СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с использованием активных методов обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Приложение. Лексическая работа»

Приложение

«Энциклопедия» слова ПАМЯТЬ


ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)

ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.)



ПАМЯТЬ. Баснословная, бесподобная, блестящая, богатая, великолепная, громадная, ёмкая, замечательная, зоркая, избирательная, изумительная, исключительная, кибернетическая, колоссальная, крепкая, невероятная, недурная, недурственная (разг.), незаурядная, неимоверная, необыкновенная, необычайная, неплохая, нестареющая, обширная, огромная, острая, отличная, отменная, поразительная, превосходная, прекрасная, редкая, свежая, сильная, сногсшибательная (разг.), твердая, удивительная, уникальная, упрямая, феноменальная, фотографическая, хваткая (разг.), хорошая, цепкая, чудесная, чудная, чуткая. Гусиная (разг.), девичья (разг.), дурная (разг.), дырявая (разг.), капризная, короткая, куриная (разг.), неважная, незавидная, непрочная, никудышная (разг.), отвратительная, плохая, птичья (разг.), слабая, худая, демонская, зеркальная, крылатая, нерастраченная, помертвелая, тучная, усталая. Аффективная, долговременная, зрительная, логическая, машинная, механическая, моторная, музыкальная, образная, оперативная, словесная, слуховая, чувственная, эмоциональная и т. п. 2. Воспоминания о ком.-, чем-либо. Бессмертная, благодарная, блаженная (устар.), вечная, высокая, глухая, гордая, горькая, горячая, добрая, долгая, долговечная, жестокая, живая, живучая, зыбкая, недобрая, нежная, незабвенная, неизгладимая, непреходящая, непрочная, нетленная, печальная, приятная, прочная, разбуженная, свежая, светлая, святая (устар.), священная, славная, смутная, стойкая, страшная, суровая, теплая, туманная, ужасная, унылая, четкая, ясная. Гранитная, кровавая, темная, яростная. Всеобщая, людская, народная, человеческая и т. п. (Словарь эпитетов. К. С. Горбачевич.)



Приложение

«Энциклопедия» слова ПАМЯТЬ


ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)

ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)

ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.)



ПАМЯТЬ. Баснословная, бесподобная, блестящая, богатая, великолепная, громадная, ёмкая, замечательная, зоркая, избирательная, изумительная, исключительная, кибернетическая, колоссальная, крепкая, невероятная, недурная, недурственная (разг.), незаурядная, неимоверная, необыкновенная, необычайная, неплохая, нестареющая, обширная, огромная, острая, отличная, отменная, поразительная, превосходная, прекрасная, редкая, свежая, сильная, сногсшибательная (разг.), твердая, удивительная, уникальная, упрямая, феноменальная, фотографическая, хваткая (разг.), хорошая, цепкая, чудесная, чудная, чуткая. Гусиная (разг.), девичья (разг.), дурная (разг.), дырявая (разг.), капризная, короткая, куриная (разг.), неважная, незавидная, непрочная, никудышная (разг.), отвратительная, плохая, птичья (разг.), слабая, худая, демонская, зеркальная, крылатая, нерастраченная, помертвелая, тучная, усталая. Аффективная, долговременная, зрительная, логическая, машинная, механическая, моторная, музыкальная, образная, оперативная, словесная, слуховая, чувственная, эмоциональная и т. п. 2. Воспоминания о ком.-, чем-либо. Бессмертная, благодарная, блаженная (устар.), вечная, высокая, глухая, гордая, горькая, горячая, добрая, долгая, долговечная, жестокая, живая, живучая, зыбкая, недобрая, нежная, незабвенная, неизгладимая, непреходящая, непрочная, нетленная, печальная, приятная, прочная, разбуженная, свежая, светлая, святая (устар.), священная, славная, смутная, стойкая, страшная, суровая, теплая, туманная, ужасная, унылая, четкая, ясная. Гранитная, кровавая, темная, яростная. Всеобщая, людская, народная, человеческая и т. п. (Словарь эпитетов. К. С. Горбачевич.)



Просмотр содержимого документа
«Самооценка работы группы»

Таблица самооценки

Группа 1

Ф.И. ученика

Моя оценка

(2 – 5 баллов)

Оценка группы

(2 – 5 баллов)

Примечания учителя

1.




2.




3.




4.




5.




