Тема | Б. Шергин «Рифмы» |
Цели | Образовательные: Знакомство учащихся с биографией и творчеством Б. Шергина; знакомство с понятием «рифма»; развитие чувства ритма, интонации; воспитание бережного отношение к слову, любовь к литературе. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - Личностные УУД: Развивать эстетические чувства и эстетический вкус. - Регулятивные УУД: Принимать и выполнять поставленную учебную задачу. - Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания; создавать связное высказывание заданного жанра на заданную тему. - Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения; анализировать произведение с точки зрения его языковой выразительности. |
Планируемый результат | Предметные: Знать: понятие «рифма»; языковые средства выразительности. Уметь выделять языковые средства выразительности; определять тему и главную мысль произведения. Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Рифма, интонация, логическое ударение, ритм |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «Любимые страницы», 2 класс. О.В.Кубасова Тетрадь к учебнику «Любимые страницы», 2 класс, О.В.Кубасова Учебная презентация |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнение типа урока; уточнение тематических рамок. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. | Уточняет тематические рамки. | Речевая разминка Где царствует фантазия Во всем своем всесилии? Где все мечты сбываются? А наши огорчения Сейчас же превращаются В смешные приключения? | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися | - Прочитайте название нового раздела. - Сделайте предположение, с чем предстоит работать? | Прогнозирование работы по разделу | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. Проверка домашнего задания (7 минут) Цель: проверка составленных дома рассказов. | Пересказывают сказку в группах | Организует групповую работу. Контролирует объективность оценивания рассказов в группах. | Чтение наизусть «Шотландской песенки» | высказываться в соответствии с домашним заданием. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). |
IV. Подготовка к восприятию (3 мин) Цели: выполнение заданий подготовительных упражнений; работа со справочным материалом | Отвечают на поставленные вопросы. Участвуют в игре. Выполняют задания речевой разминки. | Организует речевую разминку. | Игра «Сочинители». – Попробуйте закончить стихотворение: Необходимо школу посещать Иначе… (ничего не будешь знать). Мы столько в школе узнаем! А завтра… (на каникулы пойдем). Кто книжки в детстве не читает, Тот очень… (глупым вырастает). В школу мы шагаем дружно, Понимаем… (это нужно). – Что помогло вам продолжить стихотворение? (Смысл и рифма.) Задания речевой разминки с.143 - Что такое рифмы? Рифма – созвучие концов стихотворных строк. | Отвечать на вопросы, построив речевые высказывания. Выполнять задания речевой разминки | Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. (Коммуникативные УУД) |
V. Первичное чтение. Обсуждение прочитанного (5 мин) Цель: знакомство с текстом, первичное обсуждение прочитанного, словарная работа по ходу чтения. | Слушают чтение учителем. Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного. | Организует первичное чтение. Задает вопросы по содержанию прочитанного. | Первичное чтение текста учащимися вслух – О чем этот рассказ? – Кто такой Шиш? Шиш – добрый или злой дух, сказочное существо. Словарная работа (по ходу чтения). Аэроплан – устаревшее название самолета (показать иллюстрацию). Разгорячился – возбудился, стал раздражительным. Физкультминутка | Внимательно слушать чтение одноклассников, осознавая основную мысль сказки. Отвечать на вопросы по осмыслению прочитанного. | Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД). Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. (Коммуникативные УУД) |
VI. Выборочное чтение и анализ прочитанного ( 16 мин) Цель: выборочное чтение, анализ прочитанного. | Выполняют выборочное чтение в соответствии с заданием учителя. Отвечают на поставленные вопросы. | Создает проблемные ситуации для проведения выборочного чтения. | – Как Шиш оказался на телеге у незнакомого дядьки? – Какую игру предложил Шиш? – Какие рифмы у него получились? – Понравились стихи дядьке? Докажите. – Какие рифмы придумал дядька? Для чего он это сделал? – Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль сказки. – Какие пословицы подходят к этому рассказу? («Слово – серебро, молчание – золото»; «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь».) | Выполнять выборочное чтение в соответствии с поставленной задачей. | Ориентироваться в тексте; анализировать произведение. (Познавательные УУД). Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания. (Коммуникативные УУД) |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: Оценивание качества своей работы на уроке; выполнение рефлексии своей деятельности. | Оценивают свою работу на уроке | Организует рефлексию, выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. | – С каким произведением мы познакомились? – Кто его автор? – Для того чтобы сочинить стихи, достаточно только подобрать рифму или необходимо что-то еще? Что? - Работа с рефлексивным плакатом ДОМА: с.143-146, выр.чт; с.147 з.1 | Подводить итоги своей деятельности на уроке. Отвечать на вопросы по выявлению идеи произведения. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |