СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Текстовые редакторы"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Текстовые редакторы"»

Технологическая карта урока по ФГОС


Учебный предмет, класс: Информатика, 7 класс

ФИО учителя: Цацкина Ирина Юрьевна

УМК:

1.Босова, Л. Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 224 с.

2. Босова, Л. Л. Информатика : рабочая тетрадь для 7 класса : в 2 ч. Ч. 2. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 88 с.

3. Босова, Л. Л. Информатика. 7–9 классы. Методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, А. В. Анатольев, Н. А. Аквилянов. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2019. – 512 с.

4. Босова, Л. Л. Информатика. 7–9 классы. Компьютерный практикум / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Н. А. Аквилянов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. – 192 с.

5. Босова, Л. Л. Информатика. 7 класс. Итоговая контрольная работа / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Н. А. Аквилянов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 16 с.

6. Босова, Л. Л. Информатика. 7 класс : самостоятельные и контрольные работы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 64 с.

7. Босова Л. Л. Информатика. 7–9 классы. Сборник задач и упражнений / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 224 с.

8. Босова Л. Л. Информатика. 5–7 классы. Занимательные задачи / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, И. М. Бондарева. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 208 с.

9. Босова Л. Л. Информатика: программа для основной школы 5-6 классы, 7-9 классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова – М : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 88 с.

10. Босова, Л. Л. Электронное приложение к учебнику Информатика для 7 класса [Электронный ресурс] / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – Режим доступа: https://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor7.php

11. Авторская мастерская Босовой Л. Л. [Электронный ресурс] / Л. Л. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005-2018. – Режим доступа: http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/


Тема урока: Текстовые редакторы.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель урока:

Образовательная – введение понятия «текстовые реакторы», рассмотрение их на примере Microsoft Word; формирование умений работы с текстовым редактором.

Развивающая – развитие у учащихся внимания, памяти, речи, логического мышления.

Воспитательная – воспитание у обучающихся умений слушать, вступать в диалог, формулировать собственную позицию при обобщении затруднений во внешней речи, формирование информационной культуры и потребности в приобретении знаний.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: понимание роли текстовых редакторов в собственной жизни, интерес к изучению вопросов, связанных с текстовыми редакторами;

Предметные: освоение обучающимися в ходе изучения предмета понятий, связанных с редактированием текста, оценивание количественных параметров текстовых редакторов, умение работать в текстовым редакторе.

Метапредметные: развитие ИКТ-компетенций, расширение представлений о текстовых редакторах, понимание значения текстовых редакторов в жизни общества, освоение технологии использования текстовых редакторов;

Формируемые УУД

Личностные УУД: положительная мотивация и личностный интерес к изучению темы «Текстовые редакторы»; выражение собственного мнения, позиции; создание условий для самопознания и самореализации;

Регулятивные УУД: формирование навыков самоорганизации, планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничества с учителем и сверстниками, умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные УУД: формирование представления о среде текстового редактора, формирование умений формализации и структурирования информации о текстовых редакторах и умения оценивать количественные параметры редакторов и использовать их при выполнении практических работ.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: текстовый редактор, структурная единица текста, окно текстового редактора.

Технологии, методы, приемы обучения: ИКТ – технологии, частично – поисковый метод, прием «укажи пропуски», прием «Шесть шляп».

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Программно-технические средства на уроке:

Необходимое техническое оборудование: компьютер с операционной системой Windows 7 Профессиональная; мультимедийный проектор, интерактивная доска

Программное обеспечение: пакет программ MicrosoftOffice, презентация MS PowerPoint

Оборудование: электронный материал (Приложение 1).

Ресурсное обеспечение урока:

1. Босова Л. Л. Информатика. 7–9 классы. Методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, А. В. Анатольев, Н. А. Аквилянов – М : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 512 с.

2. Босова Л. Л. Информатика: программа для основной школы 5–6 классы, 7–9 классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова – М : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 88 с.

3. Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса : в 2 ч. Ч. 1 / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 80 с.

4. Босова, Л. Л. Информатика: учебник для 7 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 240 с.

5. Бутягина К. Л. Информатика. Примерные рабочие программы. 5–9 классы : учебно–методическое пособие / К. Л. Бутягина – М : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 224 с.

