СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Вводные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового задания с карточками к уроку

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Вводные слова"»

Тема урока: Вводные слова . 8 класс


Цели:

1) выявить опознавательный признак пунктуационно-смыслового отрезка (вводное слово); выработать умение видеть вводные слова в предложении, правильно интонировать их, выделять знаками препинания на письме;

научить учащихся составлять целое из отдельных частей, комбинировать, сравнивать;

2) развивать положительную мотивацию деятельности учащихся при осмыслении синтаксического понятия.

3) воспитывать культуру умственного труда, стремление к здоровому образу жизни

Оборудования: компьютер с мультимедийным проектором; перфокарты.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Мотивация

1 этап. Взгляните на экран. Перед нами 2 набора слов. Из этих слов составьте 2 предложения.


Счастье, стремиться, к, все, люди.


Решить, счастье, мы, к, быстро, трудная, задача.

Верный ответ:

Все люди стремятся к счастью.

К счастью мы быстро решили трудную задачу.

- Разберите их по членам предложения. (Дети встают и производят разбор).

Все готовы?

1 работа ставится на документ-камеру.

Есть разные варианты? В чем разница, сравните?


Докажите свой ответ. (Если у всех одинаково: к счастью – обстоятельство, то

У: в др. классе получился другой вариант разбора. Как вы думаете, какой вариант у них мог быть?


Ответы: 1. К счастью – к чему? Задаем вопрос – это дополнение.

Во втором предложении как можно проверить. (если обстоятельство, то какие значения? Какой признак действия?времени?места?причины и т.д.)

Раз оно не обозначает признак действия, значит, не связано со словом решили? А с каким словом связано?

(не получается)

Какой вывод мы делаем? (что оно не является членом предложения)

А так бывает? (Мама, бабушка сегодня приедет?





- А как вы думаете, какую работу выполняет оно в этом предложении?

Ответы: Оно выражает чувство говорящего.

- то есть слова, выражающие чувства говорящего не являются членами предложения?

(ответ: можно без него обойтись)

-Да. Скажите без этого слова. Что изменится? (останется сообщение, факт).

- Что мы узнали об этом слове? (не является членом предложения, выражает чувство , можно пропустить)

- А есть такие слова кроме этого слова к счастью?

- Попробуйте изменить ситуацию так, что мы решили эту задачу не быстро?

- Как вы думаете, как называются такие слова и для чего они нужны в предложении?

- Итак, ребята, мы определились с темой нашего урока – Вводные слова.

Что же мы узнали о них? (Ответы уч-ся) - вводные слова не являются членами предложения и к ним нельзя задать вопрос от какого-либо слова в предложении. Т.е. они грамматически не связаны с др. словами .

- Наше исследование продолжается. Теперь попробуем определить, какими словами в предложении можно передать свои чувства? Если чувство неуверенности, то какое вводное слово мы используем? (наверное, возможно). А если уверенность? (бесспорно) А если сильные чувства? (к радости, к счастью). Кроме различных чувств, вводное слово выражают и другие значения : На экране отражены наиболее распространенные вводные слова и их значения.


Значения

Вводные слова

уверенность

Конечно, несомненно, бесспорно, безусловно, разумеется, действительно

неуверенность

Кажется, казалось, вероятно, возможно, наверное, пожалуй

Различные чувства

К счастью, к сожалению, к радости, к удивлению, к огорчению

Источник информации

По-моему, по-твоему, по слухам, говорят, по сообщению, по мнению

Последовательность изложения; связь между мыслями

Во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, следовательно, значит, одним словом


- Значит, какой мы можем сделать вывод о значении вводных слов, что они выражают? (выводы учащихся) Верно, выражают свое отношение к тому, что говорит.

Мы выяснили еще одну особенность вводных слов.

- У вас, как у настоящих исследователей, хорошо развито чувство языка. Теперь вы можете сказать, какие слова называются вводными.


Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что сообщает: уверенность, неуверенность, различные чувства, источник информации, последовательность изложения».


(момент релаксации) Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните.., выдохните. Закройте глаза и вспомните самый счастливый момент в вашей жизни и подумайте, в чем состоит счастье?

- Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова. Сядьте лицом друг другу. Начали!

- Итак, что, по – вашему, человеку нужно для счастья: во-первых …, во-вторых …,

в – третьих ….

- Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Если есть здоровье, будет и семья, и друзья, и богатство, и счастье.

- Вернемся к нашему предложению. К счастью мы быстро решили трудную задачу.

Мы выяснили, что слово к счастью здесь не является членом предложения.

