СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Сложные эфиры".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является обобщающий по теме "Сложные эфиры". Я его проводила на областном этапе конкурса "Учитель года России 2015". Надеюсь, что данную разработку смогут использовать и другие мои коллеги.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Сложные эфиры".»

О. А. Ильичева

школа № 1 Кораблино


Химия запахов


Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я – Ильичева Оксана Анатольевна. Для меня это особый урок, т.к. я являюсь участником конкурса «Учитель года». Поэтому рассчитываю на вашу помощь и поддержку. Химией я увлеклась в 8 классе. Это очень интересный предмет и, вместе с тем, требующий соблюдения правил по технике безопасности.

Вокруг нас много различных веществ. У меня в руках корочка от апельсина.

Я прошу зажечь спиртовку, соблюдая технику безопасности. А теперь возьмите корочку от апельсина и брызните веществом, содержащимся в ней на огонь.

Что наблюдаете?

Ученики: Чувствуем запах.

Учитель: Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Запишем тему урока в тетрадь.

Ребята, на столах у вас лежат тесты, просмотрите их и определите, на сколько вопросов вы можете ответить в данный момент.

Тестовое задание по теме «Химия»

Вариант 1.

  1. Ананасовый ароматизатор напитков имеет формулу

СН3-СН2-СН2-СООС2Н5. Название этого сложного эфира:

а) этилформиат б) изоамилформиат

в) этилбутират г) верного ответа нет

2. Какой запах оказывает тонизирующее действие на нервную систему:

а) мяты,

б) розы,

в) жасмина,        

г) лаванды.

3. Какие вещества использовали в качестве антисептиков для лечения ран во время Второй мировой войны:

а) эфирные масла,

б) ацетон.

в) уксусную кислоту,

г) метанол.

4. Носителями приятных запахов являются:

а) карбоновые кислоты,

б) эфирные масла,

в) альдегиды,

г) спирты.

5. Предприятие г. Рязани, производящее пастилу, зефир, мармелад:

а) кондитерская фабрика «Красный октябрь»,

б) ОАО Рязанский горпищекомбинат,

в) ШОКО РУА,

г) кондитерская фабрика «Алела».

Вариант 2.

  1. Сливовый ароматизатор напитков имеет формулу

Н-СООCH2CH2CH(CH3)2. Название этого сложного эфира:

а) этилформиат б) этилбутират

в) изоамилформиат г) верного ответа нет

2. Какой запах оказывает тонизирующее действие на нервную систему:

а) лимона,

б) розы,

в) жасмина,        

г) лаванды.

3. Какие вещества используют для изготовления твёрдых духов:

а) эфирные масла,

б) ацетон.

в) уксусную кислоту,

г) метанол.

4. Вещество, запах которого человек может обнаружить при наименьшей концентрации в воздухе, является:

а) карбоновой кислотой,

б) сложным эфиром,

в) альдегидом,

г) спиртом.

5. Предприятие г. Рязани, производящее вафли, печенья, кондитерские изделия:

а) кондитерская фабрика «Красный октябрь»,

б) кондитерская фабрика «Алела»,

в) ШОКО РУА,

г) ОАО Рязанский горпищекомбинат.

Почему вы не можете ответить на большую часть вопросов? Чему мы сегодня должны научиться на уроке?

Мы живём в мире разнообразных запахов и ароматов, они будоражат наше воображе­ние, напоминают о благоухающем саде, цве­тущем луге и свежести фруктов.

У многих из нас самые яркие воспомина­ния связаны с определёнными ароматами. Сейчас на дворе весна, пробуждение природы.

? Какие ароматы всплывают в вашей па­мяти? (Ароматы цветущей черёмухи, смоля­нистых тополиных почек, первых весенних цветов.)

Я предлагаю вам пройти в лабораторную зону для выполнения лабораторного опыта 1. «Определение за­паха пищевых добавок и сравнение их с за­пахом соответствующих фруктов»

(Образцы фруктовых эссенций под №)

Пробирка № 1

Пробирка № 2

Пробирка № 3

Задание: определить по запаху, какие напитки находятся в пробирках (грушевый, сливовый, ананасовый).

Как вы думаете, что за вещество придает сладкой газированной воде приятный аромат и вкус груши, сливы, ананаса? (Ароматизатор.) Какую формулу он имеет и к какому классу оно относится? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним

Демонстрационный опыт 1. «Получение сложного эфира»

Я беру пробирку и приливаю раствор изоамилового спирта, к нему приливаю муравьиную кислоту, затем добавляем конц. серную кислоту, нагреваем, выливаем в стакан с холодной водой (сливовый запах).Далее составляем уравнения химических реакций.

Пищевые ароматизаторы

Ароматизаторы — это добавки, вносимые в пищевой продукт для улучшения его аромата и вкуса.

Натуральные ароматизаторы (эссенции)

В процессе роста растений образуются особые соединения (эфирные масла).

Сложные эфиры широко используются в производстве ароматизаторов. Интересны эти соединения широким спектром приятных ароматов, некоторые из них вначале были выделены из растений, а позже синтезированы искусственно.

Натуральные ароматизаторы извлекаются физическими способами (прессованием, экстракцией, дистилляцией) из исходных материалов растительного или животного происхождения. По различным причинам производство пищевых продуктов с использованием только натуральных ароматизаторов невозможно: во-первых, из-за высокой стоимости исходного сырья, во-вторых, из-за ограниченности при­родных сырьевых ресурсов. Решить эти проблемы помогают «идентичные натуральным» ароматические вещества.

