СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Внешняя политика 60- г. XXвека"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей истории

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Внешняя политика 60- г. XXвека"»

Тема: Внешняя политика


Цель: дать учащимся представление об основных событиях внешней политики СССР в период 1946 – 1953 гг


Задачи:

Обучающая: усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

Развивающая: развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события; аргументированно доказывать свою точку зрения; развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица); устанавливать причинно-следственные связи; отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи; формировать логичность мышления.

Воспитательная: заложить основы толерантного отношения к людям с другими взглядами на проблему; воспитывать познавательный интерес к международной политической истории


Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторного занятия по учебнику и документам


Оборудование: Политическая карта мира ( период «холодной войны»), рабочие листы для групп, презентация


ХОД УРОКА

  1. Оргмомент


II Изучение нового материала

Класс разбиваем на 2 группы

Обращаемся к эпиграфам урока:

«Следующим шагом будет уменьшение взаимных подозрений, которые, к несчастью, существовали между Россией и западными державами»

(Рассел, английский философ, 1945)

«Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила…» (Е. Евтушенко, советский поэт, 1990)



- Какие факторы послевоенного развития иллюстрируют первый и второй эпиграф занятия?

- Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны?

- Что было сделано для сохранения мира после Второй мировой войны?


Учитель. Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжкая война. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: Германия повержена, оккупирована победителями. В годы войны установилось сотрудничество между странами антигитлеровской коалиции, которое проявилось в согласовании политических подходов, экономической взаимопомощи, координации военных действий. Главный урок, который вынесло человечество, — сохранить мир — нашел свое отражение в создании ООН, международной организации для поддержания мира и безопасности на планете.

Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за их стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривалась к концу 1946 г. Появился и термин, обозначавший это противоборство, — «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945 г. известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн».

Изучение этой темы особенно актуально сегодня, всё чаще мы слышим мнения, что «Холодная война» продолжается и сегодня, хотя принимает другие формы, методы.


Мы сегодня будем говорить о событиях начала «Холодной войны». Изучая любой исторический процесс, явление, что мы выясняем, рассматриваем? (Причины, ход, значение и последствия)

Что такое «холодная война», почему она началась, кто виноват в её развязывании, нам предстоит выяснить на уроке.

Учитель. Итак, задача первая — выяснить понятие «холодная война». Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите выражение «холодная война»?


Предлагаем заполнить таблицы


Что я знаю о «Холодной войне»




Что я узнал о «Холодной войне»



Ассоциации «холодная война» в

начале урока

Ассоциации «холодная война» в

конце урока



Учащиеся отвечают, предлагая различные варианты. Учитель дает каждой группе карточки с одинаковыми заданиями, схемой и двумя вариантами ответов.


КАРТОЧКА 1


Задание: уяснить понятие «холодная война», выявить ее существенные признаки.

а) внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «холодная война»;

б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «холодной войны»;

в) запишите признаки в схему;

г) на основании признаков сформулируйте собственное понятие «холодной войны» и запишите его в тетрадь (оно должно быть кратким, отражающим суть);

д) подготовьте выступление на 3 минуты по схеме.



Вариант 1

«Холодная война» — это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия.


Вариант 2

«Холодная война» — это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений.


Схема. Характерные черты «холодной войны»




Холодная война





От каждой группы выступает один учащийся, который отвечает, используя заполненную группой схему, что означает понятие «холодная война».


Учащиеся подводятся к выводу: «холодная война» — это военно-политическое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем.




Слово учителя: Ныне, когда «холодная война», казалось бы, ушла в прошлое, не прекращаются идущие многие десятилетия споры о том, как и когда началась эта война, кто её развязал и несет ответственность за её последствия. Существуют разные мнения на этот счёт.

А. На Западе широкое распространение получила версия о том, что «холодной войне» положили начало действия Советского Союза в 1945, направленные на то, чтобы «социализировать» страны Восточной Европы , с помощью их подорвать демократические режимы в странах Западной Европы. Действия США и стран Западной Европы были ответными и вынужденными, чтобы воспрепятствовать этому.

Б. Считается, что с речи Черчилля в Фултоне началась международная политика «холодной войны». Русским нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы» - так писал 5 января 1946 года Трумэн государственному секретарю США Бирнсу.


Чья точка зрения верна? Кто виноват в развязывании «холодной войны» ?


Работа в группах

Группе «западных» историков


Задание: аргументировано докажите вину СССР в развязывании «холодной войны».

1. Подберите факты, подтверждающие:

а) экспансию СССР после войны:

• объясните понятие «экспансия» (словарь в учебнике Л. Н. Алексашкиной)

• на какие территории претендовал Советский Союз после войны (История России № 40 с.284)

• подтвердите свои факты воспоминаниями В.М. Молотова;

Документ. Из воспоминаний В.М. Молотова

«В последние годы Сталин немножко стал зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал, — Дарданеллы! Сталин: “Давай, нажимай! В порядке совместного владения”. Я ему: “Не дадут”. — “А ты потребуй!”

...Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: “Давай, нажимай!”»


б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений:

• Из хроники научных открытий в решении ядерной проблемы:

1946 – в Москве заработал ядерный реактор

1948 – В Челябинской области запущен реактор по изготовлению плутония

1949 – испытания атомного взрывного устройства в безлюдной местности

1953 – на город – мишень в этой же местности летчик сбросил первую в мире водородную бомбу.


2. Сделайте вывод — начните словами: «Данные факты свидетельствуют, что …»


3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват?»

в колонку «СССР»:

СССР

США












Группе «советских» историков

Задание: аргументировано докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны».

1. Для доказательства используйте следующие факты:

• речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне( с. 151 учебник Всеобщая история Алексашкин)

- В ней нет прямого призыва к конфронтации. Но многие историки считают эту речь предвестником «холодной войны». Почему?

• доктрина Трумэна;(с.285 История России ) Почему её считают истоком «холодной войны». Какие основные идеи в ней заложены?

• план Маршалла;(с 285 История России) . Трумэн о внешнеполитической доктрине США и плане Маршалла сказал, что это две скорлупы одного ореха. Как вы думаете почему?

• ядерный шантаж:

А. с284 – 285 История России


Б. Рассмотрите следующие факты и ответьте на вопросы

4 сентября 1945 г Меморандум объединенного разведывательного комитета № 239 США «Отобрать приблизительно 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории»


В. В планах военных приготовлений в США намечалось сбросить на Советский Союз 300 атомных бомб на 100 городов; определялись, начиная с 1949 г, различные даты начала войны: «Война начнётся 1 апреля 1949 г. Атомные бомбы будут применены в таком масштабе, в каком это будет возможно и желательно… Карты с обозначенными целями и маршруты полётов для осуществления операций, затрагивающих первые 70 городов, будут готовы к 1 февраля 1949г»


  1. Чем можно объяснить столь враждебное отношение США к СССР – бывшему союзнику по антигитлеровской коалиции?

  2. Какие события того времени побуждали США к варварским планам атомных бомбардировок СССР?

  3. Почему эти планы не были осуществлены. Что явилось главным сдерживающим фактором, предотвратившим реализацию агрессивных намерений?


2. Сделайте вывод: «Данные факты свидетельствуют, что...…»


3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват?» в колонку «США»:


СССР

США







Слушаем выступление представителей групп. Ученики заполняют таблицу на доске.



Учащиеся подводятся к выводу, что виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности.


  • 1945 – США использовали атомное оружие против Японии

  • 1949 – первое испытание ядерного оружия в СССР

  • 1952 – США испытали водородную бомбу

  • 1953 – СССР испытал водородную бомбу

  • В США приступили к созданию стратегических бомбардировщиков

  • В СССР приступили к созданию межконтинентальных ракет



Как ещё можно было усилить военную мощь?


Подводим к образованию блоков НАТО, ОВД, СЭВ, ЕЭС.


Вывод: Европа раскололась на 2 группы государств. Одни страны сделали выбор в пользу плана Маршала и сближения с США – капиталистический лагерь (17 государств), другие оказались в орбите влияния СССР – социалистический лагерь (7 государств). Мир стал биполярным, двухполюсным.


Работа с учебником История России с 285 – 287 «Распространение сталинской модели». Беседа по вопросам:

  • Почему сталинское руководство диктовало лидерам стран Восточной Европы линию поведения на международной арене и во внутренней политики?

  • Каким путём шло строительство социализма в странах народной демократии?

Имели место и прямое столкновение между сверхдержавами. Кульминацией «холодной войны» стали 1949 – 1950 годы.

Учитель кратко сообщает о событиях Корейской войны, и роли СССР и США в этих событиях.

Но центральное место во внешней политике СССР по – прежнему занимали европейские проблемы. В 1949 г СССР не только испытал ядерное оружие, в этом году не только появилось НАТО, но и в этом же году произошёл раскол Германии.

(Учебник Алексашкиной Л. Н. с. 152 «Шаги на пути к расколу»).

А в 1961 году этот раскол закрепила Берлинская стена, которая появилась в ночь на 13 августа. Учитель кратко сообщает об образовании Берлинской стены и курьёзных, абсурдных случаях после её появления в жизни берлинцев.



III Рефлексия. Заполнить таблицы. Один человек комментирует таблицы и вывешивает их на доске.


Что я знаю о «Холодной войне»




Что я узнал о «Холодной войне»



«холодная война»

«холодная война»





IV Домашнее задание

Параграф № 39 (История России), № 16 (Всеобщая история)

По желанию:

Составить «Ноту протеста холодной войне»- выразить свою позицию, свои предложения по прекращению войны

Сочинение – рассуждение: «Каким видом оружия будет вестись Третья мировая война? Не знаю, но единственным оружием Четвёртой будет каменный топор» - А. Энштейн



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!