СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме:"Кавказ".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме:"Кавказ". 8 класс Разработка урока с интересным видео материалом.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме:"Кавказ".»

8 класс

География

Учитель: Кондратьева Надежда Семёновна.

Тема урока: «Северный Кавказ

«Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»

Цели и задачи урока:

Образовательные: познакомить ребят с физико- географической страной Кавказ. Сформировать образ изучаемой территории; расширить и углубить знания учащихся об особенностях географического положения, геологическом строении и развитии территории , о современных рельефа -образующих процессах и природных ресурсах Кавказа.

Развивающие: развивать у учащихся практические навыки работы в контурной карте, чувство пространства, умение на географической основе определять взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории.

Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, активную жизненную позицию, чувство личной ответственности за природу , пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование. Физическая карта Кавказа, тектоническая карта России, контурные карты ,атласы, видеофильмы.

Термины и понятия: Альпийская складчатость лакколиты, куэсты, ,горное оледенение, карст, выветривание. Тектонические процессы – складкообразование, метаморфизм, магматические интрузии.

Географические объекты

  • моря: Чёрное. Каспийское, Азовское;

  • полуострова: Таманский, Апшеронский;

  • низменности: Прикаспийская;

  • возвышенности: Ставропольская ;

  • хребты: Главный Кавказский ,Боковой., Скалистый

  • равнины: Кубано-Азовская и Терско-Кумская.

  • Впадина: Кума- Манычская

ХОД УРОКА.

1. Оргмомент. (уч-ся сами формулируют тему)                                                                                                                  
тему сегодняшнего урока мы определим строками из стихотворения В.А.Жуковского.

 И вдалеке перед тобой,                                                                                                                            Одеты голубым туманом,                                                                                                                            Гора вздымалась над горой,                                                                                                                            И в сонме их гигант седой,                                                                                                                            Как туча, Эльборус двуглавый                                                                                                             Ужасною и величавой,                                                                                                                                    Там всё блистает красотой.

2. Актуализация знаний .О какой горной стране эти стихи?

Очаровательном уголке нашей Родины горной стране Кавказ.

Вы узнаете его геологическую историю происхождения и увидите его разнообразие природы , рельефа и полезных ископаемых.

(слайды1-3).панорама Кавказа

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Прекрасен ты, суровый край свободы!

3. Работа с картой. Географическое положение .

Поисковая беседа (фронтальная работа). ( используя физическую карту атласа) Задание 1 Назовите особенности географического положения Кавказа на территории России ?

В какой части России находится Кавказ?
– В каком направлении протянулись Кавказские горы?

С какими государствами проходит граница России по Кавказским горам ?                 - Определить высоту наивысших точек Кавказских гор .

По каким географическим объектам проходит условная граница Кавказа с Восточно- Европейской равниной?


Какие природные комплексы (территории) выделяют  на Кавказе?





Кавказ состоит из Предкавказья , Большого Кавказа и Закавказья.

К России относят лишь Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа.

3. работа в тетрадях (графически запишем)

КАВКАЗ

Предкавказье Большой Кавказ

С-З Ставропольская воз-сть С-В Главный хребет

Кубано-Азовская р-на Терско- Кумская р-на Боковой (Эльбрус 5642м)

Прикаспийская н-ть Скалистый

Пастбищный,

Лесистый

4.Центральный Кавказ это территория от г.Казбека на востоке до

г. Фишт на западе.

Что бы увидеть всё разнообразие рельефа давайте посмотрим фильм №1

. . -Опишите вершины гор Кавказа. (вершины пикообразные, гребни острые, крутые склоны покрыты вечными снегами, по склонам стекают горные ледники.

-О чём это говорит? (Кавказские горы молодые, вершины,  покрытые снегом и горное оледенение свидетельствуют о значительной высоте гор.)    

 - Кавказ – молодое горное сооружение, образовавшееся в альпийскую складчатость. В Большом Кавказе до сих пор происходят тектонические процессы, связанные с образованием землетрясений, обвалами. Здесь есть потухшие вулканы –Эльбрус и Казбек, горы-лакколиты -Машук и Бештау.          

 Словарная работа Лакколит – куполообразная форма залегания магматических горных пород, образующаяся при внедрении магмы между слоями осадочных пород.    Скалистый хребет вытянут параллельно Главному и Боковому хребтам.                         Куэста (от исп. cuesta — откос, склон горы) — форма рельефа в форме вытянутых гряд с несимметричными склонами: пологим и крутым. 

   Пример- ДЖИССА.)                                                                                            

Паралельно Главному Кавказскому хребту идёт Боковой хребет с высшей точкой 5642м уснувшим вулканом (слайд Эльбруса ), Скалистый, Пастбищный, Лесистый

 5.Геологическая история.

Испокон веков люди стремились понять: Какие силы создали это разнообразие и красоту. Ещё в 1834 году поэт П.А. Катенин спрашивал

Цепь пресловутая воспетого Кавказа

Творенье Божье ты иль чёртова проказа?

Кто архитектор этой высоты?

Кто простынями постелил пласты?

Кто их покой нарушил ,смяв и вздыбив?

Ю.К. Ефремов.

Трудно поверить что на месте Кавказа был океан Тетис.