6. Авторская мастерская Босовой Л. Л. [Электронный ресурс] / Л. Л. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005-2018. – Режим доступа: http://www.lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/

7. Интерактивное упражнение в сервисе LearningApps.org– Режим доступа: https://learningapps.org/watch?v=px74uy5pk22

8. Презентация «Текстовые редакторы» // Google Диск URL: https://docs.google.com/presentation/d/13E_Fd9AXCs5rlST-QPXWlrvS4Q9fBJKq/edit?usp=sharing&ouid=109613372413651188122&rtpof=true&sd=true




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Наглядные средства, ЭОР

Организационный момент (2 мин)

1.

Учитель приветствует класс, проверяет готовность учащихся и кабинета к уроку.


Ученики рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Коммуникативные:

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.


Актуализация знаний и проверка усвоения изученного материала (8 мин)

2.

(Слайд 1) Посмотрите на слайд. Вам представлен текст.

Обратите внимание на правописание слов. Всё ли здесь верно?


Я предлагаю исправить ошибки в тексте.




Всё верно!

Мы с вами работали с текстом, как называется такой вид информации?



Кто знает, как называется внесение изменений в текст?




Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?



Как вы считаете, есть ли какие либо программы для редактирования текста?



Давайте убедимся в правильности высказывания ваших предложений, в этом нам поможет тема «Текстовые редакторы»


(Слайд 2)

Давайте запишем в тетрадь число и тему нашего урока «Текстовые редакторы»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:


– Нет, в тексте присутствуют ошибки.

Ищут ошибки и пытаются их исправить.

Отвечают на вопросы



– Такой вид информации называется текстовым.



– Изменение текста называется редактированием.



– О редактировании текстов.


Учащиеся размышляют над вопросом. Выдвигают свои варианты ответов.






Запись в тетради:

Число

«Текстовые редакторы».

Регулятивные: умение регулировать свои действия, целеполагание.




Личностные: положительная мотивация и личностный интерес к изучению темы «Текстовые редакторы»;




Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Слайд 1:






Слайд 2:

Изучение нового материала (20 мин)

3.

1. Изложение нового материала с демонстрацией слайдов презентации.

На уроке вы познакомитесь с понятиями, связанными с текстовыми редакторами.

(Слайд 3) Что же такое «Текстовый редактор»

Записываем определение.

«Текстовый редактор (ТР) – это прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы. Редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ».





Какие текстовые редакторы вам известны?

Верно, Microsoft Word

является одним из текстового редактора.

(Слайд 4) Существует множество разнообразных текстовых редакторов от простейших учебных, до мощных издательских систем.

Запишем в тетрадь.

Простые редакторы (Блокнот) (позволяют редактировать текст, осуществлять простейшее форматирование шрифта).

Совершенные – процессоры (Microsoft Word, Star Office Writer) (позволяют не только редактировать текст, но и выполнять более сложные операции над текстом (выравнивать, вставлять формулы, таблицы, картинки)).

Создатели сайтов (Microsoft FrontPage) (используются для подготовки к публикации в Интернете Web-страниц и Web- сайтов).


Как вы считаете, с какими данными работают текстовые редакторы?

Хорошо, а кто может назвать структуру текста? Из чего он состоит?


(Слайд 5) Давайте обратимся к слайду и запишем себе в тетрадь, что структурными единицами текста являются: символ, слово, строка, абзац, страница, раздел.







(Слайд 6) На слайде представлена структура текстового редактора Microsoft Word, как раз то, что мы с вами записали раннее. Ознакомьтесь со слайдом (даётся минута).




У нас в структуре, указана строка состояния, как вы считаете, для чего она нужна?


Верно, но это не все функции строки состояния.

(Слайд 7) Обратим внимание на слайд. Здесь показаны функции строки состояния.

По строке состояния мы можем узнать, как вы уже сказали, порядковый номер, также количество слов в активном документе, действующий язык написание текста, также можно включить кнопку проверки орфографии.


Сейчас, попрошу вас сесть за компьютеры и вместе с вами посмотрим, некоторые приемы работы с текстовыми редакторами, а также их возможности. Не забываем про технику безопасности при работе за компьютером.

Учитель присаживается за главный компьютер и по шагам, с помощью интерактивной доски, показывает приёмы работы с ТР.

Первым делом запускаем Microsoft Word.


У нас с вами есть электронный документ на рабочем столе «Редактирование текста» (Приложение 1) нам сейчас нужно будет его

отредактировать.

Нам нужно разделить текст на три абзаца.

Как считаете, где начинается второй абзац?