Таблица самооценки

Группа 2

Ф.И. ученика

Моя оценка

(2 – 5 баллов)

Оценка группы

(2 – 5 баллов)

Примечания учителя

1.




2.




3.




4.




5.





Таблица самооценки

Группа 3


Ф.И. ученика

Моя оценка

(2 – 5 баллов)

Оценка группы

(2 – 5 баллов)

Примечания учителя

1.




2.




3.




4.




5.






Таблица самооценки

Группа 4

Ф.И. ученика

Моя оценка

(2 – 5 баллов)

Оценка группы

(2 – 5 баллов)

Примечания учителя

1.




2.




3.




4.




5.




Таблица самооценки

Группа 5

Ф.И. ученика

Моя оценка

(2 – 5 баллов)

Оценка группы

(2 – 5 баллов)

Примечания учителя

1.




2.




3.




4.




5.






Таблица самооценки

Группа


Ф.И. ученика

Моя оценка

(2 – 5 баллов)

Оценка группы

(2 – 5 баллов)

Примечания учителя

1.




2.




3.




4.




5.






Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока»



      1. Подробный конспект образовательного мероприятия


Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Коршунова Мария Винцентовна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №10»

Республика/край

Республика Коми

Город/поселение

Инта

Предмет

ЛИТЕРАТУРА

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

7 класс, 24 человека

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия


«Помнить, чтобы жить». (Тема Памяти в рассказе Е. И. Носова «Живое пламя»)

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Коровина В.Я.

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок с использованием технологии модерация АМО.

Урок второй в системе планирования уроков по изучению рассказе Е. И. Носова. Комбинированный урок художественного восприятия и анализа произведения.

Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе обучается 24 человека.

Среди ребят можно выделить группу учащихся с высоким уровнем способностей. Основная же масса учащихся обладает средним уровнем способностей и мотивацией, основанной на интересе: интересно – активно участвуют в уроке, неинтересно (урок сложный, с обилием теоретического материала) – ребята устают, мыслительные процессы у них отключаются, материал не усваивается. Трое учащихся с низкой мотивацией, связанной с невысоким уровнем способностей, предпочитают ничего не делать, т.к. не уверены в себе, имея позицию «не получается – зачем тратить силы». Поэтому необходимо использовать нетрадиционные формы организации деятельности, частые смены видов работы.

Ребята доброжелательны друг к другу. Критические замечания со стороны взрослых класс принимает, но в силу своего переходного возраста, не всегда ответственно относится к исправлению ситуации.

Примечание

Учащиеся заранее поделены на 5 групп. С этой целью заранее путем голосования были выбраны лидеры, которые подобрали себе состав группы по силам и интересам.

Цели урока/ занятия/ мероприятия


  • ОБУЧАЮЩИЕ: формирование у учащихся навыков анализа короткого рассказа.

  • РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия


  • Образовательная – способствовать формированию понятий образа-символа, формировать навыки анализа художественного текста.

  • Развивающая – развивать навыки выразительного чтения; создать оптимальные условия для развития у учащихся умений анализа, работы в группах постоянного состава, нахождения информации в разных источниках и ее обработки, для развития и раскрытия творческого потенциала ребенка, создания благоприятных условий реализации его природных способностей проявлять инициативу и самостоятельность, свободно реализовывать свои способности и умение адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, умение эффективно взаимодействовать с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

  • Воспитательная – воспитывать чувства патриотизма, эмоциональной отзывчивости, уважения к подвигу героев великой отечественной войны, чувства сострадания и уважения к людям пожилого возраста, уважительное отношение к русской истории и литературе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия


Урок стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, формирует у учащихся нравственные ценности; формирует личностные качества: совместная работа в группах. Развивает коммуникативные качества, творчество и любознательность, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению


  1. Составление композиционного плана рассказа «Живое пламя» Е.И.Нососва

  2. Работа над образами рассказа

  3. Анализ художественно-изобразительных средств отрывка из рассказа

  4. Определение художественной идеи произведения.

  5. Раскрытие образа-символа «мака», его значения.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска

  3. Справочная литература

  4. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. ЧАСТЬ 2.

  5. Видеоролик к песне + минусовка песни «А закаты алые» группы «Волшебники двора»

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

(изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных на стр.5)

Этап урока

/занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме1:


- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

- Варианты проведения метода


Инструкции учителя учащимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная , учебно-познавательная , коммуникативная , социальная


Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация


1минута.






