КОНСТРУКТ УРОКА
Предмет: химия
Класс: 9 (общеобразовательный)
Тема урока: «Металлы в природе. Общие способы получения металлов»
Место урока в системе планирования:
Время проведения:
Продолжительность урока: 45 минут
Образовательные (обучающие) технологии: личностно-ориентированного развивающего обучения (Якиманская И. С.), информационно-коммуникационные технологии.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний (изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения)
УМК:
- Габриелян О. С., Химия 9 класс, Учебник для общеобразовательных учреждений, М. Дрофа, 2009.
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2005.
- Контрольные и проверочные работы. Химия 9 класс к учебнику О.С.Габриеляна. М. Дрофа, 2008.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия 9 класс. Настольная книга учителя. М. Дрофа, 2003.
- Габриелян О.С., Рунов Н.Н. Химический эксперимент в школе 8-11 класс. М. Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2003.
Цель урока: создание условий для развития интеллекта, мышления обучающихся с помощью личностно-ориентированного развивающего обучения при ознакомлении с наиболее распространёнными соединениями металлов и их общими способами получения.
Задачи урока:
Обучающая: создать условия для ознакомления учащихся с природными соединениями металлов, формирования понятий о самородных металлах, минералах и рудах; ознакомления с металлургией и её видами: пиро-, гидро-, электрометаллургией. Дать понятие «металлотермия». Создать условия для ознакомления с микробиологическими способами получения металлов.
Развивающая: создать условия для критического мышления учащихся, чтобы уметь задавать вопросы и составлять суждения.
Воспитательная: создать условия для воспитания развивающейся, самоактуализирующейся, адекватной личности, а также воли и ответственности обучающихся.
Интеллектуально-преобразовательная деятельность (саморазвитие и самосовершенствование личности посредством универсальных учебных действий - УУД):
- личностных:
- регулятивных:
целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция - способность к волевому усилию – к преодолению препятствий;
- познавательных:
общеучебные - формулирование познавательной цели; применение методов информационного поиска; работа с текстами различных видов;
логические - установление причинно-следственных связей; умение выражать свои мысли;
- коммуникативных:
Планируемые результаты (достижение цели урока и решение, соответствующих цели, задач) на:
личностном уровне: обучающиеся получат возможность развития интеллекта, мышления, саморазвития и самосовершенствования своей личности, посредством универсальных учебных действий (УУД); смогут оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей;
метапредметном уровне: в рамках изучаемой темы обучающиеся смогут совершенствовать в соответствии с конструктом данного урока ранее приобретённые универсальные учебные действия (УУД): регулятивные навыки (целеполагание, планирование, оценка, волевая саморегуляция); познавательные (общеучебные, логические); коммуникативные (постановка вопросов, поиск и сбор информации ).
предметном уровне: обучающиеся получат возможность приобрести знания о распространённости элементов-металлов в природе, сформировать понятия о самородных металлах, минералах и рудах; ознакомиться с металлургией и её видами: пиро-, гидро-, электрометаллургией, с микробиологическими способами получения металлов.
Дидактическое и техническое обеспечение урока:
Раздаточный материал к уроку:
- теоретическая часть: папки дидактических материалов «Твой помощник по химии» (тема «Общие способы получения металлов»);
- практическая часть: коллекции минералов и руд; индивидуальные карточки для выполнения домашней самостоятельной работы (с инструктированием по дифференцированному выполнению заданий).
