СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок подгоовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 27): «Социально активное пространство как средство формирования социальной активной позиции школьников».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык, 11 класс: «Социально активное пространство как средство формирования социальной активной позиции школьников». Урок подготовки к ЕГЭ. Задание 27.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок подгоовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 27): «Социально активное пространство как средство формирования социальной активной позиции школьников».»

Русский язык, 11 класс: «Социально активное пространство как средство формирования социальной активной позиции школьников».



























































Тема: формирование активной жизненной позиции при подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Цель:

систематизировать знания о тексте, стиле и типе речи;

вырабатывать навыки написания текста, определять тему, проблему, находить средства выразительности.

Задачи:

Совершенствовать монологическую и диалогическую речь, развивать мышление

(Слайд1)

1.Вам предстоит написать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по данному тексту.

2. Ребята, посмотрите на тему и скажите, какие цели стоят перед вами? (Как формируется активная жизненная позиция, кому принадлежит решающая роль, кто влияет на человека). "Человека создает природа, а воспитывает общество". В. Белинский.

3. Перед написанием сочинения-рассуждения мы проанализируем текст. Что такое анализ текста? (Мы выделяем основную мысль, о чем этот текст, актуален ли он).

4. Перед нами текст Виктора Петровича Астафьева. Что мы знаем о писателе? (Его произведения автобиографичны, автор высоконравственный человек, он много размышляет о детях, в которых продолжается наша жизнь, наши краткие радости. Автор воспитывает добрые отношения в обществе, чтобы жить в согласии с собой, с окружающими, быть ответственными).

5. Прочитать текст и ответить на вопрос, что волнует автора, какую проблему он ставит. Какой эпитет можно подобрать к слову проблема? (Нравственная). Каков стиль текста? (Публицистический)
(Астафьев ставит нравственную проблему: человек, общество, их взаимосвязь. Что влияет на гражданскую позицию человека?).

(Слайд №2)

Каждый человек неповторим на земле, я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы — так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей. Некоторые люди влияют на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив.

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул...

В.П. Астафьев
(Слайд № 3)
6.Первое требование мы выполнили, сформулировали проблему, поставленную автором.
7. Вспомним, что требует задание 26, воспользуемся пособием для подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Расскажите, какова структура сочинения-рассуждения?

8. Что следует дальше? (Комментарий). Как вы понимаете значение слова комментарий? (Человек взаимосвязан с обществом. Эта проблема всегда была актуальна, человек всегда подвергается влиянию общества).
"Человек без людей - что тело без души", - глагол народная мудрость.

9. Каков следующий этап работы? Позиция автора. Какова позиция автора? (Автор убежден в том, что важно, какие люди окружают. Автор считает, что если добрые люди, то и сам становишься лучше. Автор убеждает нас, что в формировании человека важны семья, школа, друзья, окружение).

Итак, позиция автора обозначена.

10. Что мы делаем дальше? (Моя позиция).

11. Перед нами стоит сложная задача - подобрать аргументы из художественных текстов литературы или прочитанных самостоятельно, подтверждающих позицию. Приведите примеры из художественной литературы. («Герой нашего времени» - Лермонтов, «Евгений Онегин»- Пушкин, «Война и мир» - Толстой, «Конь с розовой гривой»- Астафьев, «Детство»- Горький)

12. Запишите один аргумент и прочитайте ваше доказательство.

13. Ребята, кроме подготовки к экзамену, что вынесли вы с урока? Какие мысли, чувства возникают при чтении и анализе данного текста. Мы говорим о литературных героях, о том, что или кто нас формирует. Какова ваша жизненная позиция? Автор убеждает нас в том, что мы должны быть ответственными за каждое свое дело, за каждый свой поступок

14. Чтение учителем сочинения.

Затронутая Виктором Астафьевым социальная проблема всегда была актуальна. Виктор Петрович Астафьев размышлениями заставляет нас задуматься о том, как формируется человек, что влияет на его взгляды.

В данном тексте он и читателям предлагает поразмышлять о сложных нравственных понятиях, а объектом раздумий писателя является человек, его неповторимость. Эта проблема не зависит ни от времени, ни от страны, в которой мы живем.

В небольшой по объему статье Астафьев не только высказывает свои взгляды, но всем ходом рассуждения приводит нас к выводу о влиянии окружающей среды на формирование характера человека.

Виктор Петрович Астафьев глубоко убежден в том, что общество должно благотворно влиять на душу. Действительно, трудно не согласиться с точкой зрения писателя. Эта тема мне интересна. Автор доступно и понятно объясняет, как формируется характер человека, кому принадлежит в этом главная роль.

В этом помогает нам разобраться художественная литература. Есть много произведений о том, какой путь выбирает человек, от чего зависит его развитие в социуме.

Первым аргументом является рассказ "После бала" Льва Толстого. В первой части рассказа герой счастлив, он любит не только Вареньку и ее отца, но и весь мир, все радостно, празднично, ярко.

Вторая часть произведения переносит читателя на окраину города, где на площади герой видит жуткую казнь, которой руководит отец Вареньки. Полковник бьет физически слабого солдата. В обществе, устроенном несправедливо, нет места нормальным отношениям. Герой сердцем чувствует это. Ему стыдно за полковника, за себя. С Варенькой он не встречается, любовь пошла на убыль.

Вторым аргументом является роман Пушкина "Евгений Онегин". Онегин - незаурядный человек, но не может противостоять обществу, боится чужого мнения. Он идет на дуэль с Ленским. Эта дуэль - убийство. "И он убит", - воскликнул поэт.

Почему так поступают люди? Литературные произведения заставляют меня задуматься о том, что формирует личность. Мой небогатый жизненный опыт подсказывает, что человек и общество взаимосвязаны.

Я поняла, что человек нужен обществу, должен любить людей. И общество зависит от каждого из нас. Человек становится человеком только среди людей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!