Остановись мгновенье


Адаптированный





Цели / задачи:

  1. Организовать класс, подготовить к совместной творческой работе.

  2. Обеспечить настрой и хорошую атмосферу в классе.



Технология проведения.

Учащиеся встают около парты, жмут друг другу руки, смотрят вокруг и друг на друга, запоминая «мгновенье» своей нынешней жизни.

Слово учителя:

- Ребята, соедините руки в центре стола, посмотрите в глаза друг другу и запомните эту минуту. Когда-нибудь в будущем вы вспомните это мгновенье, вспомните друг друга – и улыбнётесь. Иоганн Вольфганг Гёте когда-то очень давно сказал: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Мы - люди, нас объединяет желание жить в мире и согласии, мы добры друг к другу и желаем ВСЕМ радости и счастья.

1.Коммуникативные

2.Знаково-символические (учащиеся взаимодействуют друг с другом и с педагогом при помощи зрительно-символического контакта)


1.Коммуникативная: взаимодействие с педагогом.

2.Социальная: владение «техникой» общения (правилами вежливости и нормами поведения).

Вхождение или погружение в тему



3 минуты







Назад в будущее

Авторский.

Цель: определить тему урока.

Технология проведения.

  1. Сценка (21 июня 1941 года). Необходимые материалы: слайды презентации к сценке (закат, военные хроники)































1. Слово учителя:

- Тише, прислушайтесь, вы слышите, как идет время? Нет? А оно даже не идет, оно бежит неумолимо. И уже прошло почти 74 года с тех пор. Знаете, о каком историческом событии я сейчас говорю? (Великая Отечественная война). Именно ОНА.

Я сейчас открою дверь, и мы попадем в то, как кажется, далекое время. Попробуйте почувствовать его душой.

Итак, 21 июня 1941 года, вечер…

  • Сценка

(Сигнал презентации: знак щелчка *)

Слайд *

В класс заходят два учащихся: девочка и мальчик . (Дима в гимнастерке в руках пилотка, Ксения в платье сороковых годов, в руках венок) *

К.: Глянь, Пашка, какой закат алый! Ты знаешь, такие закаты раньше на Руси беду предвещали!

Д.: Да, точно кровь.

К.: Ладно тебе. Будет!.. Лучше скажи, ты кем станешь, когда вырастешь?

Д.: Ты же знаешь, в офицеры пойду.

К.: Да зачем?! Папа говорит, что войны больше не будет. Никогда!!!

Д.: А вот я и буду смотреть, чтобы не было. Как твой папа.

К.: А я в артистки пойду! (Кружится, надевает венок) Думаешь, получится?

Д.: У тебя, Наташка, думаю, да!

(Наташа мечтательно смотрит вперед)

Слайд * Визг падающего снаряда (2 удара)

Д: Наташа! Война!!! - надевает пилотку.

Дима стоит по стойке смирно, смотрит вперед на класс. Ксюша (эмоционально) - на экран.

Слайд * Бомбежка. Хроники

Слайд * 22 июня 1941, тишина


К. Как это было! Как совпало!

Война! Беда! Мечта и Юность!


1.Личностные: работая на данном этапе, устанавливаем связь между целью и результатом и тем, ради чего она осуществляется; коммуникативная

2.Коммуникативные: изображая своих сверстников 40-ых годов 20 века, ребята погружаются в тему

3.Знаково-символические: молодые парень и девушка, изображаемые в сценке – это символ того поколения, которое когда-то, до войны так же, как и мы сейчас мечтало о счастье.

1.Информационная: ребята вспоминают дату начала Великой Отечественной войны, 2.Коммуникативная: устанавливается контакт со сверстниками.

7 минут

Энциклопедия слова

Адаптированный

Работа над понятием «ПАМЯТЬ».

Необходимое оборудование: Оформление доски портретами по проекту «Бессмертный батальон». Звук метронома.

  • Работа с высказываниями.

  1. … - это сокровищница и опекунша всего в мире. (Цицерон)

  2. Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего. (Т. Котарбиньский)

  3. Потерял … - потерял себя. (Пословица)

  4. Единственной мерой времени является … . (В. Гжегорчик)

  5. Без … наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн)


  • Работа со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Приложение.

  • Работа с лексическим значением слова.

  • Эпитеты к слову.

  • Фразеологизмы к слову.