ИКТ-средства обучения: мультимедийное сопровождение урока. Авторская учебная презентация «Общие способы получения металлов»
СТРУКТУРА УРОКА
№ п/п | Этапы урока | Про-дол жите льно сть этапа (мин) | Цели этапов урока | Дидактические задачи этапов урока | Методы, приёмы обучения и формы работы | Организация познавательной деятельности учащихся | Планируемый результат | Оценка результа-тов деятель-ности учащихся |
Деятельность учителя | Учебная деятельность учащихся |
1 | Организа-ционный | 1-2 | Позитивный психологический настрой на урок. Соблюдение требований техники безопаснос-ти на случай ЧС | Подготовить учащихся к работе на уроке | Словесный Фронтальная | Мотивация учащи-хся к учебной дея-тельности посред-ством спокойной, уверенной манеры поведения, привет-ливого и доброже-лательного тона. Взаимные приветст-вия учителя и уча-щихся. Отметка в классном журнале отсутствующих. Проверка подготов-ленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организация внимания. (Карточки для домашней самостоятельной работы и рабочие карты урока раздаёт до начала урока). | Приготовление учащихся к работе на уроке. Концентрация внимания и мобилизация на предстоящую деятельность | Будут созданы условия для позитивного настроя учащихся на урок. Ученики будут собраны и внимательны. Быстро включатся в учебный процесс. Организовано внимание всех учащихся. Ученики готовы к адекватному поведению на случай ЧС. Заботятся о своём здоровье. | Самооцен-ка внима-ния учеников на всех этапах урока в пятибаль-ной систе-ме с отмет-кой в карте урока. |
2 | Проверка домашне- го задания | 6-7 | Мотивация к учебной деятельнос-ти. Включение в учебную деятельн-ость на личностно значимом уровне. | Установить правиль-ность и осознанно-сть выпол-нения дома-шнего зада-ния всеми учащимися; устранить в ходе прове-рки обнару-женные пробелы в знаниях, совершенст-вуя при этом знания, умения и навыки. | Словесный. Взаимопро-верка, самопроверка. Парная. Индивидуальная. | Выясняет степень усвоения заданного на дом материала. 1. Предлагает ученикам обменяться в парах кроссвордами и в/о. 2. Работа с учебной презентацией: создание условий для с/о письменного задания учащимися. | 1.Учащиеся в парах оценивают кроссворды (с/о или в/о) по теме «Металлы». Сдают работы учителю в конце урока. 2.С/о письменной работы по образцу (по презентации). Сдают письменные работы по желанию. | Для учеников будут созданы условия неразрушающего контроля; саморазвития и самоактуализации личности школьника; развития личности посред-ством УУД (творческий уровень). Ученики научат-ся составлять кроссворды; получат возмож-ность самопро-верки и взаимоп-роверки своей домашней работы. | 1. Кроссво-рд оценива-ется по за-данному алгоритму. 2.«5»-работа выполнена самост-но без ошибок «4»-прави-льно, но с помощью; «3»-работа выполнена с 4 ошибка-ми. Оценки заносятся в рабочую карту |
3 | Актуализация субъектного опыта учащихся | 4-5 | Готовность и осознание потребности к построе-нию нового способа действий. Повторение основных понятий, которые потребуются при изуче-нии нового материала | Организо-вать и направить к цели позна-вательную деятель-ность уча-щихся. | Частично-поисковый Фронтальная | Работа с учебной презентацией: создание условий для повторения необходимых понятий с привлечением субъектного опыта учащихся. | Учащиеся отвечают на «Контрольные вопросы» из учебной презентации. Ведут с/о своей деятельности в рабочей карте. | Будут проявлены имеющиеся у обучающихся предметные учебные знания (умения), известные способы деятельности. Ученики должны хотеть изучать новый материал и быть готовыми к его изучению. | «5»-знал ответы на все вопро-сы, а также отвечал; «4»- допус-тил 1 ошибку; «3»- допус-тил 2 ошибки. |
4 | Совмест-ное целепола-гание (постановка учеб-ной проб-лемы) | 2-3 | Выявление места и причины затруднения и постановка цели урока. Доведение её до созна-ния учащи-хся. Показ практичес-кой значим-ости темы урока | Проблемный,словесно-наглядный Фронтальная | Ставит перед учащимися учебную проблему: «Почему одни металлы могут встречаться в природе в самород-ном виде, а другие – только в составе соединений?» «Каким же образом извлечь металлы из их минералов и руд?» «А руды и минералы – это не одно и то же?» | Учащиеся вместе с учителем формулируют учебные цели данного урока, делают вывод о практической значимости изучаемой темы. Намечают план изучения нового материала. С/о определения целей урока – отметка в рабочей карте урока. | Будут созданы условия для активной познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока, эффективности восприятия и осмысления нового матери-ала, понимания учащимися пра-ктической знач-имости изучаем-ого материала. Ученики научатся ставить цели урока и планировать основные этапы изучения темы. | «5»- определил главные цели урока и основные пункты плана; «4»- цель урока сформулир-овал не чётко, пункты плана наметил не достаточно; «3»- определил и осознал одну главную цель урока, наметил 2-3 пункта плана. |
