СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Жизнь леса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме: "Жизнь леса". Целью является изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих совместно организмов. У учащихся будут сформированы умения раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком. Учитель будет на уроке развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы. А так же сможет воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Жизнь леса"»

Тема урока: ЖИЗНЬ ЛЕСА

Цели урока:

Изучение природного сообщества «лес» как комплекса обитающих совместно организмов.

Формировать у учащихся умения раскрывать связи организмов между собой, со средой обитания и человеком

Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным.

Задачи урока:

- познакомить детей с ярусами леса, разнообразием лесных обитателей, ролью грибов;

- развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли;

- развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;

- воспитывать бережное отношение ко всему живому, экологическую культуру.

Тип урока: комбинированный.

Методы работы: словесный, практические; наглядные, метод контроля и самоконтроля.

Место проведения: кабинет начальных классов.

Оборудование:

- ноутбук, телевизор, презентация к уроку « Берегите лес»; плакат с изображением ярусов леса,аппликации из пластилина « Из чего состоит почва» для повторения материала предыдущего урока; гербарий « Растения леса»; карточки для проверки домашнего задания.

- Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы 1 часть/ А. А. Плешаков,            Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2015 г.;

Формируемые УУД:

Регулятивные - определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала


Коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и в рабочих группах с учетом конкретных учебно – познавательных задач.

Личностные – проявлять положительное отношение к себе, к учению и окружающему миру.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. Проверка д/з.

Ответьте на вопросы теста. Задание на карточках.

1.        Перегной - это:

А) верхний, плодородный слой земли; Б) сгнившие остатки живых организмов; В) ценный вид почв России.

2.        Участником почвообразования является:

А) мышь;     Б) крот;    В) дождевой червь.

3.        Верхний, плодородный слой земли - это:

А) почва;     Б) перегной;     В) чернозем.

4.        1 сантиметр почвы образуется за:

А) 30 лет;     Б) 300 лет;     В) 3000 лет.

5.        Самый ценный вид почв в России:

А) подзолистая;     Б) черноземная;     В) болотная.

Оценка____________    Проверил_________________

Взаимопроверка

III. Сообщение темы и целей урока. Звучит музыка, слышатся звуки леса.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

 Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!

Я думаю, что вы догадались, послушав стихотворение: куда мы отправимся сегодня на уроке?

-Скажите, всё мы знаем о лесе? Чтобы вы хотели ещё узнать?

Сегодня откроем его тайны и посмотрим на жизнь его обитателей, побываем в роли исследователей природы, ее защитников.

Открыли тетради и записали тему урока: «Жизнь леса»

IV. Работа над новой темой

Ученые-экологи называют лес природным сообществом. Подумайте, что это означает?

1.Просмотр видео фильма

_ Что нового вы узнали, посмотрев фильм? Почему лес называют сообществом?

(Ответы уч-ся.)

(Живые организмы в лесу тесно связаны между собой, живут сообща.)

-Как разные животные и растения могут уживаться в одном лесу сейчас подробнее расскажут ребята.

1)Рассказ уч-сяИлья

Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные. Самым светлым будет «чердак», находящийся в кронах высоких деревьев. Здесь наверху листья всегда смотрят на солнце верхней стороной. Свежая зелень привлекает насекомых. Под самой крышей леса живут сотни гусениц - будущих бабочек, много майских жуков. На этой высоте многие птицы растят птенцов, белки прячут среди листвы гнезда.



Эльзара

Деревья образуют два яруса.Верхний ярус состоит из высокихдеревьевтаких как:дуб, сосна, ель, тополь,

Ниже располагаются рябина, черемуха.

Этажом ниже уже не так светло. Здесь растут кустарники.

Женя

Кустарники тоже делятся на два яруса.Кустарники и кустарнички.

К этому этажу можно отнести такие растения, как лещина, калина.

Здесь встречается смородина, шиповник, черника.

Ангелина

На нижних «этажах» леса располагаются мхи и лишайники, травы и грибы.

По-научному лесные «этажи» называют ярусами.

Запись в тетрадь: 1 ярус-деревья,2 ярус-кусты,3 ярус –грибы, травы.



III. Физкультминутка

Микроитог: Итак, из услышанного мы можем сказать, что растения и животные в лесу расселяются «поэтажно». Одни поднимаются на «чердак», другие спускаются в «подвал», то есть под землю. А от чего это зависит? С растениями понятно - теневыносливые ниже, светолюбивые выше, а животные?…

(Это зависит от того, как эти животные приспособились к жизни на своем «этаже»: как они передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов?)

Весь лес – от верхушек до земли - заселен животными. Давайте попробуем «Расселить животных леса по их «квартирам».

Рассказ детей Владик

На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм

Рита

Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, зубры, лоси, косули, олени, кабаны, волки.

Руслан

В почве тоже кипит жизнь – жуки-короеды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.

Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.



-Мы с вами говорили о растениях, о животных, а грибы? Они же не относятся к этим группам.

Как вы думаете, каково значение грибов в жизни леса? Нужны ли грибы лесу?

Без грибов многим деревьям пришлось бы плохо. Грибницы опутывают своими тонкими нитями корни деревьев, помогая им впитывать из почвы воду и питательные вещества. Но делают они это не бескорыстно. Взамен грибницы получают от деревьев другие питательные вещества, которых сами они выработать не могут, - сахар и крахмал. Таким образом, грибы и деревья становятся партнерами, приносящими друг другу пользу.

Животные помогают друг другу, а человек как оказывает влияние на лес или лес влияет на человека?

Инсценирование стихотворения.

           Дикарь в лесу

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб

И выругался громко.

Стал  гнуть орешину - сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий...

Отбросил куст и, как медведь,

Пошел себе довольный.

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

(Т.Ладонников)

-Но наши ребята знают, как вести себя в лесу. Многие уже там побывали. Давайте посмотрим.

Презентация «Берегите лес»

V. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Почему лес называют природным сообществом?

Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.

Домашнее задание

Стр. 164-168, прочитать, ответить на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!