Примечание. За каждый правильный ответ ребята получают жетоны-маки

  • Работа с высказываниями. Слайд * - Мы не были свидетелями событий Великой Отечественной войны. Но мы помним и ценим подвиг тех, кто сражался за наше будущее.

Скажите, какой проект, посвященный Великой отечественной войне, реализует сейчас наша школа и наша страна? («Бессмертный батальон»). Вы видите на доске портреты тех, кто сражался в Великой Отечественной войне. Это родственники ребят из нашего класса. Все они боролись за наше будущее. И мы непомерно им благодарны. Давайте почтим их память минутой молчания. Слайд *(Метроном)

Посмотрите, на слайд, найдите, ключевое слово нашего сегодняшнего урока, оно спрятано в высказываниях великих людей. (ПАМЯТЬ)

Слайд *

  • Работа со словарными статьями слова ПАМЯТЬ.

Работа с лексическим значением слова.

- Найдите белый листок-Приложение «Энциклопедия слова Память» в папке у вас на столе. Познакомьтесь со значениями слова «память», опубликованными в словарях Ожегова, Даля, Ушакова. Какое определение вам кажется более удачным по отношению к сегодняшнему уроку? Ответы/ Дополнения учителя. Слайд *

  • Эпитеты к слову.

- В словаре эпитетов приведено около 100 эпитетов к слову ПАМЯТЬ. Вы их видите в этом же Приложении. Выберите эпитеты, на ваш взгляд, наиболее подходящие теме сегодняшнего урока. Ответы/ Дополнения учителя. Слайд *

- А может быть вы помните фразеологизмы этим словом? Ответы/ Дополнения учителя. Слайд *

1.Познавательные:

работа с понятием слова Память.


1.Информационная: работа со словарной статьёй.

Формирование задач урока



2 минуты

Речевое конструирование

Авторский





Цель: позволяет сформулировать задачи урока быстро и эффективно.

Задачи учащихся:

  • Понять, как писатель поднимает тему памяти на страницах своего произведения?

  • Почувствовать, как автор выражает свое отношение к истинным человеческим ценностям?

  • Найти в прочитанном рассказе ориентиры для будущей жизни?

На доске портрет Е.И.Носова. Слайд *Слово учителя:

- Ребята, помните, кто это? (Евгений Иванович Носов)

- Какое произведение Е.И.Носова мы читали на предыдущем уроке? (Рассказ «Кукла»)

Сегодня мы познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя».

Сформулируйте задачи урока, соединив действие первой колонки с результатом второй. Слайд *, Слайд *

Коммуникативные:

грамотное формулирование высказывания.

Учебно-познавательная: формулирование и понимание задач урока.

Восприятие произведения

4минуты

Живое (звучащее) слово

Адаптированный

Цель: воспитание у школьников качеств, нужных для чтеца, демонстрация искусства художественного чтения; первичное восприятие текста через искусство художественного чтения.


Необходимое оборудование: Литература. Учебник для 7 класса. II часть. Рассказ Е.И.Носова «Живое пламя»


Технология проведения: выразительное чтение текста учащимися / учителем.

Слайд *

- Сядьте поудобнее, разбудите сердце. Давайте прочитаем рассказ Е.Носова «Живое пламя». Как писатель поднимает тему памяти на страницах своего произведения?


Выразительное чтение текста учащимися / учителем.




1.Личностные: умение выразительно читать.

2.Коммуникативные: умение слушать.

3. Познавательноая: знакомство с рассказом .

Информационная: знакомство с рассказом Е.Носова «Живое пламя»

Разминка



1 минута

Летчик-герой

Авторский

Цель: позволяет снять усталость и напряжение


Технология: Учитель показывает различные разминочные движения, сопровождая их стихотворением:


Мы литературу любим! Шеей влево, вправо крутим.

Небо наше высоко – топай недолго, но легко.

Летит в небе самолет, влево - вправо поворот.

Совершает он пике – наклоняемся к земле.

Ну и Летчик! Вот герой! А мы прыгаем с тобой.

К учителю повернёмся,

тихо присядем и дружно улыбнёмся!

Слайд *

- Учеников просят встать и вместе с учителем сделать разминку.

Знаково-символические: символическая связь темы урока и текста физмимнутки, здоровьесбережение.

Социальная: общение учитель-ученик.