5 | Изучение новых знаний и способов действий | 17-18 | Организация деятельнос-ти учащихся на усвоение новых зна-ний и спосо-бов деятель-ности | Ознакомитьучащихся с изучаемыми фактами, явлениями, основным содержани-ем изучае-мой темы; создать условия для восприятия, осознания первичного обобщения, систематизации новых знаний. | Частично-поисковый (словесно-наглядно-практичес-кий) Фронтальная, индивидуаль-ная | Концентрирует внимание учащихся; сообщает новый материал, обеспечи-вая восприятие, осознание, система-тизацию и обобще-ние этого матери-ала с помощью наглядных средств информации – учебной презентации к уроку, коллекций минералов и руд, раздаточного дидактического материала «Твой помощник по химии» | Внимательно изучают новый материал с помо-щью предостав-ленных учителем средств, фиксируя основные момен-ты темы в тетра-ди. Рассматрива-ют коллекцию минералов и горных пород. Делают необходимые выводы. С/о внимания и понимания темы урока. | Ученики получат возможность усвоить новые знания и способы деятельности по-средством соз-данных учителем условий (исполь-зование компью-терной техники, раздаточных материалов, самостоятельнойработы с коллек-цией минералов и руд). Должны давать правиль-ные ответы на последующих этапах урока, демонстрируя первичное усвоение знаний. Фиксируют с/о внимания и понимания темы в рабочей карте урока. | Самооцен-ка понима-ния и усво-ения темы урока опре-деляется в 5-бальной системе |
6 | Первич-ная проверка понима-ния изу-ченного материа-ла. Самопро-верка | 4-5 | Первичное выявление качества усвоения знаний; установле-ние причин-но-следстве-нных связей с качеством усвоениея изученного материала; обеспечение условий для оценочных действий учащихся | Установить, смогли ли учащиеся усвоить связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности. | Словесно-наглядно-практический Фронтальная | Учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала. | Ученики внимательно слушают и анализируют вопросы учителя, отвечают и фиксируют результаты работы с помощью с/о в рабочей карте урока. | Первичный уровень осозна-нности нового материала большинством слабых и силь-ных учеников. Ученики научатся организовывать, контролировать и оценивать свою учебную деятельность. Формировать самостоятель-ность, волю и ответственность. Укрепятся в собственных силах. Возрастёт положительная самооценка личности. Будут формиро-ваться навыки самооценки деятельности, анализа выпол-няемых работ, вычленение проблем. | «5»-знал ответы на все вопро-сы, а также отвечал; «4»- допус-тил 1 ошибку; «3»- допус-тил 2 ошибки. |
7 | Информа-ция о домашнем задании | 1,5-2 | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий дома. Работа с дополни-тельной литературой. | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выпол-нения. | Словесно-наглядный Фронтальная | Информирует о домашнем задании с помощью учебной презентации, даёт инструктаж по его выполнению, проверяет понима-ние учащимися содержания работы и способов ее выполнения: 1). § 9. Упр. 1-6. 2). Подготовить сообщение по теме: «Микробиологичес-кий способ получе-ния металлов». 3). Решить задачу. Определить массовую долю железа в буром железняке. 4) Домашняя самостоятельная работа по карточкам (выполнить на отдельном листе и сдать учителю на проверку). | Записывают задания в дневник. Задают вопросы по содержанию домашнего задания | Будут созданы условия для активной познавательной деятельности учащихся при выполнении домашнего задания; для ознакомления с микробиологи-ческими спосо-бами получения металлов; интеллектуально-преобразовате-льной деятельно-сти (развитие личности посред-ством универса-льных учебных действий –УУД). Ученики приоб-ретут опыт работы с различ-ными источни-ками информа-ции, научатся создавать сообщ-ения на заданные темы. Научатся выполнять дома-шние задания систематически благодаря регул-ярной проверке домашнего задания в классе. Приобретут опыт воспитания воли и ответственно-сти. | Дифферен-цирован-ный под-ход к отбору учебного материала, задаваемо-го на дом. На оценку «5» - выполнить 5 заданий; на оценку «4» - 1, 2, 4, 5 задания; на оценку «3»- 1, 2, 5. Сообщения оцениваются в соотве-тствии с установленным алго-ритмом. |
