слов)

Делаем вывод о роли наречий в данном тексте и общий вывод. (слайд)


III. Домашнее задание.

Сочинить сказку, используя наречия «Вчера, сегодня, завтра»

IV. Подведение итогов урока.Рефлексия.

Можете ли вы теперь ответить на вопросы, которые были даны вначале?

1. Как наречие сдружилось с частью слов и отгородилось от них дефисом?

2. Как и от кого отгораживается наречие?

3. Какое правило наречие берет взаймы у прилагательного?(суффикс –ЕЕ)

4. Какую роль играют суффиксы и приставки в наречиях?(они образуют новые слова)

5. Как наречия изменяют речь?(украшают,уточняют,дополняют)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!