Прочтите данное предложение, как выделяется вводное слово в устной речи?

- А теперь попробуйте переконструировать это предложение так, чтобы оно

соответствовало этим схемам, используя другие вводные слова: +++ - вводное слово или др. знак. Запишите – на доске и в тетрадях.


[ _________ , +++, ====== ]. [ _________ =======, ++++ ].


Прочтите предложения с нужной интонацией. Изменился ли при этом смысл предложения? (выводы учащихся).


- Итак, наше исследование подходит к концу. Давайте сделаем вывод: вводные слова могут находиться в разных частях предложения, не меняя его смысл, но в любом случае выделяются запятой на письме, а в устной речи интонацией.


- И сейчас я хотела бы узнать, как каждый из вас усвоил эту тему. Для этого предлагаю небольшой тест, с которым, я уверена, вы справитесь, т.к. на сегодняшнем уроке вы были очень активными исследователями русского языка.

- А у вас на столах лежат перфокарты. Я буду читать предложение. Если в них будет находиться вводное слово, то вы ставите плюс под словом “ДА”, а если вводного слова нет, то вы ставите минус под словом “НЕТ”.

Да Нет

  • Мир кажется мне книгой.

  • Правда в огне не горит и в воде не тонет.

  • Глазами кажется хотел бы всех он съесть.

  • Выглядел он правда неважно.

  • Может с Теркиным беда.

  • Мы таким образом сможем ответить на проблемный вопрос.

Поезд мчит меня к счастью.

  • Решение по делу было совершенно очевидно.

  • Поезд очевидно немного запаздывает.

  • Одним словом жизнь расцветает

  • Держись мой мальчик на свете два раза не умирать


- Уберите перфокарту и соедините точки. У вас должна получиться вот такая линия. Проверьте визуально с экрана. Правильные ответы обведите кружочком. Посчитайте, сколько у вас набралось баллов? За каждый правильный ответ насчитывается 1 балл. Посмотрите на экран и по данным критериям поставьте себе соответствующие оценки.

Сделайте вывод, сможете ли вы стать настоящими исследователями языка?

10 б.

«5»

9-7 б.

«4»

6-5 б.

«3»

4 и б.

«2»

Молодец, ты можешь стать настоящим исследователем

Хорошо, тебе нужно лишь чуточку усердия и внимания

Будь внимателен и не торопись, подумай!

Тебе нужно упорно потрудиться и лучше заниматься

Итак, сделаем вывод. (Можно провести как сам. работу, отвечая на вопросы) С каким синтаксическим явлением мы познакомились сегодня на уроке? В каких частях предложения могут находиться вводные слова? Что они выражают? Как выделяются на письме?

Я уверена, вы можете стать настоящими исследователями – лингвистами.

А сейчас вам надо будет построить маленький текст-рассуждение на тему: «Спорт – это здоровье», используя вводные слова. (5-7 предложений)


Домашнее задание:

1)Составьте текст-рассуждение на тему: «Спорт – это здоровье», используя различные группы вводные слова. (10 -15 предложений)


2)Ваш друг прислал вам следующее сообщение : «Жить в маленькой деревне лучше, чем в большом городе».

Используя подходящие вводные слова из текста, приведите 3 наиболее убедительных аргумента «за» и 3 «против», доказывающих или опровергающих это утверждение.


Для справок : Аргумент (лат. argumentum)  — суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), посредством которого обосновыва­ется истинность к.-л. другого суждения (или теории). При доказа­тельстве некоторого суждения А. являются основаниями, или посылками, из которых логически следует доказываемое суж­дение. Аргументированное суждение включает в себя объяснение и доказательство


2)В приведенных ниже предложениях найдите вводные слова и подчеркните их одной чертой.

Расставьте, если необходимо, знаки препинания.

1.Действительно погода резко меняется.

2. Мы готовы всё сделать по-вашему.

3. Удостоверение действительно на один месяц.

4. Решение судьи было ясно и несомненно.

5. Куда по-вашему ведёт эта дорога?

6. Несомненно наша команда добьётся успехов.






















да нет

1. Мир кажется мне книгой.







2 .Правда в огне не горит и в воде не тонет.






3. Глазами кажется хотел бы он всех съесть.






4. Выглядел он правда неважно.






5 .Может с Теркиным беда.






6. Мы таким образом сможем ответить на проблемный вопрос.






7.Решение по делу было совершенно очевидно.






8. Поезд мчит меня к счастью.






9. Поезд очевидно немного запаздывает.






10. Одним словом жизнь расцветает.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!