Иркутская область
Киренский район
МКОУ «сош с.Макарово»
Учитель: Козлова Т.И.
Биология. 6 класс.
Тема урока: Понятие о систематике растений
Цель урока: формирование знаний о систематике
растений
Задачи урока:
обучающие:
- показать значимость науки систематики, в системе биологических наук;
- познакомиться с названием систематических единиц, знание которых предусмотрено учебной программой;
развивающие: - формировать навыки классификации
растений;
воспитывающие: - представить охраняемое растение Иркутской области – подснежник и на его примере, доказать важность латинского языка в разных научных областях, в том числе и биологии;
Базовые понятия темы: - систематика;
- классификация;
- таксоны(вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство);
- К. Линней;
- бинарная номенклатура;
- вид;
- ареал;
Тип урока: урок усвоения новых знаний;
Формируемые УУД: смыслообразование, целеполагание, смысловое чтение(переработка и структурирование информации),самооценивание, самоконтроль, коммуникативные компетенции.
Оборудование: портрет К. Линнея; учебник Биология Растения. Бактерии. Грибы, Лишайники. 6кл., авторы Пономарёва И.Н., КорниловаО.А., КучменкоВ.С., изд-во «Вентана-Граф», 2011г., словари и справочники предметной направленности; мультимедийный аппарат.
Ход урока:
Организационный момент: приветствие, позитивный настрой на урок; учитель сообщает, что в ходе урока учащиеся должны будут заполнить маршрутные листы, используя для этого текст учебника и подсказки (подготовлены заранее учителем и распечатаны на отдельных листах).
Актуализация знаний:
- на доске термины: живая природа, растения, животные, грибы, бактерии, царства, биология, ботаника, систематика.
Задание: составить рассказ, связав эти термины воедино.
Вопрос к учащимся: сколько видов растений существует в природе (с.134 учебник; ответ вписать в маршрутный лист)
- прочитать названия растений, записанных на доске : медуница, сцилла, крокус, ветреница.
Вопрос к учащимся: о каком растении в каждом конкретном случае идёт речь? (подснежник)
-Учитель: в разных странах растения называют по своему и даже в разных местностях одной страны одно и то же растение имеет разные названия, поэтому и возникает непонимание когда речь заходит о том или ином растении.
Вопрос к учащимся: Как бы вы решили эту проблему? (учащиеся высказывают свои предложения, если нет верного ответа, детям предлагается найти его, поработав с текстом изучаемого параграфа).
Работа с текстом учебника (с.134 второй абзац), поиск решения на обозначенную проблему.
Ответ учащихся: должен быть создан международный язык, который был бы понятен биологам всех стран. Таким языком стал латинский язык
-Учитель: мы выяснили, что в природе существует 350 тыс. видов растений. В таком разнообразии не просто разобраться. В системе наук биологии существует раздел, который помогает ориентироваться и находить нужную информацию о любом живом объекте.
- Вопрос к учащимся: назовите данный раздел биологии (используем подсказки, если возникает проблема с ответом).
3. Формулируем тему урока, цель, задачи (беседа
4. Усвоение новых знаний:
-Учитель: исходя из темы и задач урока, вы должны
Задание: 1. Дать определение науке систематике.
2.Сформулировать задачи систематики.
3. Познакомиться с названиями систематических групп растений.
- работа с текстом учебника (с.135 второй абзац)
Учитель: основоположником систематики является шведский учёный К. Линней (демонстрация портрета). Описал более 8000 видов растений. Закрепил использование в науке бинарной (двойной) номенклатуры видов. С тех пор каждый вид называется двумя словами: существительное - род, прилагательное - вид
Смородина красная; Смородина чёрная;
- работа со схемой (с.135)
↓
Задание: используя схему, занесите в маршрутный лист названия систематических единиц (таксонов).
Задание: из предложенных слов, составить определение вида (занести в маршрутный лист, сверить с подсказкой)
Учитель: каждый вид имеет свойственные только ему особенности.
Задание: сравнить смородину чёрную и смородину красную
( сравнение и анализ, опираясь на жизненный опыт и рис.88 стр.136). Заслушиваем монологический ответ, вносим коррективы, исправляем ошибки.
- Вопрос к учащимся: какое определение осталось не разобранным? (Используя маршрутный лист, дети дают ответ: ареал).
Задание: в словаре, найдите объяснение данному понятию, запишите определение в маршрутный лист.
5. Закрепление: сравнение маршрутных листов с образцом, представленным учителем (через мультимедиа). Правильный ответ -1 балл (всего 7 баллов)
6. Рефлексия: самооценка, выполненной работы, по следующему критерию
7б. – «5»
5 - 6б. – «4»
4 - 3б. – «3»
меньше 3б. – «2»
Учащимся предлагается на маршрутном листе выразить свои эмоции, относительно урока, в виде смайлика. Маршрутные листы передаются учителю, для выставления оценок в журнал и анализа эмоционального состояния учащихся на уроке.
7. Д/З: §37 с.137 №2 (письменно), называем растения нашей местности. Оценка домашнего задания будет зависеть от числа названных растений.
Маршрутный лист к уроку: (образец, используется на этапе рефлексии).
(проецируется через мультимедиа)
«Систематика растений»
Число видов растений: 300 тысяч
Основоположник систематики: К. Линней
Систематика - это наука, занимающаяся распределением (классификацией) растений по группам;
Систематические единицы-
Царство
Отдел
Класс
Порядок
Семейство
Род
Вид
Вид- это совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
Вид имеет бинарное (двойное) название
Ареал - это территория, которую занимает вид.
Маршрутный лист (заполняется учащимися по ходу урока)
Тема урока: «Понятие о систематике растений»
Число видов растений:
Основоположник систематики:
Систематика –
Систематические единицы-
Вид-
Ареал -
Раздаточный материал к уроку «Понятие о систематике растений»
Подсказки:
Вид - это совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих, плодовитое потомство (данное определение можно разделить на составляющие и предложить учащимся собрать воедино).
таксоны
Царство
Отдел
Класс
Порядок
Семейство
Род
Вид
Ж.Б. Ламарк К. Линней Теофраст Ч. Дарвин
Систематика
Классификация
Ареал
Бинарное (двойное) название