СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Потребности человека", 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: обществознание

Класс: 6

Учитель: Жарких С.Н.

Тема урока: Потребности человека

Урок открытия нового знания. 

Цель урока: способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике активности человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Потребности человека", 6 класс»

План урока



Предмет: обществознание

Класс: 6

Учитель: Жарких С.Н.

Тема урока: Потребности человека

Цель урока: способствовать формированию представлений о духовном мире человека, потребностях как источнике активности человека.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия, владеть принципами работы с учебником, анализировать таблицы; решать логические задачи; применять полученные знания и умения.

Метапредметные: 1- коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позиции в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем; 2- регулятивные: формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно; 3-познавательные: осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационно- целевой этап

Спросили как- то трех каменщиков, работающих на стройке: что вы делаете? Ответ первого был таков6 «Я таскаю тяжелые камни». Второй сказал: «Я зарабатываю на хлеб для себя и своей семьи». А третий произнес: «Я строю храм».



Вопрос к классу:

- Как вы поняли смысл этого рассказа?

III. Актуализация знаний:

- Что такое деятельность?

- Каковы отличительные черты деятельности человека?

- Можно ли считать компьютерные игры видом деятельности? Какова цель игры в компьютер, ее средства, результаты?

- Как вы думаете, почему многие ученые считают общение важным видом деятельности? Обоснуйте свою точку зрения.

Тема урока: Потребности человека.

- Предположите, о чем мы будем говорить

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Ответьте на вопросы приведенные в рубрике «Вспомним» на стр. 33 учебника

Проблемный вопрос урока:

- Почему человек должен стремиться обогатить свой внутренний мир?

IV. Введение в новый материал

Обратимся к рубрике «Обсудим вместе». Ответить на вопросы рубрики

Ситуация фантастическая, потому что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности. Именно они составляют основу его действий и поступков. Что такое человеческие потребности? Поговорим об этом на нашем уроке.

V. Изучение нового материала

1. Какие бывают потребности

Человеку постоянно чего- то не хватает, т. е. люди испытывают постоянно потребности в чем-то. Потребность- состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Вопрос к классу

- Как вы думаете, отчего у человека появляются потребности?

-Вспомните и назовите потребности современного человека в чем-либо, о которых в прежние времена никто и мечтать не мог

- Как вы думаете, будет ли человек удовлетворен теми достижениями, которые у него имеются?

Мы выяснили, что меняется мир, меняются и потребности людей. Потребности заставляют человека действовать.

Предположим, вы узнали о новой модной компьютерной игре. Что вы предпримите, чтобы стать ее участником?

- А какие потребности есть у вас?

Этот небольшой опыт убедил нас в том, что потребностей у человека огромное количество. Но обществоведы пришли к выводу, что их необходимо классифицировать, т. е. распределить по группам.

Задание: работая с текстом п. 1 § 4 учебника, выделите эти группы, назовите и дайте характеристику, заполнив следующую таблицу.

Потребности

Характеристика

Биологические (материальные)

Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, жилище, защите от неблагоприятных воздействий климата, отдыхе и сне и т.д.

Социальные

Свидетельствуют о том, что человек- существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Человек жаждет дружбы, привязанности и общения, любви и заботы, помощи близких, принадлежности к сообществу и т.д.

Духовные

Потребности в познании мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты. Это стремление выразить творческую активность. Духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека



Творческое задание: предлагаю сыграть в игру, которая поможет нам понять, насколько хорошо вы усвоили виды потребностей. Я зачитываю вам строчки из разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.

  1. Я лежу, болею,

Сам себя жалею! А. Барто

( Потребность в медицинской помощи-социальные потребности)

  1. В коридоре, в классе ли

Всюду стены красили,

Терли краску, терли мел,

Каждый делал, что умел

А. Барто

( Потребность в ремонте-материальные потребности)

  1. Вот уже стоит Егорка

Удоски с мелком в руке,

Вот и первая пятерка

У Егорки в дневнике. С. Михалков



( Потребность в образовании-духовные потребности)

  1. Муха, муха-цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар. К. Чуковский



( Потребность в покупке посуды-материальные потребности)

  1. Ест на завтрак яйца всмятку,

Пять картофельных котлет,

Два стакана простокваши

И тарелку манной каши-

Каша тоже не во вред! С. Михалков



( Потребность в пище-биологические потребности)



  1. У далекой у заставы

Часовой влесу не спит.

Он стоит-

Над ним зарницы,

Он глядит на облака:

Над его ружьем границу

Переходят облака. С. Михалков



( Потребность в безопасности-социальные потребности)

  1. Сделать хотел грозу,

А получил козу,

Розовую козу

С желтою полосой.

Л.Дербенев



( Потребность в творчестве-духовные потребности)



Задание: обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на стр. 35 учебника. Внимательно прочитайте материал и ответьте на предложенные в нем вопросы.