5 минут

Кластер














Адаптированный

Цель позволяет сориентировать учащихся в теме, развивает умения работать в группах.

Технология проведения:

Составление «Кластера».

Найти термины-компоненты плана анализа художественного текста:


















Слайд *

- Чтобы глубже понять рассказ, авторский замысел, что нужно сделать? (Вчитаться, вдуматься, прочувствовать произведение – проанализировать его).


- Давайте составим кластер, который поможет нам построить работу по анализу рассказа «Живое пламя». Посмотрите на доску, найдите среди предложенных слов термины, которые входят в план анализа художественного текста.


Озвучивание результатов и проверка * (Композиция, образ, художественно-изобразительные средства, идея, авторский замысел).


Составление кластера. Слайд ******

1.Познавательные: компонентов плана-анализа художественного текста.

2.Регулятивные: планирование дальнейшей работы.

3.Коммуникативные: общение учитель-ученик.

1.Учебно-познавательная: формирование умения анализировать текст. информационная: закрепление литературоведческих терминов.

Коммуникативная: учитель-ученик.

Проработка содержания темы



10+5 минут





Мозговой штурм

Адаптированный.

Цели: развить умение работать в группах, развитие исследовательских, развитие коммуникативных навыков и умений в процессе работы в группе.

Необходимое оборудование: листы бумаги, карточки с заданиями для групп.

Технология проведения: Группы выполняют предложенные задания, ответы при необходимости оформляют на листах А4. Затем ответственный в каждой группе отчитывается о работе. Ответы сравниваются с ответами на слайдах (Слайд *)

Задание группам: В течение четырех минут группы должны обсудить и ответы на вопросы.

Работая по теме, определяют ответственного за презентацию общего ответа.


1 группа:

Композиция рассказа

Цитатный план (примерные ответы)

Экспозиция (изображение жизни непосредственно предшествующей завязке)

«Ну, какой из мака цвет!»


Завязка (событие, определяющее начало развёртывания сюжетного)

«я все-таки сыпанул тайком щепотку мака»

Развитие действия (система событий, вытекающих из завязки)

«Клумба стояла неузнаваемой»

«Два дня буйно пламенели маки»

Кульминация (точка высшего напряжения)

«И у людей так бывает…»


Развязка (конец, разрешающий или предшествующие обстоятельства.)

«... не дать погаснуть живому огню»





Задания для групп:

1 группа:

Заполните таблицу, составив цитатный план рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»


2 группа: Охарактеризуйте образ тети Оли, выполнив задание:

  1. Расскажите об Ольге Петровне. (Добрая, хозяйственная женщина. Одинока. Тоскует о погибшем сыне. Но при этом сильная: не позволяет себе унывать).

  2. Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов? (Чтобы унять душевную боль.)

  3. Почему тётя Оля не любила маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

3 группа:

Охарактеризуйте образ рассказчика, ответив на вопросы. Ответ подтвердите цитатами.

  1. Что нам известно о рассказчике? (Писатель «опять застала за бумагами», «Будет писать-то!»).

  2. Кем он приходится тёте Оле? (Жилец: «Когда я снимал эту комнату», снимет комнату временно).

  3. Почему рассказчик посеял маки? (Нравятся эти цветы: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет»).

  4. Как характеризуют рассказчика речь, мысли, поступки? (Наблюдательный, внимательный к деталям, знает старинные песни – любит народ, мудрый, переживающий, сочувствующий).


1.Личностные: проявляется личность каждого учащегося.

2. Регулятивные: планирование деятельности, выполнение задания группы.

3.Познавательные: анализ текста.

4.Коммуникативные: продуктивное общение в группе, выбор ответчика.

1.Информационная: более глубокое осмысление текста.

2.Учебно-познавательная : аналитическая работа с текстом. 3.Коммуникативная: умение общаться с целью выполнения поставленной задачи.

4. Социальная: распределение ролей в группе.


Фаза 2 «Работа над темой»


Проработка содержания темы




4 группа

СРАВНЕНИЯ: густой покров цветов напоминал настоящий ковер, аромат, похожий на запах ванили, маки походили на зажженные факелы, стоит только прикоснуться - сразу опалят.

ЭПИТЕТЫ: скромных ночных цветков, нежно-горьковатым ароматом, куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, пурпурно-бархатные шляпки (цветы), тугие, тяжелые бутоны, живые, весело полыхающие на ветру языками пламени, легкий ветер, алые лепестки, вспыхивали трепетно-ярким огнем, наливались густым багрянцем.

