СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Понятие о систематике растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Понятие о систематике растений

Цель урока: формирование знаний о систематике

                      растений

Задачи урока:

обучающие: - показать значимость науки систематики, в

                        системе биологических наук;

                      - познакомиться с названием систематических

                         единиц, знание которых предусмотрено

                         учебной программой;

развивающие:     - формировать навыки классификации

                               растений;

воспитывающие: - представить охраняемое растение Иркутской области – подснежник и на его примере, доказать важность латинского языка в разных научных областях, в том числе и биологии;

Базовые понятия темы: - систематика;

                                        - классификация;

                                        - таксоны(вид, род, семейство,

                                      порядок, класс, отдел, царство);

                                        - К. Линней;

                                        - бинарная номенклатура;

                                        - вид;

                                    - ареал;

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Оборудование: портрет К. Линнея; учебник Биология Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники. 6кл., авт.Пономарёва И.Н., КорниловаО.А., КучменкоВ.С., изд-во «Вентана-Граф», 2011г.;  мультимедийный аппарат.

Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, позитивный настрой на урок; учитель сообщает, что в ходе урока учащиеся должны будут заполнить маршрутные листы, используя для этого текст учебника и подсказки (подготовлены заранее учителем и распечатаны на отдельных листах).
  2. Актуализация знаний:

 - на доске термины: живая природа, растения, животные, грибы, бактерии, царства, биология, ботаника, систематика.

Задание: составить рассказ, связав эти термины воедино.

- ?: сколько видов растений существует в природе (с.134 учебник; ответ вписать в маршрутный лист)

- прочитать названия растений: медуница, сцилла, крокус, ветреница.

- ?: о каком растении в каждом конкретном случае идёт речь? (подснежник)

-Учитель: в разных странах растения называют по своему и 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Понятие о систематике растений"»

Иркутская область

Киренский район

МКОУ «сош с.Макарово»

Учитель: Козлова Т.И.

Биология. 6 класс.

Тема урока: Понятие о систематике растений

Цель урока: формирование знаний о систематике

растений

Задачи урока:

обучающие:

- показать значимость науки систематики, в системе биологических наук;

- познакомиться с названием систематических единиц, знание которых предусмотрено учебной программой;

развивающие: - формировать навыки классификации

растений;

воспитывающие: - представить охраняемое растение Иркутской области – подснежник и на его примере, доказать важность латинского языка в разных научных областях, в том числе и биологии;

Базовые понятия темы: - систематика;

- классификация;

- таксоны(вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство);

- К. Линней;

- бинарная номенклатура;

- вид;

- ареал;

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Формируемые УУД: смыслообразование, целеполагание, смысловое чтение(переработка и структурирование информации),самооценивание, самоконтроль, коммуникативные компетенции.

Оборудование: портрет К. Линнея; учебник Биология Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники. 6кл., авторы Пономарёва И.Н., КорниловаО.А., КучменкоВ.С., изд-во «Вентана-Граф», 2011г., словари и справочники предметной направленности; мультимедийный аппарат.

Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, позитивный настрой на урок; учитель сообщает, что в ходе урока учащиеся должны будут заполнить маршрутные листы, используя для этого текст учебника и подсказки (подготовлены заранее учителем и распечатаны на отдельных листах).

  2. Актуализация знаний:

- на доске термины: живая природа, растения, животные, грибы, бактерии, царства, биология, ботаника, систематика.

Задание: составить рассказ, связав эти термины воедино.

Вопрос к учащимся: сколько видов растений существует в природе (с.134 учебник; ответ вписать в маршрутный лист)

- прочитать названия растений, записанных на доске : медуница, сцилла, крокус, ветреница.

Вопрос к учащимся: о каком растении в каждом конкретном случае идёт речь? (подснежник)

-Учитель: в разных странах растения называют по своему и даже в разных местностях одной страны одно и то же растение имеет разные названия, поэтому и возникает непонимание когда речь заходит о том или ином растении.