- Как вы понимаете смысл высказывания древнегреческого философа Сократа: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть».

Истоки любой потребности лежат в ощущении нужды в чем-то. Пример с древнегреческим философом Фалесом доказывает это. Философ много путешествовал, растратил все свои деньги и жил небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил, что человеку нужна мудрость, а не деньги. «Ты поучаешь людей, а сам живешь в бедности»,- говорили ему сограждане. Тогда Фалес взял в долг денег и купил все маслобойни в городе. По его прогнозу, должен был быть необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что, если бы его интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог бы стать богатейшим человеком.

Всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. Древнегреческий император Диоклетиан, Утратив интерес к государственным делам, отрекся от всех титулов и занялся выращиванием фруктов и овощей. Старый приятель стал уговаривать его вернуться. «Друг мой, внимательно посмотри на возделанное моими руками: вначале на государство, а потом вон на ту прекрасную капусту- и скажи, в чем я добился больших успехов?»- ответил Диоклетиан.

Задание: внимательно рассмотрите предложенную схему и прокомментируйте ее.

Потребности человека

оказывают влияние

на развитие самого общества

нанана раз

на развитие

са

влияние

Общество порождает

определенные потребности

человека









У всесторонне развитого человека представлены все потребности. На основе потребностей возникают интересы. Когда у человека есть интересы, он испытывает полноту и счастье жизни.

Удовлетворение потребностей-это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Даже действия, на первый взгляд не приносящие никакой пользы человеку, на самом деле имеют причины. Например, милостыня для того, кто ее дает, является удовлетворением его высших духовных потребностей в помощи и сострадании. Человек без потребностей мертв.

Творческое задание: представьте, что вы выступаете в роли строителей дома под названием «Потребности человека». Это здание состоит из нескольких этажей. Расположите на 1, 2, 3-м этажах изученные вами потребности в порядке, который вы считаете самым правильным. Свой выбор объясните.



Многие из вас расположили духовные потребности на верхнем этаже, объясняя это тем, что путь к ним долгий и трудный. В наши дни многие люди материальные интересы ставят выше духовных. Правильно ли это?

-Прослушайте притчу и ответьте на вопросы.

Самое главное.



Жил-был человек, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело? Думал человек: знай я ответ на три эти вопроса-весь мир покорю, самым богатым стану, все, что ни пожелаю, свершу, и станет народ за великого меня почитать. Многих людей опросил этот человек, беседовал с целым рядом ученых мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли раз до человека слухи, что живет в отдалении некий отшельник и славен он мудростью во многих землях. Пошел человек отшельника разыскивать. Идет он чащобою лесною и видит: стоит ветхая лачужка, а подле нее старичок землю мотыжит. Едва с ног от усталости не валится, но мотыги не выпускает. Подошел человек и поклонился старцу.

- Приехал я к тебе, чтобы ответ на три своих вопроса получить. Какая самая главная пора? Кто самый главный человек? Какое самое главное дело?

Выслушал его старый отшельник и, ничего не сказав в ответ, вернулся к своему занятию.

- Ты, должно быть, устал, дай помогу тебе, - предложил человек.

Взял у отшельника мотыгу и принялся работать. Потом опять свои три вопроса повторил. И на этот раз не ответил отшельник, лишь сказал, чтобы мотыгу вернул. Обиделся человек, но виду не подал. Пришел к мудрому старику на следующий день. Смотрит – тот семена сажает в почву, что вчера взрыхлил.

- Мудрый отшельник,- взмолился человек,- неужели так и не ответишь на мои вопросы?

- Полно тебе,- молвил тот,- ты на них уже сам ответил.

- И слыхом никаких ответов не слыхивал, - изумился человек.

- Ты, видя мою старость и немощь, сжалился надо мной и вызвался помочь, поэтому самая главная пора та, когда ты копал землю, помогал мне. Самый главный в ту пору человек – я, а твоя помощь – самое главное дело.

Мало-помалу человек уразумел смысл слов отшельника.

- Помни же, - сказал старец ему на прощание,- самая главная пора –сегодня, самый главный человек – тот, кто рядом в эту пору. А самое главное дело – вершить добро для того, кто рядом, потому что именно для этого мы и рождены. Только духовное богатство делает человека поистине великим.

Вопросы к классу:

- О чем эта притча? Почему она так называется?



VI. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке?

- Что было самым важным на уроке?

VII.Подведение итога урока

Проверим себя и выполним несколько заданий

-Прочитайте задания 1-3 рубрики «В классе и дома» на стр. 39-40 учебника. Ответьте на предложенные в них вопросы.

-Выполнить задания в рабочей тетради № 1, 3, 5 на стр.18-20

VIII. Домашнее задание: § 4 стр.33-36


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!