МЕТАФОРЫ: коврик цветов, лента маттиол, шляпки парижских красавиц, цветочная пестрота, поднялись маки, выбросив навстречу солнцу (олицетворение), Маки слепили, озорной, обжигающей яркостью, цветочная аристократия.


4 группа:

Работа с отрывком «Описание клумбы» от слов «Клумба стояла неузнаваемой.» до « И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. »

  1. Каким цветам автор уделяет особое внимание? (Макам, они поднялись в центре клумбы, слепили, обжигали…)

  2. Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки также сильно волновали сердце героя, как и маки? (Эти цветы симпатичны, каждый по-своему, но все же макам внимания больше).

  3. Как показана недолгая красота маков? (Цитаты)

  4. Какие средства художественной выразительности, использованные автором,

помогли вам ответить на поставленные вопросы? (Эпитеты, метафоры, сравнения).

5 группа:

Раскройте идею рассказа, авторский замысел. Ответ начните со строчки из стихотворения Александра Трифоновича Твардовского: «Война — жесточе нету слова». Помогут вам в этом следующие вопросы:

1. Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля? (У тети Оли на войне погиб сын. Его жизнь похожа на короткую, но яркую жизнь мака.)

2. Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея? (Алексей был летчиком и погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика. Это герой, не пожалевший своей жизни ради Родины. Молодой, красивый парень, у него все было впереди. На война оборвала его жизнь.

3. Как Е. Носов на страницах небольшого произведения показал жестокость войны? (Горе, слезы, одиночество близких, потерявших своих сыновей, дочерей, родителей. Вот последствия войны. Все это читается между строк).





Рефлексия


2 минуты

Самооценка

Адаптированная.

Цель: проанализировать свою работу на уроке.

Технология проведения. Заполнение таблиц самооценки.


Давайте заполним таблицы «самооценки».



Личностные

Коммуникативная, социальная.

Итоги урока


4 минуты

Живое пламя

Авторский

Цель: проанализировать, оценить результаты по сравнению с ситуацией в начале урока.

Учитель и учащиеся анализируют и озвучивает итоги урока делают выводы.



  1. Так почему же все-таки рассказ называется «Живое пламя» и как название рассказа связано с темой урока «Помнить, чтобы жить»?

(Мак, словно живое пламя, - символ памяти о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны. Мы должны помнить о тех, кто погиб, потому что они погибли за наше счастливое будущее. Мы должны сделать то что можем чтобы не было войны.)

  1. Как автор выражает свое отношение к истинным человеческим ценностям?

(Алексей – герой. Он погиб, защищая Родину. В памяти близких и их боевых товарищей такие, как Алексей остались вечно молодыми.

  1. Еще одной задачей нашего урока было: найти ориентиры будущей жизни. Вы уже, конечно, поняли, что Алексей – это пример человека, который достойной жизни, в полную силу прожитой. Это ли не ориентир?

Слайд *

Красный мак – символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.

У вас на столе лежат маки. Давайте из них сделаем «Живое пламя», чем почтим всех погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить. Спасибо за работу!

1.Личностные: связь темы урока с жизнью.

2. Регулятивные: умение делать выводы.

3. Знаково-символические: символическое оформление доски-памяти.

4.Коммуникативные: общение учитель-ученик.

1.Коммуникативные: учитель –ученик.

2. Социальная: обозначение жизненных ориентиров в обществе.










Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Д / з

1 минута



Цель: Прокомментировать домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок о цветущих маках

Написать сочинение-размышление на тему: «Помнить, чтобы жить».



















1

3



Просмотр содержимого документа
«Задания для групп»

Задания для групп

1 группа

Заполните таблицу, составив цитатный план рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»

Композиция рассказа

Цитатный план

Экспозиция (изображение жизни непосредственно предшествующей завязке)


Завязка (событие, определяющее начало развёртывания сюжетного)



Развитие действия (система событий, вытекающих из завязки)




Кульминация (точка высшего напряжения)



Развязка (конец, разрешающий или предшествующие обстоятельства.)




3 группа

Охарактеризуйте образ рассказчика, ответив на вопросы. Ответ подтвердите цитатами.

  1. Что нам известно о рассказчике? (Писатель «опять застала за бумагами», «Будет писать-то!»)

