СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Преломление света"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителя:

Цель урока:

 Создание комфортных условий для самостоятельной работы над  формированием умения выполнять практические задания с использованием реальными физическими приборами,  делать выводы, производить расчеты.

Задачи:

Сформировать умения по качественному анализу преломления и отражения света, умение    решать расчетные задачи, выполнять практические задания.

Развивать логическое мышление учащихся посредством проведения логических операций по обобщению и анализу.

Ученик, по окончании урока, должен

Иметь: понятие падающего луча; преломленного луча,  перпендикуляра, восстановленного в точке падения, угла падения и преломления

Уметь: сформулировать закон преломления света, строить ход  световых лучей при их преломлении.

Тип урока: проблемный

Форма проведения урока: традиционная с применением компьютерной технологии.

Оборудование: компьютер, презентация «Преломление света» (см. приложение), проектор, акустические колонки, линейка.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Преломление света"»

Урок по теме: "Преломление света"


Цели урока:

Для учителя:

Цель урока:

 Создание комфортных условий для самостоятельной работы над  формированием умения выполнять практические задания с использованием реальными физическими приборами, делать выводы, производить расчеты.

Задачи:

Сформировать умения по качественному анализу преломления и отражения света, умение    решать расчетные задачи, выполнять практические задания.

Развивать логическое мышление учащихся посредством проведения логических операций по обобщению и анализу.

Ученик, по окончании урока, должен

Иметь: понятие падающего луча; преломленного луча, перпендикуляра, восстановленного в точке падения, угла падения и преломления

Уметь: сформулировать закон преломления света, строить ход световых лучей при их преломлении.

Тип урока: проблемный

Форма проведения урока: традиционная с применением компьютерной технологии.

Оборудование: компьютер, презентация «Преломление света» (см. приложение), проектор, акустические колонки, линейка.

Ход урока:

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вспомогательный материал

Орг.момент

2 мин

Приветствие учащихся

Проверка отсутствующих

Приветствие учителя

Доклад дежурных

Слайд 1

Актуализация опорных знаний,

10 мин

На прошлом уроке мы проводили лабораторною работу, вот её результаты (даю анализ работ)

Анализируют свою работу, выставляют оценки в дневник

Карточки с заданием (см.ниже)

Фронтальный опрос для остальных учащихся:


  • Что же такое свет?

  • Как распространяется свет в однородной прозрачной  среде?

  • Как ведёт себя свет при падении на зеркальную поверхность?

  • Что представляет собой угол падения луча?

  • Что представляет собой угол отражения луча?

  • Сформулируйте закон отражения света.

  • Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


    • Чему равен угол падения луча?

    • Чему равен угол отражения луча?

    • Чему равен угол между отражённым лучом и отражающей поверхностью?

    • Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

5-7человек получают карточки с заданием

Остальные участвуют в опросе

Слайд 2

Изучение нового материала,

15 мин

ПОМОГИТЕ!!!!

  • Я наткнулась на явления, которые мне тяжело объяснить, помогите вы мне (Гиперссылка на видеоролик «Монета» и гиперссылка на видеоролик «Сломанная» ложка»)

  • Скажите, что такое происходит с физической точки зрения!

  • Записываем тему сегодняшнего урока «Преломление света»

  • Так из-за чего происходит преломление света при перехода из одной среды в другую?

  • Судя по скорости распространения света, проанализируйте и скажите, какая среда самая более плотная для прохождения луча, а какая самая менее плотная для прохождения луча?






  • Преломление света

  • Записывают тему урока «Преломление света»

  • Из-за разности скоростей

  • Алмаз

Слайд 3

  • Посмотрим демонстрацию закона преломления света (гиперссылка на видео «Преломление»)

  • Как вы думаете, есть ли какая-либо закономерность между углом падения и углом преломления?(CD, Библиотека наглядных пособий, 8 класс, видео)


Анализируют, предлагают варианты ответа


Выявляют закономерности, делают выводы:

  1. Угол преломления зависит от среды;

  2. Лучи по-прежнему лежат в одной плоскости

Слайд 4

  • Найдите сходство с законом отражения света

  • Зарисуйте в тетрадь ход лучей

Лучи лежат в одной плоскости


Слайд 5


Запишите закон в тетрадь

  • Часть1

  • Падающий и преломленный лучи, а также перпендикуляр к границе раздела двух сред, восстановленный в точке падения луча, лежат в одной плоскости.

  • Часть2

  • Отношение синуса угла падения α к синусу угла преломления β есть величина, постоянная для двух данных сред

(n-показатель преломления двух сред)

Величина, показывающая, во сколько раз скорость света в среде отличается от скорости света в вакууме, называется показателем преломления среды.

Записывают в тетрадь

Слайд 6


НО!!! Обращаю ваше внимание на то, что этим показателем можно пользоваться только в случае, когда луч идет из вакуума (воздуха) в более плотную среду

Посмотрите чему равны показатели преломления некоторых сред.

Среда с большим показателем называется оптически более плотной.

Среда с меньшим показателем называется оптически менее плотной.



Слайд 7

Попробуйте определить при каких условиях (оптической плотности сред) угол преломления будет больше (меньше) угла падения

При прохождении луча из более плотной среды в менее плотную

При прохождении луча из менее плотной среды в более плотную



Слайд 8

Релаксация,

3 мин

Вы разобрались с таким сложным законом, что мне остается дать вам что-то интересное, чтобы вы передохнули

Смотрят слайды, задают вопросы

Слайды 9-14

Закрепление пройденного,

10 мин

Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле», так что давайте, применим знания на деле

Решают задачи

Слайды 15-18

Итоги урока,

3 мин.

Фронтальный опрос

  • Какой закон вы сегодня узнали на уроке?

  • Сформулируйте закон.

  • Какой угол называется углом преломления?

  • К каком случае ?

  • Что означает показатель преломления двух сред?

  • В каких явлениях встречается преломление света?

  • Из-за чего возникает преломление света?


Отвечаю на вопросы

Слайд 19

Дом. Зад.,

2 мин

  • Поясняет дом.зад.

Для всех:

  • §65, упр.32 №1,2 (пис.), подготовить лаб.раб. №13

  • Для желающих подготовить к Слету оптиковедов: доклад на тему «Использование преломления света в технике, природе, жизни»


Записывают в дневники

Слайд 20


Благодарю за урок, выставляю оценки

Подают дневники на оценку






Карточки с разноуровневым заданием

Карточка 1.
Построить в тетради отраженный луч.

Карточка 2.
Будут ли параллельны отраженные лучи?

Карточка 3.
Постройте отражающую поверхность.


Карточка 4.
Угол между падающим лучом и отраженным лучом 60°. Чему равен угол падения? Начертить на листочке.



Карточка 5.
Человек ростом Н=1,8 м, стоя на берегу озера, видит в воде отражение Луны, находящейся под углом 30° к горизонту. На каком расстоянии от берега человек видит в воде отражение Луны?

Карточка 6

Построить изображение предмета за зеркалом и написать его характеристику








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!