СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хороший урок)

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».»

Урок по теме: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».

Обучающие задачи: познакомить учащихся с характерными признаками и особенностями насекомых, с их строением, развитием и происхождением; сформировать знания о среде обитания и о распространении кольчатых червей.

Умения: продолжить формирование умения работать с живыми объектами.

Воспитательные задачи: воспитать бережное отношение к природе; экологическое воспитание, реализующееся через понимание значения насекомых; формирование научного мировоззрения.

Развивающие: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, памяти, внимания. Развитие познавательного интереса учащихся; культуры речи.

Ход урока:

I Организационный момент: Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Олеговна. Сегодня и завтра я буду проводить у вас уроки биологии. На прошлом занятии вы изучили класс Паукообразные. Давайте вспомним, что для них характерно.

II Контроль знаний и умений: Сколько отделов тела у паукообразных? Как они называются? Назовите части тела, указанные на рисунке:

(1- головогрудь, 2 - брюшко, 3 – перетяжка, 4 – ногощупальца, 5 – хелицеры, 6 – глаза, 7 –ходильная нога)


Сколько пар ног у паукообразных? (4 пары). Какие у пауков глаза? Сколько их? (простые глаза. Их может быть 2, 6, 12, но чаще 8)

Хорошо. А теперь вспомните особенности нервной системы паукообразных. (развитый надглоточный узел, образующий мозг от которого отходит брюшная нервная цепочка).

Поговорим о кровеносной системе, чем она представлена у пауков? (сердцем и несколькими сосудами, открывающимися в полость тела)

Какая система изображена на иллюстрации? (дыхательная)

Охарактеризуем пищеварительную систему (глотка с протоками слюнных желез пищевод желудок кишечник анальное отверстие). Какое пищеварение у пауков? (внеполостное).

Ч ем представлена выделительная система пауков? (мальпигиевыми сосудами). Что это? (трубочки, одним концом заканчивающиеся в полости тела).

Что держит паук? (кокон с яйцом). Раздельнополы ли пауки? (да) Внутреннее или наружное у них оплодотворение? (внутреннее).


Назовите нескольких представителей класса (клещи, скорпионы).

III Изучение нового материала:

Итак, мы с вами повторили материал по паукообразным. Теперь приступим к изучению нового класса типа Членистоногие: Насекомые. Записываем в название класса в тетрадь. Каких насекомых вы знаете? На сегодняшнем занятии мы познакомимся с их внешним и внутреннем строением.

Класс Насекомые считается самым многочисленным классом на Земле за счет наилучшей приспособленности к окружающим условиям. Давайте разберемся, в чем эта наилучшая приспособленность выражается.

Записываем, Внешнее строение насекомых.


Тело насекомого состоит из 3ех отделов (а не из 2ух, как у других членистоногих): голова, грудь, брюшко (под запись и оставить место для рисунка).

О ткрываем страницу 160 учебника, на ней изображена голова насекомого. Какие части выделяют на голове саранчи? Из скольких пар частей состоит ротовой аппарат? (4). Какое строение имеют усики? (членистое или сегментированное) Найдите в тексте учебника характеристику глаз насекомых (163 страница). Оставить место для рисунка головы.

З аписываем, грудь насекомого состоит из 3ех частей: переднее, средне и заднегруди. Каждая из этих частей несет пару ног. Насекомые освоили разные среды обитания, поэтому в качестве приспособления к условиям существования можно наблюдать у них большое разнообразие ног. Наиболее часто встречающиеся бегательные лапки жуков. Животному, приспособленному к прыжкам необходимы ноги с вытянутой голенью и бедром, как у кузнечика. Хватательная лапка богомола помогает ему быстро атаковать и захватить жертву, а лапка пчелы, покрытая щетинками идеально приспособлена для сбора пыльцы.


Вернуться к слайду со строением. На каких частях груди находятся крылья? (На средней и задней части). Открываем страницу 161 рисунок крыльев и надкрыльев. Как можно охарактеризовать надкрылья насекомых? Для чего они нужны? (жесткие, для защиты спины и крыльев).

Надкрылья это измененные передние крылья. Так же надкрылья важны для полета, в котором помимо них принимают участие крылья и крыловые мышцы. Они есть у жуков, это их характерный признак и поэтому всех жуков относят к жесткокрылым.

Брюшко насекомого заметно только снизу, т.к. сверху прикрыто надкрыльями. Записываем, количество сегментов брюшка варьирует в зависимости от вида.