Он разделял Евразийскую и Африкано-Аравийскую плиты. Согласно теории А. Вегенера литосферные плиты не стоят на месте ,а под действием конвекционных потоков в недрах Земли они перемещаются по поверхности(астеносферы) со скоростью нескольких см в год. При столкновении они дробятся, надвигаются друг на друга, сжимаются и на их краях возникают горные сооружения. Плиты сближались и 800-600 млн. лет назад толщи осадочных пород слагавших дно океана подверглись сильнейшему сжатию, складкообразованию, метаморфизму, разрывам. По трещинам в них внедрялась раскалённая магма. Так на дне океана образовалась жёсткая кристаллическая глыба- ядро будущего Кавказа. Цепь подводных и надводных вулканов протянулась на многие километры. В промежутках от 15 до 5 млн. лет назад под напором сближающихся литосферных плит произошло грандиозное сводовое воздымание Кавказа. Одновременно с поднятием продольного свода Кавказа у его подножий формировались прогибы в земной коре .

Рост горных сооружений означал в то же время и гибель величайшего океана Тетис остатками которого является Средиземное море, Чёрное, Каспийское, Аральское и Персидский залив Индийского океана



Какими бы не были глубинные силы Земли не только они одни создают рельеф земной поверхности. В природе одновременно действуют не менее активные внешние силы, источниками которых служат солнце .

Давайте посмотрим

Фильм внешние силы природы Вы видите здесь работу реки. Вода разрушая, размывая рыхлые породы переносит их в краевые прогибы. В Кубанском прогибе мощность осадочного материала накопившаяся за альпийский период поднятия Кавказских гор достигает 9 км.

Вода размывает мягкие породы, промыв поверхность в толщах пород растворяя мел, известняки, кальцит образует пещеры .

3.практическая работа в контурных картах. 7 мин .(работа с учебником и атласом). Определите географическое положение горной системы в контурных картах. Проведите наложение физической и контурной карт.

2.Определите главное направление хребтов и подчеркните его одной линией карандашом соответствующего высоте цвета.

3.Подпишите горы по всей длине полученной линии. (Главный Кавказский хребет, Боковой хребет с вершиной Эльбрус , Скалистый хребет.)

4.В Предкавказье (там где ниточки рек Егорлык и Калаус) нанесите Ставропольскую

в-ть.

к западу от возвышенности равнину Кубано-Азовскую

К востоку от возвышенности равнину Терско-Кумскую которая переходит в Прикаспийскую н-ть с отметкой -28 м. ниже уровня моря.

5.Отметьте впадину Кума- Маныч подпишите маленькими печатными буквами.

Работа с картой физической.

Найти на карте полезные ископаемые Кавказа. (месторождения  полиметаллических, молибденовых, вольфрамовых, ртутных руд, нефть, газ, минеральные источники.)

Почему такой  набор полезных ископаемых? – Какими породами сложены Кавказские горы? ( Разнообразное  геологическое строение территории. Рудные полезные ископаемые связаны с излиянием магмы, а газ и нефть – с осадочным чехлом плиты.) Метаморфические мрамор, строительные материалы мергелевые глины- для производства цемента.

– Всемирную известность имеют Кавказские минеральные воды. Это целый район, на территории которого находятся знаменитые своими минеральными водами города –курорты Пятигорск, Железноводск, Ессентуки,  Кисловодск,  Минводы



4.Закрепление пройденного материала по вопросам.

Викторина Топонимика Кавказа.

Топонимика-это язык Земли, а Земля есть книга, где история человеческая записывается в географических названиях местности. - Какое происхождение имеет само слово « Кавказ»( древнеиранское. В переводе означает « сверкающий».)

Архыз-(от карачаевского ырхы ыз-«след селя»)

Зеленчук- русская адаптация тюрского Джаланджюк (гола открытая равнина)

Кызгич- приток р. Б. Зеленчук «тиски, зажим» с карачаевского.

Пшиш- гора с абхазского князь.

Псыш- с черкесского « псы»- вода.

-София- река в верховьях Б.Зеленчука ( с греческого –мудрость)

Кубань- с карачаево-балкарского(бурная, вздувающаяся, полноводная)

Кума—река (название происходит от тюрского « кум»- песок.

Как называли греки Чёрное море? (Понт Эвскинский) гостеприимное море.

А турки -Кара-дениз (Чёрное море) а скифы Тама связанная с значением «тёмный.

Второе название Эльбруса (карачаевское Минги тау)многотысячная.

Игра « Турист» ( 1-2 мин.) КАК правильно собрать рюкзак ?Что необходимо взять с собой в поход даже если ты идёшь на 1 день в горы?(котелок, зонтик, дождевой плащ, ветровку или куртку, фрукты ,планшет, будильник, солнцезащитный крем, аптечку, арбуз, сухофрукты ,консервы рыбные, мясные, полиуритановый коврик,спички, картошку,подушку, полатку,спальник,мусорный пакет.



5. Подведение итогов. Рефлексия.5 мин

1. На сегодняшнем уроке я:
      –  узнал…
      –  понял

    –  научился…
2. С какими новыми понятиями познакомились?

3. Что понравилось? Что вызвало затруднения?
4. Изменения, происшедшие у меня:
      –  в знаниях по предмету;
      –  в моих творческих способностях.



6. Оценки раскладываю на стол и читаю стихи. М.Ю. Лермонтов сказал так о Кавказе: «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз».

Д/з на доске в начале урока.

























.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!