  2. Кем он приходится тёте Оле? (Жилец: «Когда я снимал эту комнату», снимет комнату временно)

  3. Почему рассказчик посеял маки? (Нравятся эти цветы: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет.». Он не стал спорить с женщиной, а просто сделал сам то, что считал нужным)

  4. Как характеризуют рассказчика речь, мысли, поступки? (Наблюдательный, внимательный к деталям, знает старинные песни – любит народ, мудрый, переживающий, сочувствующий)




2 группа.

Охарактеризуйте образы тети Оли и ее сына, выполнив задание:

  1. Расскажите об Ольге Петровне. Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце. Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини.


  1. Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов? (Чтобы унять душевную боль.)


  1. Почему тётя Оля не любила маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)



4 группа.

Выразительно прочитайте описание клумбы. Ответьте на вопросы.

  1. Каким цветам автор уделяет особое внимание?

  2. Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

  3. Какие художественные приёмы использует автор при описании маков?

  4. Как показана их недолгая красота?

Заполните таблицу:

СРАВНЕНИЯ: густой покров цветов напоминал настоящий ковер, аромат, похожий на запах ванили, маки походили на зажженные факелы, стоит только прикоснуться - сразу опалят

ЭПИТЕТЫ: скромных ночных цветков, нежно-горьковатым ароматом, куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, пурпурно-бархатные шляпки (цветы), тугие, тяжелые бутоны, живые, весело полыхающие на ветру языками пламени, легкий ветер, алые лепестки, вспыхивали трепетно-ярким огнем, наливались густым багрянцем,

МЕТАФОРЫ: коврик цветов, лента маттиол, шляпки парижских красавиц, цветочная пестрота, поднялись маки, выбросив навстречу солнцу (олицетворнеие), Маки слепили, озорной, обжигающей яркостью, цветочная аристократи


5 группа

Раскройте идею рассказа, авторский замысел, выполнив задание

1. Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

2. Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея?

3. Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?

Ответ начните со строчки из стихотворения Александра Трифоновича Твардовского: «Война — жесточе нету слова»




Просмотр содержимого презентации
«Презентация_02»

Урок литературы Живи и помни…  7 класс Автор: учитель русского языка и литературы Коршунова М.В. МБОУ «СОШ №10»,г. Инта, Республика Коми.

Урок литературы

Живи и помни…

7 класс

Автор: учитель русского языка и литературы Коршунова М.В.

МБОУ «СОШ №10»,г. Инта, Республика Коми.

_________ - это сокровищница и опекунша всего в мире. (Цицерон)  Прошлое, хранящееся в _________ , есть часть настоящего. (Тедуш Котарбиньский)  Потерял _________ - потерял себя. (Пословица)  Единственной мерой времени является _________ . (Владислав Гжегорчик)  Без _________ наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом.
  • _________ - это сокровищница и опекунша всего в мире. (Цицерон)
  • Прошлое, хранящееся в _________ , есть часть настоящего. (Тедуш Котарбиньский)
  • Потерял _________ - потерял себя. (Пословица)
  • Единственной мерой времени является _________ . (Владислав Гжегорчик)
  • Без _________ наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом.

(Сергей Рубинштейн)

Сформулируйте задачи урока, соединив действие первой колонки с результатом второй. Понять, как писатель поднимает ориентиры для будущей жизни. Почувствовать, как автор выражает тему памяти на страницах своего произведения. Найти в прочитанном рассказе свое отношение к истинным человеческим ценностям.

Сформулируйте задачи урока, соединив действие первой колонки с результатом второй.

Понять, как писатель поднимает

ориентиры для будущей жизни.

Почувствовать, как автор выражает

тему памяти на страницах своего произведения.

Найти в прочитанном рассказе

свое отношение к истинным человеческим ценностям.

Понять, как писатель поднимает тему памяти на страницах своего произведения. Почувствовать, как автор выражает свое отношение к истинным человеческим ценностям. Найти в прочитанном рассказе ориентиры для будущей жизни.
  • Понять, как писатель поднимает тему памяти на страницах своего произведения.
  • Почувствовать, как автор выражает свое отношение к истинным человеческим ценностям.
  • Найти в прочитанном рассказе ориентиры для будущей жизни.
Композиция рассказа Цитатный план Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка «Ну, какой из мака цвет!» «… я все-таки сыпанул тайком щепотку мака» . 1.«Клумба стояла неузнаваемой». 2.«Два дня буйно пламенели маки». «И у людей так бывает…» «... не дать погаснуть живому огню».

