Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
Цели урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании
Предметные:
Знать название компонентов при вычитании; уметь составлять равенства.
Личностные УУД.
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
Анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям
Формулирование проблемы,
Построение логической цепи рассуждений, уста¬новление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок!
II. Актуализация знаний.
1. Установите закономерность и продолжите ряд чисел.
2. Математические задачи экологического характера:
Буратино и Красная Шапочка, гуляя по лесу, наткнулись на 3 птичьих гнезда. В каждом из них было по 2 яйца. Буратино хотел взять в руки яйцо и посмотреть, но Красная Шапочка вовремя остановила его. "Не трогай птичьих гнёзд и яиц!" - закричала она. Ведь тогда птицы, высиживавшие птенцов, бросили бы это гнездо. Сколько будущих птенцов спасла Красная Шапочка?
- Ребята, а сколько раз в день надо чистить зубы? А как вы думаете, пресную воду зря тратить можно? (варианты ответов детей)
Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате чего напрасно расходуется 2 литра воды. Если Незнайка чистит зубы утром и вечером, то сколько воды впустую расходуется за день?
- Ребята, а что вы знаете о мухоморах? (Мухоморы - ядовитые грибы, их нельзя рвать! Но, оплетая корень берёзы, они питают это дерево.)
«Буратино нашёл под одной берёзой 7 мухоморов,а под другой – 3 мухомора. Сколько мухоморов нашёл Буратино?»
3. Составьте из этих чисел 2 примера на сложение и 2 - на вычитание.
III. Постановка проблемы.
- Прочитайте выражения на сложение, используя названия чисел при сложении.
- Какое свойство сложения мы вспоминаем, глядя на эти два примера? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)
- А теперь прочитайте выражения на вычитание, используя названия чисел при вычитании.
- Вы смогли выполнить задание? (нет)
- В чём затруднение? (не знаем, как называются числа при вычитании)
- Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? (названия чисел при вычитании)
- Чему мы должны научиться?( правильно называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание)
- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя, и сегодня мы их определим?
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания?
(«Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
IV. Открытие» новых знаний детьми.
-Чтобы нам разобраться, надо вспомнить, что значит “вычесть”? (Взять, отложить, убрать…)
- Какое число из трёх самое большое? (10)
- Почему и в одном, и в другом примере мы вычитали из 10? (Из большего числа можно вычесть меньшее.)
- Что происходит с самым большим числом при вычитании? (Уменьшается)
- Как может называться это число?(Уменьшаемое)
- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).
- Значит, как его называют? (Вычитаемое)
- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.
- На сколько 10 больше 4? (На 6).
- Как же называется третье число, если показывает разницу? (разность)
- Если результат вычитания называется “разность”, то выражение на вычитание можно назвать так же?
-Проблема решена? Все числа вычитания получили имена.
- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании . (Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).
V. Первичное закрепление. 6-1 4+3 8-2 4-3 6+1 8+2 -Что записано на доске? (выражения). -Я прочитаю одно из этих выражений, а вы спишите только это выражение в тетрадь и найдите его значение: а) сумма чисел 6 и 1 б) разность чисел 8 и 2 в) ум. 4, выч.3 г) 1 сл. - 8, 2 сл. – 2. - А теперь вы запишите сам-но новые выражения, найди их значения (Ученики записывают выражения в тетради, а 2 ученика с другой стороны доски) -Найди разность 7 и 2 7-2 -Найди сумму 5 и 3 5+3 -Уменьшаемое 6, вычитаемое 3. Найди разность. 6-3 -1 слагаемое - 3, 2 слагаемое -4. Найди сумму. 3+4 Проверка с веерами. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В чём причина ошибок? Самооценка. VI. Работа в группах. Учебник, с. 32 – 33. - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 3 и 4 в учебнике, используя полученные знания. Класс делится на две группы и каждой группе даётся лист А4 и маркер. 1 группа находит разность. 2 группа составляет примеры по образцу. - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой. |
|
VII. Итог урока, рефлексия:
- Итак, чего вы не знали в начале урока? (Как называются числа при вычитании.)
-Как они называются?
- Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым?
- Почему второе число называется вычитаемым?
- Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.