Идентичный натуральному означает «такой же, как и природный». По составу основных ароматических компонентов и их химической структуре идентичные натуральным ароматизаторы полностью соответствуют природным. При этом часть компонентов или даже весь ароматизатор целиком получают искусственным путем.

Искусственные ароматизаторы содержат по меньшей мере одно искусственное вещество, которого в природе не существует. Его получают химическим синтезом. Искусственные ароматизаторы отличаются дешевизной.

Пищевая промышленность. Сложные эфиры в качестве ароматизаторов широко используются в кондитерских изделиях. Они придают продуктам питания особый аромат.

РЯЗАНСКИЙ ГОРПИЩЕКОМБИНАТ

Производство вафель, печенья, кондитерских изделий (тортов, пирожных, кексов).

КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ, Московская кондитерская фабрика,производство № 2 в г. Рязань

Кондитерские изделия, шоколадные конфеты, наборы, карамель, ирис.

КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА АЛЕЛА

Пастила, зефир, суфле, мармелад.

А вы знаете, как называют науку о лечении запахами?

Ароматерапия - наука и искусство лечения с помощью запахов. Эфирные масла, использующиеся в ароматерапии, давно известны лечебной силой, благодаря воздействию ароматических веществ на организм человека.

Замечено, что запахи мирта, лимона, мяты оказывают тонизирующее действие на нервную систему, ароматы розы, жасмина, лаванды – успокаивающее. Запахи пиридина и толуола повышают остроту ночного зрения, а запахи бензола и гераниола – остроту слуха.

Во время Великой Отечественной войны наши врачи эффективно использовали эфирные масла в качестве антисептиков для лечения незаживающих инфицированных ран. Леонид 3алманович Гейхман первым имитировал фитонцидный фон хвойного леса в помещении для лечения больных с патологий бронхолегочного аппарата.

Не обошли своим вниманием сложные эфиры и парфюмерную промышленность: нет практически ни одной композиции, куда бы они не входили.

Для многих из нас трудно найти свой аромат. У многих индивидуальная непереносимость к различным компонентам. Я тоже имею такую проблему. От всех купленных духов у меня болит голова. Я решила эту проблему и ищу ароматы сама. И научу этому вас. Сейчас мы с вами проведем небольшую практическую работу и приготовим твердые духи.

Для этого нам понадобятся:

- воск

- миндальное масло или масло жожоба

- эфирные масла

Все это вы можете приобрести в аптеке.

Начнем. Я буду давать вам инструкции, а вы будете их выполнять.

  1. Возьмите с горкой 1 ст.л. воска и положите в фарфоровую чашку.

  2. Теперь 1 ст.л. миндального масла и смешайте с воском.

  3. Поставьте фарфоровую чашку на кольцо лабораторного штатива и нагрейте до образования однородной массы

  4. Добавляем от 8 до 15 капель эфирного масла лаванды, перемешиваем и выливаем в форму.

  5. Через 30 мин духи готовы

Представьте, 30 мин. прошли и вот оцените, что у вас получилось и что для себя вы почерпнули:

- приятный запах,

- экономически выгодно

- натуральный экологически чистый продукт.

Учитель: Таким образом, сложные эфиры достаточно широко распространены в при­роде. Они входят в состав эфирных масел растений, придавая им цветочный или фрук­товый аромат. Учитывая, что сложные эфиры малотоксичны, их применяют в пищевой и парфюмерной промышленности в качестве отдушек и усилителей запахов. За благотвор­ное комплексное воздействие летучих ве­ществ растений на человека их назвали аэро­витаминами.

Учитель: в результате урока мы достигли цели? Да.

Что вы получили?

Мы получили знания!

Какие способы вы использовали для получения знаний?

Где и как вы сможете применить свои знания по данной теме?

Ну что ж, настало время вернуться к тесту. На сколько вопросов вы можете ответить сейчас?

В качестве домашнего задания я вам предлагаю выяснить, какие эфиры и масла составляют основу духов «Красная Москва» и «Шанель № 5».

Спасибо, вы хорошо поработали, но прежде чем прозвенит звонок, закройте на минуту глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумывайте то, что вы делали на уроке. (В это время звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского.) Затем учащиеся выполняют рефлексивный тест. Работы не подписывают, в случае согласия с утверждением ставят около него знак «+».

Рефлексия.

Рефлексивный тест.

1. Я узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. На уроке было над чем подумать.

4. На все возникшие у меня в ходе урока вопросы я получил(а) ответы.

5. На уроке я поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

По окончании прошу поднять руки тех, кто поставил пять плюсов, затем тех, у кого получилось четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые они поставили за урок мне.

Учитель: Мне хочется закончить свой урок словами Паустовского: «Есть некая крепкая связь между такими явлениями, как свет, запах, звук и цвет...». Семь цветов спектра, семь нот, семь компонентов запаха (мускусный, камфорный, мятный, острый, прелый, эфирный, цветочный) — вот из чего в природе слагается все многообразие жизненной красоты «с ее теплыми ветрами, шумом деревьев, беспредельным гулом океана, милым смехом детей и женщин».

Подарки гостям: по ароматерапии.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!