Вопрос к учащимся: Как бы вы решили эту проблему? (учащиеся высказывают свои предложения, если нет верного ответа, детям предлагается найти его, поработав с текстом изучаемого параграфа).

Работа с текстом учебника (с.134 второй абзац), поиск решения на обозначенную проблему.

Ответ учащихся: должен быть создан международный язык, который был бы понятен биологам всех стран. Таким языком стал латинский язык

-Учитель: мы выяснили, что в природе существует 350 тыс. видов растений. В таком разнообразии не просто разобраться. В системе наук биологии существует раздел, который помогает ориентироваться и находить нужную информацию о любом живом объекте.

- Вопрос к учащимся: назовите данный раздел биологии (используем подсказки, если возникает проблема с ответом).

3. Формулируем тему урока, цель, задачи (беседа

4. Усвоение новых знаний:

-Учитель: исходя из темы и задач урока, вы должны

Задание: 1. Дать определение науке систематике.

2.Сформулировать задачи систематики.

3. Познакомиться с названиями систематических групп растений.

- работа с текстом учебника (с.135 второй абзац)


Учитель: основоположником систематики является шведский учёный К. Линней (демонстрация портрета). Описал более 8000 видов растений. Закрепил использование в науке бинарной (двойной) номенклатуры видов. С тех пор каждый вид называется двумя словами: существительное - род, прилагательное - вид

Смородина красная; Смородина чёрная;

- работа со схемой (с.135)

Задание: используя схему, занесите в маршрутный лист названия систематических единиц (таксонов).

Задание: из предложенных слов, составить определение вида (занести в маршрутный лист, сверить с подсказкой)

Учитель: каждый вид имеет свойственные только ему особенности.

Задание: сравнить смородину чёрную и смородину красную

( сравнение и анализ, опираясь на жизненный опыт и рис.88 стр.136). Заслушиваем монологический ответ, вносим коррективы, исправляем ошибки.

- Вопрос к учащимся: какое определение осталось не разобранным? (Используя маршрутный лист, дети дают ответ: ареал).

Задание: в словаре, найдите объяснение данному понятию, запишите определение в маршрутный лист.

5. Закрепление: сравнение маршрутных листов с образцом, представленным учителем (через мультимедиа). Правильный ответ -1 балл (всего 7 баллов)

6. Рефлексия: самооценка, выполненной работы, по следующему критерию

7б. – «5»

5 - 6б. – «4»

4 - 3б. – «3»

меньше 3б. – «2»

Учащимся предлагается на маршрутном листе выразить свои эмоции, относительно урока, в виде смайлика. Маршрутные листы передаются учителю, для выставления оценок в журнал и анализа эмоционального состояния учащихся на уроке.


7. Д/З: §37 с.137 №2 (письменно), называем растения нашей местности. Оценка домашнего задания будет зависеть от числа названных растений.
















Маршрутный лист к уроку: (образец, используется на этапе рефлексии).

(проецируется через мультимедиа)


«Систематика растений»

Число видов растений: 300 тысяч

Основоположник систематики: К. Линней

Систематика - это наука, занимающаяся распределением (классификацией) растений по группам;

Систематические единицы-

Царство

Отдел

Класс

Порядок

Семейство

Род

Вид

Вид- это совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.

Вид имеет бинарное (двойное) название

Ареал - это территория, которую занимает вид.

Маршрутный лист (заполняется учащимися по ходу урока)

Тема урока: «Понятие о систематике растений»


Число видов растений:

Основоположник систематики:

Систематика

Систематические единицы-

Вид-

Ареал -


Раздаточный материал к уроку «Понятие о систематике растений»

Подсказки:

Вид - это совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих, плодовитое потомство (данное определение можно разделить на составляющие и предложить учащимся собрать воедино).

таксоны

Царство

Отдел

Класс

Порядок

Семейство

Род

Вид


Ж.Б. Ламарк К. Линней Теофраст Ч. Дарвин

Систематика

Классификация

Ареал

Бинарное (двойное) название


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!