8 | Рефлексивная деятель-ность – анализ и оценка (итог урока) | 1-2 | Рефлексия учебной деятельнос-ти на уроке (осознание метода прео-доления зат-руднений в деятельнос-ти, границ применения нового зна-ния), самооценка результатов деятельнос-ти. Соотнесение цели урока и результата урока | Организация рефлексии и самооценки учениками своей деят-ельности на уроке. Создать ситуацию, созвучную цели урока и достигнуто-го результа-та деятель-ности; фиксация соответствия результатов деятельнос-ти и постав-ленной цели | Словесно-наглядный. Индивидуаль-ная | Учитель организует индивидуальную работу по анализу личных достижений учащихся, создает ситуацию, связан-ную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения с помощью рабочих карт урока, посредством доброжелательного и уважительного тона, словесного поощрения. | Ученики анализируют свою деятель-ность по достиже-нию цели и личностных достижений с помощью рабочей карты урока. Выставляют итоговую с/о. | Ученикам будет предоставлена возможность осознать тему урока в целом, чему они научились, пути последующего изучения темы, области применения новых знаний. Будет создана атмосфера взаимодействия учителя и ученика на уроке. Снимется страх ученика перед уроком. Ученик получит удовлетворение от проделанной работы, ощуще-ние собственной компетентности и самоуважения. | Итоговая отметка за работу на уроке выст-авляется путем сум-мирования получен-ных с/о и определе-ния средне-арифмети-ческого значения |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Рабочая карта урока
Урок ________________ Класс _____________ Дата ______________
Тема ______________________________________________________
Цель ______________________________________________________
Фамилия, имя ученика | с/о собран-ности и внима-ния в начале урока | Проверка домашнего задания (с/о или в/о) | Изучение нового материала (с/о) | Закрепление нового материала | Подведение ито-гов |
с/о внима ния | в/о крос-сворда | с/о заданий | с/о внима ния | с/о контро-льных вопро-сов | с/о опреде-ления цели урока | с/о пони-мания темы урока | с/о внимания | с/о отве-тов на вопро-сы | Итоговая с/о |
1. | | | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | | | | |
4. | | | | | | | | | | | |
Примечание: с/о – самооценка; в/о – взаимооценка; о/г – оценка группы.
Приложение 2
Домашняя самостоятельная работа
(сделать на отдельных листах и сдать на проверку учителю)
На оценку «5» - выполнить 5 заданий; на оценку «4» - 1, 2, 4, 5 задания; на оценку «3»- 1, 2, 5.
Вариант 1
1). Современные очистные сооружения на предприятиях достаточно эффективны, но имеют высокую стоимость. Будучи директором крупного завода и имея в своем распоряжении значительную сумму денег, как вы поступите:
а) положите в банк для уплаты штрафов за загрязнение природной среды;
б) вложите в строительство очистных сооружений;
в) часть вложите в расширение производства, часть – для повышения зарплаты рабочих. Аргументируйте своё решение.
2). Из природных веществ можно назвать рудой:
а) мел; б) гранит; в) бурый железняк; г) песок.
3). Кому принадлежал первый в России учебник по горному делу и металлургии:
а) Н.К. Чернову; б) П.П. Аносову; в) Н.Н. Бекетову; г) М.В. Ломоносову.
4). Гидрометаллургия представляет собой получение металлов:
а) обжигом сульфидов;
б) переводом их соединений в раствор с последующим восстановлением;
в) обработку руды водяным паром.
5). С помощью электролиза впервые был получен металл:
а) медь; б) железо; в) свинец; г) натрий
Вариант 2
1). Вы работаете на металлургическом заводе и случайно узнаете о неисправности в системе очистных сооружений. Как вы поступите:
а) сообщите директору завода, чтобы он принял решение;
б) сделаете вид, что вам ничего не известно о неисправности;
в) скажите директору и, если он не примет меры, будете активно действовать сами. Аргументируйте свое решение.
2). К рудам не относится:
а) мрамор; б) магнитит; в) галенит; г) лимонит.
3). Среди минералов не встречаются:
а) оксиды металлов; б) сульфиды металлов; в) гидриды металлов; г) силикаты металлов.
4). Металлический марганец получают алюминотермией из оксида марганца (IV). Составьте уравнение реакции. Сумма коэффициентов в правой части уравнения равна:
а) 4; б) 5; в) 6; г) 7.
5). В настоящее время для получения хрома в качестве восстановителя чаще всего используется:
а) медь; б) натрий; в) хлор; г) алюминий.