Композиция рассказа

Цитатный план

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

«Ну, какой из мака цвет!»

«… я все-таки сыпанул тайком щепотку мака» .

1.«Клумба стояла неузнаваемой».

2.«Два дня буйно пламенели маки».

«И у людей так бывает…»

«... не дать погаснуть живому огню».

Расскажите об Ольге Петровне. Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов? Почему тетя Оля все-таки отдала свое предпочтение макам?
  • Расскажите об Ольге Петровне.
  • Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?
  • Почему тетя Оля все-таки отдала свое предпочтение макам?

(Добрая, хозяйственная женщина. Одинока. Тоскует о

погибшем сыне. Но при этом сильная: не унывает).

(Чтобы унять душевную боль, чем-то себя занять).

(Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)

Что нам известно о рассказчике? Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле? Кем он приходится тёте Оле? Почему рассказчик посеял маки?   Почему рассказчик посеял маки?   Как характеризуют рассказчика речь, мысли, поступки? Как характеризуют рассказчика речь, мысли, поступки?
  • Что нам известно о рассказчике?
  • Что нам известно о рассказчике?
  • Кем он приходится тёте Оле?
  • Кем он приходится тёте Оле?
  • Почему рассказчик посеял маки?
  • Почему рассказчик посеял маки?

Как характеризуют рассказчика речь, мысли, поступки?

  • Как характеризуют рассказчика речь, мысли, поступки?

(Писатель « опять застала за бумагами » , « Будет писать-то! » ).

(Жилец: « Когда я снимал эту комнату » ).

(Нравятся эти цветы: « А лоб у нее, точно мрамор, бел.

А щеки горят, будто маков цвет »)

(Наблюдательный, внимательный к деталям, знает старинные

песни – любит народ, мудрый, переживающий, сочувствующий).

Какое значение имеет описание клумбы в произведении?  Каким цветам автор уделяет особое внимание? Почему?  Как показана недолгая красота маков? Цитаты. Какие средства художественной выразительности, использованные автором,
  • Какое значение имеет описание клумбы в произведении?
  • Каким цветам автор уделяет особое внимание? Почему?
  • Как показана недолгая красота маков? Цитаты.
  • Какие средства художественной выразительности, использованные автором,

помогли вам ответить на поставленные вопросы? Приведите примеры.

(Макам, они поднялись в центре клумбы, слепили, обжигали … )

(Эти цветы симпатичны, каждый по-своему, но все же макам внимания больше).

(Эпитеты, метафоры, сравнения).

Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?
  • Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

2. Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея?

3. Как Е. Носов на страницах небольшого произведения показал жестокость войны?

(У тети Оли на войне погиб сын. Его жизнь похожа на

короткую, но яркую жизнь мака.)

(Алексей – молодой парень, был летчиком и погиб героем.)

Горе, слезы, одиночество близких, потерявших своих сыновей, дочерей, родителей. Вот последствия войны. Все это читается между строк.

Горе, слезы, одиночество близких, потерявших своих сыновей, дочерей, родителей. Вот последствия войны. Все это читается между строк.

Итоги урока

Итоги урока

  • Почему рассказ называется «Живое пламя» и как название рассказа связано с темой урока «Помнить, чтобы жить»?
  • Как автор выражает свое отношение к истинным человеческим ценностям?
  • Как прожить жизнь достойно?
На выбор:

На выбор:

  • Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.
  • Написать сочинение-размышление на тему: «Живи и помни…»
При создании презентации использованы материалы Интернет – сайтов:   http://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_Носов   http://www.tuladnt.ru/htmlpage/Akimova. html   http://www.just-so-site.com/stories/rememb/mccrae.htm   http://dreamworlds.ru/intersnosti/page,1,1,13469-cvetok-grez-mak.html  http://img-fotki.yandex.ru

При создании презентации использованы материалы Интернет – сайтов:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/Евгений_Носов
  • http://www.tuladnt.ru/htmlpage/Akimova. html
  • http://www.just-so-site.com/stories/rememb/mccrae.htm
  • http://dreamworlds.ru/intersnosti/page,1,1,13469-cvetok-grez-mak.html
  • http://img-fotki.yandex.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!