Верно. Чтобы отделить абзац нам нужно, поставить курсор мыши перед нужным предложением, а именно «Родина – мать своего народа». Далее мы нажимаем кнопку Enter на клавиатуре. Предложение, с которого начинается новый абзац, переместилось на новую строку.

Теперь нам нужно указать третий абзац. Где будет начинаться третий абзац?





Всё, верно. Аналогичными действиями разделяем наш текст на третий абзац.


Мы отредактировали текст, теперь нам осталось указать отступ красной строки.

Для этого выделяем текст полностью до заголовка, затем раскрываем окно «Абзац», после этого в пункте «Отступ» выбираем «Первая строка» и в графе «На» указываем «1,25» и получаем результат.

Все свои проговорённые шаги, учитель параллельно демонстрировал на интерактивной доске.

Вот такой конечный вариант у нас получился (Приложение 2). Мы потренировались редактировать текст, а именно, выделять абзацы и делать отступы нового абзаца.

Учащиеся активно участвуют в процессе изучения основных понятий

Запись в тетради:

«Текстовый редактор (ТР) – это прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы. Редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ».


– Microsoft Word



Учащиеся слушают учителя, делают запись в тетрадь.

Запись в тетради:

Простые редакторы:

  • Блокнот

Совершенные:

Процессоры

  • Microsoft Word

  • Star Office Writer

Создатели сайтов:

  • Microsoft FrontPage






– С текстом, рассказом.


– Текст состоит из слов, различных символов.

Запись в тетради:

Структурные единицы текста:

  • символ

  • слово

  • строка

  • абзац

  • страница

  • раздел.



Обучающиеся смотрят слайд, запоминают наглядную структуру окна текстового редактора.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

– Мы можем по ней определить, на какой странице мы находимся.



Учащиеся внимательно слушают учителя.








Учащиеся рассаживаются за компьютеры по одному.

Вспоминают технику безопасности.




Обучающиеся вместе с учителем запускают программ - Microsoft Word.

Переносят текст в печатный вид.


–Второй абзац будет начинаться с предложения «Родина – мать своего народа»


Учащиеся проделывают указанные шаги.






– Третий абзац будет всего одно предложение «Любить Родину – значит охранять её, жить с ней одной жизнью»


Учащиеся вместе с учителем проделывают указанные шаги.




Обучающиеся смотрят на выполнение шагов учителем, после этого приступают самостоятельно проделывать действия.



Сохраняют свои работы в своей папке.

Познавательные: формирование представления о среде текстового редактора, формирование умений формализации и структурирования информации о текстовых редакторах











Личностные: понимание значения текстовых редакторов в жизни человека.










Регулятивные: формирование навыков самоорганизации, планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата.






Регулятивные: формирование деятельности с целью достижения желаемого результата.







Познавательные: формирование представления о среде текстового редактора, формирование умений формализации и структурирования информации о текстовых редакторах

















Коммуникативные: умение грамотно строить свою речь, сотрудничество в выборе способа решения возникшей проблемы.





Познавательные: формирование умений структурирования информации о текстовых редакторах



(Слайд 3)













(Слайд 4)







(Слайд 5)


(Слайд 6)









(Слайд 7)








(Приложение 1 )









































(Приложение 2)




Закрепление (10 мин)

4.

А теперь предлагаю закрепить полученные знания на уроке. Для начала ответим устно на вопросы, которые будут представлены на слайде.

(Слайд 8.1) Для чего используют текстовый редактор Word?







(Слайд 8.2) Чтобы запустить MS Word, какие действия нужно выполнить?




















(Слайд 8.3) Что называется текстовым редактором?












(Слайд 8.4) Назовите основные области главного окна Microsoft Word?






(Слайд 9)

Теперь предлагаю выполнить задание у доски.

Вызывает к доске одного из учащихся для выполнения интерактивного упражнения

«Укажите пропуски». На задание даётся 2 минуты.

Упражнение выполняет один из учащихся у доски, аргументируя свой выбор, остальные выполняют в это время на своих местах.













А теперь вам необходимо самостоятельно за компьютерами выполнить следующие задания, представленные на слайде. Эти же задания размещены на рабочем столе под названием «Практическая работа» На выполнение даётся 6 минут. После завершения времени нужно будет сравнить с эталоном, т.е со слайдом.