Переходим к нервной системе. Записываем. Вспомним, чем была представлена нервная система других членистоногих (надглоточный- мозг и подглоточный нервные узлы и брюшная нервная цепочка). У насекомых принцип строения тот же, но что появляется нового? (Участки головного мозга: передние, средние, задние).

Кровеносная система.

Незамкнутая. Состоит из сердца – продольной мускулистой трубки, обеспечивающего движение крови – гемолимфы. Сердце пульсируя, гонит кровь в головной конец тела. Обратному току крови препятствуют клапаны сердца. Когда сердце расширяется, кровь поступает в него из задней части через боковые отверстия, снабженные клапанами, которые не допускают обратного тока крови. Гемолимфа переносит питательные вещества к органам и тканям. Записываем: кровеносная система состоит из сердца – трубки и сосудов. Незамкнута.


Записываем, дыхательная система.

Состоит из системы трубочек – трахей. А по бокам средне, заднегруди и брюшка есть отверстия – дыхальца (около 10 пар). Через них воздух попадает в трахеи, а они разносят его по органам и тканям. По ним удаляется углекислый газ.

Пищеварительная система.


Записываем.

Рот  глотка  пищевод  желудок  кишечник  анальное отверстие. Какую пищу употребляют насекомые? Все разнообразие питания обеспечивают различные типы ротового аппарата:

Выделительная система.

Мальпигиевы сосуды – система трубочек, замкнутых с одной стороны, а с другой стороны открывающихся в кишечник. Они фильтруют продукты обмена всей своей поверхностью, а потом внутри сосудов превращаются в кристаллы. Затем, попадая в кишечник, они выводятся вместе с другими непереваренными остатками из организма.

Размножение насекомых.

Вам необходимо ответить на вопросы, представленные на слайде. Ответы на них вы найдете на странице 164-164 в разделе «Размножение насекомых». Ответить письменно.

1) Раздельнополы ли насекомые?

2) Охарактеризуйте половую систему самцов.

3) Охарактеризуйте половую систему самок.

4) Оплодотворение внутреннее или наружное?

Поговорим о развитии насекомых. В постэмбриональном развитии насекомые могут пойти по разным путям:



Неполное превращение (кузнечики, тараканы, саранча, клопы)

Из яиц вылупляются личинки сходные по наружности, образу жизни и питаню со взрослыми насекомыми. Куколка при этом не образуется.



Полное превращение (бабочки, майские жуки).

Из яиц выходят личинки непохожие на взрослых насекомых. Они запасают питательные вещества и переходят в следующую стадию жизненного цикла – куколку. Начинается перестройка органов и тканей, затем из куколки появляется взрослая особь (имаго).











Развитие насекомых













П остэмбриональное развитие насекомых.


П

Полное превращение (бабочки, жуки)

Яйцо  личинка  куколка  взрослое насекомое (имаго)

Неполное превращение (саранча, кузнечики, тараканы, клопы)

Яйцо  личинка  взрослое насекомое (имаго)

олное









IV Закрепление:

Сколько отделов тела у насекомых?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

Сколько пар ног?

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

Какая кровеносная система у насекомых? Из чего она состоит?

А) замкнутая, состоит из сердца и сосудов

Б) незамкнутая, состоит из трахей

В) замкнутая, состоит из канальцев

Г) незамкнутая, состоит из сердца и сосудов

Какой орган выполняет функцию дыхания у насекомых?

А) трахеи

Б) сосуды

В) жабры

Г) легкие

Чем насекомые питаются и что обеспечивает способ их питания?

А) только пыльцой, способ питания обеспечивает развитая пищеварительная система

Б) только другими насекомыми, способ питания обеспечивают зубцы во рту

В) только листьями деревьев, способ питания обеспечивают желудочные ферменты

Г) все варианты правильны, способ питания обеспечивает строение ротового аппарата

Какие отделы выделяют в мозге насекомых?

А) передний, средний, задний

Б) промежуточный, мозжечок

В) кора полушарий

Г) не выделяют

Чем отличается полное превращение насекомых от неполного?

А) наличием стадии имаго

Б) наличием стадии куколки

В) наличием стадии яйца

Г) непохожестью взрослого насекомого на личинку

V Домашнее задание:

Перерисовать строение тела и головы насекомого со страницы 160/ подготовить доклады (отряды насекомых) / заполнить таблицу:

Признаки

Особенности класса насекомых

Значение признака ( для чего он нужен)

Движение

Наличие крыльев и трех пар ног

Способность к полету и передвижению

Деление тела на отделы



Способ питания



Органы чувств



Размеры тела




Способ дыхания




Развитие нервной системы







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!