(Слайд 10.1) Оформите текст в виде стихотворения:

«Прилетели галки в поле И уселись на снегу. Стану я учиться в школе – Разобраться в них смогу!»


(Слайд 10.2) Строчки перепутались. Восстановите строки в стихотворении в правильном порядке. (Перепечатать текст в правильной последовательности)

Тише, Танечка, не плачь, (3)

Уронила в речку мячик. (2)

Наша Таня громко плачет, (1)

Не утонет в речке мяч. (4)


Я козленка в сад зеленый (3)

Я сама его пасу. (2)

Я в траве его найду. (6)

Рано утром отнесу. (4)

Он заблудится в саду – (5)

У меня живет козленок, (1)


(Слайд 11-12) Время на выполнение самостоятельных заданий закончилось. Посмотрите на слайд, у всех так получилось?

Ходит по классу проверяет, все ли учащиеся сделали правильно.




Учащиеся отвечают на вопросы учителя:



– Текстовый редактор Word используется для создания и оформления рассказов, докладов, книг, содержащих надписи, таблицы, схемы, рисунки, фотографии.


–Для запуска MS Word нужно:

1.Нажать кнопку «Пуск» выбрать в открывшемся меню команды «Все программы», затем «Microsoft Office» и команду с названием «Microsoft Office Word»;

2.Нажать кнопку приложения на панели Быстрый запуск;

3. В окне папки с документом приложения дважды щелкнуть его значок — запустится приложение и откроется документ;




– Текстовым редактором называют прикладную программу, которая позволяет создавать текстовые документы на магнитном диске, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать документ, изменять формат документа.


– Основными областями главного окна являются: строка заголовка, строка меню, панели управления, рабочая область, строка состояния).


Обучающийся выполняет интерактивное упражнение, следуя инструкции, поясняет свой выбор.

Возможный вариант рассуждения при выполнении упражнения:

–Для работы с текстами на компьютере используются программные средства называемые текстовыми редакторами или текстовыми процессорами. С помощью

Microsoft Word вы можете не только набирать текст, но и оформлять его по своему вкусу.



Учащиеся выполняют задания самостоятельно за компьютером:




Работа за компьютером:

Задание 1.

«Прилетели галки в поле И уселись на снегу.

Стану я учиться в школе – Разобраться в них смогу!»

Задание 2.

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.


У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.








Сравнивают свои варианты с эталоном (слайдом).

Регулятивные: планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата





Познавательные: структурирование информации о текстовых редакторах и умения оценивать количественные параметры редакторов и использовать их при выполнении практических работ



Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Личностные: стремление использовать полученные знания в процессе обучения.












Личностные: стремление использовать полученные знания в процессе обучения.























Регулятивные: планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата






Познавательные: умения оценивать количественные параметры редакторов и использовать их при выполнении практических работ



(Слайд 8.1)




(Слайд 8.2)
















(Слайд 8.3)






(Слайд 8.4)



(Слайд 9)

Интерактивное упражнение «Укажи пропуски». (https://learningapps.org/watch?v=px74uy5pk22)














(Слайд 10.1)

(Слайд 10.2)





(Слайд 11)

(Слайд 12)


Подведение итогов. Домашнее задание (5 мин)

5.

Учитель подводит итоги урока, выставляет отметки.

(Слайд 13) Наш урок подошел к концу. Сейчас хочу предложить не совсем обычный способ оценки вашей работы на уроке.

«Шесть шляп». Обучающиеся делятся на 6 групп, деление происходит по 4 парты, начиная с первой.

У каждой группы — особая задача и, соответственно, символизирующая эту задачу шляпа определенного цвета.

(Слайд 14) Спасибо за урок. Запишите домашнее задание в дневник.
















Урок окончен. До свидания.


Обучающиеся делятся на 6 групп и называют цвет шляпы. Проделывают задачу, которая стоит перед ними с выбранной шляпой.






Записывают домашнее задание и прослушивают рекомендации по его выполнению

Запись в дневнике:

§14

Трактовка термина «Текстовый редактор», знать структурные единицы измерения.

Вопросы на стр.85 (устно).

ЦОР№4: Часть 1. Глава 3, §14

Регулятивные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации






(Слайд 13)


(Слайд 14)



Приложение 1



Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерями, переживает за них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. Любить Родину – значит охранять её, жить с ней одной жизнь






















Приложение 2


Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерями, переживает за них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину.

Любить Родину – значит охранять её, жить с ней одной жизнью.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!